#9 Зина Лобанова - Как создать подкаст с нуля, если ничего не знаешь о мире подкастов

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Зина Лобанова
журналист
Как создать подкаст с нуля, если ничего не знаешь о мире подкастов
темы подкаста
  • 1
    Журналистика ушла в соцсети и интернет
    Как каждый теперь фотограф, так и каждый сегодня может быть журналистом, топикстартером. И если ты где-то что-то увидел и написал в соцсети, то эта новость может разнестись в момент. Самый известный кейс про жирного кота Виктора. Человеку не понадобились никакие журналисты, он написал сам, и это подхватили все. А раньше это был бы классический пример журналистики, то есть журналист пишет, и это потом подхватывают все. А здесь мы имеем обратный эффект.
  • 2
    Телеграмм канал появился потому, что стало неудобно в фейсбуке
    В фейсбуке своеобразная система выдачи, и она всё время меняется. И многие знакомые мне писали, что они что-то не видят, многих я не видела. Поэтому я решила потестить новую площадку. Мне понравилось, что в телеграмме возможен достаточно большой объем. Если в инстаграме у тебя объем поста – 2000 знаков. В твиттере – совсем коротко. А мы же журналисты, мы будем писать лонгриды. Хотя я считаю, что это тоже будет уходить. Потому что новое поколение не читает такие большие тексты.
  • 3
    Подкаст - это просто проект
    Сформировала для себя мысль, о чем он будет. Надо делать канал по какой-то теме, которая тебе интересна, в которой ты – спец, в которой ты хочешь разобраться. Я знаю примеры, когда люди хотели в чем-то разобраться и начинали об этом писать. И я сформировала тему и стала изучать ее. Мне было легко, потому что тема – подростки. Но там были вещи, которые я не знала. То есть я вместе с читателями занимаюсь изучением этой темы.
  • 4
    Следующий этап - подача и язык канала
    Будут какие-то фишечки или не будут. Может быть, у тебя будут картинки, или у тебя будет какой-то собственный художник, который будет тебе что-то рисовать. Используешь ты мат в своей речи и ненормативную лексику или не используешь.
  • 5
    Нужно как следует готовиться к интервью
    Подкаст и аудио-интервью, вот когда ты говоришь и тебя не видно, и ты скован только звуком, он не терпит никаких пауз и лишний слов. И надо быть очень четким. То есть ты можешь отходить, шутить, но это все должно быть в рамках одной мысли. Как только ты выходишь куда-то на вторую-третью мысль, это все потом очень сложно вырезать. Это все потом можно вычистить, но это сложно вырезать, и это все слышно. Поэтому конечно мне кажется, что для человека, который начинает этот путь, надо очень четко продумывать вопросы и даже интонационно их дома проговаривать.
  • 6
    Художники были бедные всегда
    Художник и пиарщик — это две разные профессии, и они как правило не пересекаются. И здесь нечего бояться. Все художники должны иметь просто своего импресарио какого-то, человека, который тебя продает. И это нормально. Это как с актерами. Не все актеры могут себя продать. То есть тот случай, когда ты художник и ещё можешь себя продать – тебе повезло.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Сегодня мы говорим с журналистом, создателем телеграм канала о жизни матери двух подростков поколения зет, а также начинающим подкастером Зиной Лобановой. О том, как создать подкаст с нуля, чего ждать и как его монетизировать. Расскажи, пожалуйста, как ты считаешь, журналистика сегодня – это творчество или ремесло?

Зина: Я думаю, что журналистика сегодня – это в первую очередь всё-таки ремесло. Она настолько трансформировалась, что мы можем говорить о том, что мы больше занимаемся ремеслом, а творчеством мы занимаемся в каких-то смежных вещах, куда расширилась журналистика. Она ушла в соцсети, в интернет. Как каждый теперь фотограф, так и каждый сегодня может быть журналистом, топикстартером. И если ты где-то что-то увидел и написал в соцсети, то эта новость может разнестись в момент. Самый известный кейс про жирного кота Виктора. Человеку не понадобились никакие журналисты, он написал сам, и это подхватили все. А раньше это был бы классический пример журналистики. То есть журналист пишет, и это потом подхватывают все. А здесь мы имеем обратный эффект. Человек написал, и подхватили журналисты. Еще я думаю, что журналистика сейчас идет в сторителлинг сильно.

Анна: А почему ты решила создать телеграм-канал, как это произошло?

Зина: На самом деле все заводили телеграм. Потому что стало неудобно в фейсбуке. В фейсбуке очень своеобразная программа выдачи, и она всё время меняется. И многие знакомые мне писали, что они что-то не видят, многих знакомых я не видела. Я понимала, что не всегда то, что я пишу, имеет обратный какой-то эффект от того, читают это люди или нет. Поэтому я решила потестить новую площадку. Мне ещё понравилось, что в телеграмме возможен достаточно большой объем. Если в инстаграме у тебя объем поста – 2000 знаков. В твиттере – совсем коротко. А мы же журналисты, мы будем писать лонгриды. Хотя я считаю, что это тоже будет уходить. Потому что новое поколение не читает такие большие тексты. Это мы такие олдскульные ребята, которые читают большие объемы.
В телеграмме нет обратной связи. Ты – свободен от лайков, от комментариев. Никто не может тебе ничего написать. Мне иногда пишут в личку. Но, вообще, было интересно попробовать говорить в никуда. И узнать, интересно это будет другим людям или нет. Я сделала телеграм-канал, стала рассказывать о себе, о том, как я живу с двумя подростками, своими детьми, как они занимаются спортом. И оказалось, что многим интересны не только вопросы воспитания, в которых я – не лучший образец. Многим оказались интересны истории про жизнь. Они стали приходить и подписываться. Мне кажется, что это такой новый вариант жж. В его лучшие годы. Мы все такие старые, что помним жж. Но вот жж, оно начиналось с того, что люди писали о том, как у них прошел день, куда они сходили и что они попили.

Анна: Как ты думаешь, все эти соцсети, телеграм, твиттер – это современные медиа?

Зина: Да, конечно. Я думаю, что это современные медиа. И это то, с чем надо работать маркетингу и пиарщикам. Я думаю, что все крупные медиа, издательские дома должны активно на эти площадки заходить. Например, сейчас есть новая площадка, тикток называется. Это маленькие ролики там, на 15-20 секунд. И она начиналась, как площадка только для подростков. Там реально были только подростки, которые писали ролики. Но сейчас я смотрю, там и Харламов уже, и многие звезды. И я думаю, что туда пойдет бизнес, потому что это место для рекламы, где ты можешь продавать.

Анна: Скажи, когда ты решила создавать Телеграм канал, что ты сделала сначала? Дай небольшую инструкцию.

Зина: Сначала, конечно, я решила, что он будет очень популярным. Я решила зайти с козырей. Потом я подумала, что я к нему отнеслась отчасти как к проекту, но любимому проекту. И сформировала для себя мысль, о чем он будет. Я считаю, что есть смысл когда ты не какой-то топовый человек, не знаю, Артемий Лебедев, дай бог ему здоровья, то конечно надо делать канал по какой-то теме, которая тебе интересна, в которой ты – спец, в которой ты хочешь разобраться. Я знаю примеры, когда люди хотели в чем-то разобраться и начинали об этом писать. И я сформировала тему и стала изучать ее. Мне было легко, потому что тема – подростки. Но там были вещи, которые я не знала. То есть я вместе с читателями занимаюсь изучением этой темы.

Анна: В итоге, твои читатели – это небольшая аудитория? В связи с темой. Или нет?

Зина: Я так и не могу понять среднюю категорию моих читателей. Я думаю, что в основном – это мамы. Но я знаю, что у меня очень много есть читателей, у которых нет детей. И которые сами ещё вчера были подростки. Это девушки 23-25 лет. И даже младше. Понятно, что у меня есть подписчики, друзья моих дочерей. И это собственно главный источник информации о жизни. У меня есть пост про то, что мы взяли собаку и у нас теперь будет жить собака. И мне написало несколько мужчин о том, что у них тоже есть йорки. И йорк — отличная собака. Так что есть мужчины.
Я придерживаюсь мысли о том, что в общем, это один из законов сторителлинга, что когда ты пишешь, ты закладываешь реакцию на свои тексты. Я не очень хочу, чтобы меня комментировали. Я рассказываю потому, что я хочу поделиться. Идеальный комментарий, который я бы хотела услышать – это "Зина, спасибо, ты меня поддержала своим текстом, я много узнала, мне было интересно". Другие комментарии мне не очень нужны. Поэтому я думаю, приходит много читателей, которым просто интересно почитать.

Анна: Если я завтра захочу создать свой телеграм-канал, какие бы советы ты мне дала? Я так понимаю, прежде всего, придумать тему, на которую я хочу писать?

Зина: Я думаю, да. Разобраться с тем, что ты хочешь рассказать. О чем ты хочешь? Есть масса каналов узкоспециализированных. Про косметику, шампуни. И люди это читают, используют, тестируют. Это может быть про стиль одежды, сугубо про какой-то определенный стиль одежды, может быть. Моя телеграм-подружка ведет канал про собачек. Вот она нашла себя. Она будущий зоопсихолог. И это хороший самопиар, потому что мне интересно её читать, я ей доверяю. Точно также я подписана на канал доктора Павлова, и тоже много специализированной информации, которая мне интересна. Потом я бы разбиралась с языком и подачей. Будут у тебя какие-то фишечки или не будут. Может быть, у тебя будут картинки, или у тебя будет какой-то собственный художник, который будет тебе что-то рисовать. Используешь ты мат в своей речи и ненормативную лексику или не используешь. Я бы это как-то скомпоновала и как-то для себя определила.

Анна: Ожидание и реальность. Было ли что-то, чего ты никак не ожидала? Ты говорила, что он будет очень популярным, он стал популярным в принципе.

Зина: Внезапно я нашла поддержку у администраторов каналов, которые никак не на тему подростков и материнства. И мы с ними как-то задружились и в хороших отношениях. Но допустим в каких-то каналах родительских я была удивлена тем, что я читала. И мне очень нравится в этом случае присказка, что когда не было соцсетей, только в семье знали, что ты дурачок. Это лучший показатель умственного развития, я считаю. И эмоциональной отдачи. Потому что больше ничто так не покажет, как тексты, которые вы пишете. Я думаю, что это первое, что должен знать человек. Я не боюсь показаться смешной, не боюсь показать, что у меня есть какие-то ошибки. Не боюсь показать, что у меня есть какие-то факапы. Они у всех есть, из этого и состоит жизнь. Но я уверена в каких-то своих навыках, в том, что я умею писать. Поэтому меня здесь очень сложно задеть.

Анна: Прошло немного времени, ты снова решилась на первый шаг, на этот раз ты решила сделать подкаст. Расскажи, как тебе пришла эта идея, почему ты захотела это делать.

Зина: Это тоже из серии выхода из зоны комфорта. У меня выросли дети, мне стало комфортно жить, я перестала испытывать стресс. Для меня это журналистика, которую я люблю. У меня подкасты связаны с интервью. Я приглашаю спикеров и разговариваю. Это возможность поговорить с кем-то и показать другие грани тех тем, на которые я пишу. У меня тоже подкаст о подростках, он запускается и ещё не выложен нигде. Он будет называться "Мама, я поела и в шапке". И у нас есть ещё задумки о других подкастах, но пока не скажу о чем они. Мне кажется, что это другой срез телеграм-канала. Ты можешь пригласить человека, который не умеет писать, но ты можешь с ним поговорить и он тебе расскажет то, что важно.

Анна: Это другой формат, много ли ты об этом знала к моменту запуска, изучала, готовилась?

Зина: Я прочла публикацию, что это завтрашние медиа. Это достаточно популярная тема в Америке и Канаде. В штатах второй бум подкастов идет. У нас из подкастов самые популярные – это наверное, Медуза и Арзамас. Но когда я скачала приложение, то оказалось, что там масса самых разных подкастов и их достаточно интересно слушать. Я даже не помню все названия, потому что я слушала в день по два-три подкаста, чтобы хотя бы просто разобраться, что это такое и понять, какой уровень мне интересен.

Анна: То есть ты по сути изучила конкурентов?

Зина: Я пыталась найти конкурентов по подросткам и не очень честно говоря их нашла. Но очень много подкастов было о том, как воспитывать детей. Вот у меня есть ребенок, ему три года, и я теперь всё знаю. Конечно, это надо все изучить, послушать и посмотреть, для того, чтобы ты понимал, на какое поле ты выходишь.

Анна: А что потом?

Зина: Потом я записала свой голос на аудио, послушала его, ужаснулась и прорыдала сутки. Сказала, что это совершенно все чудовищно, и никто никогда не должен это услышать. Подумала, нашла звукорежиссера, обсудила возможно ли меня переозвучить, может ли кто-то мои вопросы задавать. В общем, я очень долго рефлексировала на тему голоса, потом оказалось, что это делают все. Только у актеров может быть этого нет, не знаю. Потому что это часть их имиджа. Потом я поставила себе дедлайн, решила, что надо записать подкаст. Договорилась с девочкой, которая мне давала первое интервью. И нашла студию. В моем случае я решила писаться в студии, потому что когда мне начали объяснять, как это надо сделать дома, мне не хватило технического понимая всего этого. Я знаю, что можно записаться дома, и это будет неплохо. Дело в том, что насколько я поняла, если у тебя очень хорошее качество звука, приложения сами продвигают твои подкасты. То есть для них важно, чтобы было хорошее качество звука. И другие площадки, которые заинтересованы в подкастах, начинают продвигать те подкасты, у которых хороший уровень звука. А хороший уровень звука, к сожалению, можно получить только в студийных условиях. Либо дома надо иметь очень дорогую технику. И там микрофоны наверное где-то в среднем начинаются от 25-30 000. В моем случае студия стоила 1200-1500 на час.

Анна: То есть это в общем не так чтобы дорого?

Зина: Не так, чтобы дорого. Потом там небольших денег стоит работа звукорежиссера, но на самом деле можно самой скачать программу и подрезать все лишнее, подложить музыку. То есть в принципе, все остальное, если ты технически подкован, то осилишь сам. Я считаю, что взрослый человек может взять себя в руки.

Анна: А как ты решилась запустить подкаст, когда ты по сути не очень сильна была в этом мире?

Зина: Мы никогда не останавливаемся и позоримся до конца. Я на самом деле нашла много поддержки у своих друзей. Я написала пост в фейсбуке о том, что у меня есть такое интервью, и я хочу подкаст. И я на середине пути, не знаю, кому это интересно. Когда ты что-то делаешь, начинает казаться, что это никому не интересно, никому не нужно, ты уже это сто раз прослушал. Ты уже проклял себя за какие-то дополнительные слова, за слова паразиты, за интонации, за ме-бе. И думаешь, господи, вот это сейчас услышат все, вот оно моё позорище. Я написала пост, рефлексируя. И очень много друзей пришло и меня поддержало. Я выложила часть интервью в текстовом виде. И многие написали: "да, мы хотим это послушать". Плюс я ещё воспользовалась, так сказать, добротой своих друзей, дала им послушать эти подкасты. В качестве тестирования. И они ничего плохого не сказали. Все мои друзья – лицемеры, и сказали, что все было замечательно. Если вам кажется, что вы сделали что-то плохо, но вам хочется славы, то поверьте мне, вокруг вас есть много людей, которые делают хуже, намного раз хуже, и возможно то, что вы сделали, не так плохо. Я этим себя утешила.

Анна: Какие ошибки на твой взгляд ты уже совершила с подкастами, чего бы тебе хотелось избежать, если бы ты сейчас начала этот путь?

Зина: Я плохо подготовилась. Несмотря на свой журналистский огромный достаточно опыт, мне показалось, что раз это развлечение, и как это так я со своим 20-ти летним опытом журналистики, приду и задам вопрос. У меня было такое примерное представление, о чем надо говорить. Но на мой взгляд подкаст и аудио-интервью, вот когда ты говоришь и тебя не видно, и ты скован только звуком, он не терпит никаких пауз и лишний слов. И надо быть очень четким. То есть ты можешь отходить, шутить, но это все должно быть в рамках одной мысли. Как только ты выходишь куда-то на вторую-третью мысль, это все потом очень сложно вырезать. Это все потом можно вычистить, но это сложно вырезать, и это все слышно. Поэтому конечно мне кажется, что для человека, который начинает этот путь, надо очень четко продумывать вопросы и даже интонационно их дома проговаривать. Потому что когда я начала потом редактировать подкаст, я сильно провалилась. Есть моменты, где мне не нравится то, что я говорю, мне не нравится, как звучит мой вопрос. Но это уже не переписать. И потом я была связана временем. Мне не хотелось платить дополнительные деньги, мне хотелось уложиться в этот час, чтобы заплатить ту сумму, на которую я рассчитывала.

Анна: Как ты планируешь проект развивать?

Зина: Наверное, как с телеграмом. Как площадку, которая может быть интересно для рекламодателей, которые заинтересованы в подростковой аудитории. И рекламодатели, которым интересны родители, у которых есть подростки.

Анна: То есть собственно это и есть тот способ монетизации, который ты придумала для себя?

Зина: Да. Я думаю, что это монетизация или взаимный пиар. Можно делать какие-то вещи, мне кажется, которые были бы интересны и мне, и другой стороне, которая приходит на интервью.

Анна: Ты планируешь делать рекламные вставки, как на ютубе сейчас делают?

Зина: На самом деле в подкастах сейчас много где зашита реклама. Просто всё это проговаривается. Это может быть интервью с какой-нибудь образовательной школой, допустим. У меня есть одно условие, которое я соблюдаю очень жестко для себя в телеграме и собираюсь продолжать в подкастах, я беру только то, что мне реально интересно. То, что я считаю интересным, полезным, то, что я сама потестила. Или я понимаю необходимость этого.

Анна: Через сколько ты планируешь вывести в прибыль свой подкаст, у тебя есть какой-то бизнес-план?

Зина: Я бы хотела через год попасть в какой-нибудь топ подкастов. Через год выйти в этом мире в какой-то узнаваемую и известную позицию, чтобы меня там може рекламировали, продвигали.

Анна: Есть несколько вопросов, которые я задаю всем героям. Скажи, как ты считаешь, почему в нашей стране творчество и деньги часто противопоставляют. Типа ты либо творчеством занимайся, либо иди деньги зарабатывай.

Зина: У нас принято говорить "а вот в советском союзе…". Но на самом деле художники были бедные и до советского союза, и в других странах они тоже были бедные. Я думаю, что художники так и будут голодные, потому что художник и пиарщик — это две разные профессии, и они как правило не пересекаются. И здесь нечего бояться. Все художники должны иметь просто своего импресарио какого-то, человека, который тебя продает. И это нормально. Это как с актерами. Не все актеры могут себя продать. То есть тот случай, когда ты художник и ещё можешь себя продать – тебе повезло.

Анна: Как ты считаешь, может ли художник научить себя заниматься продажами?

Зина: Я считаю, что он может себя научить, другой вопрос, насколько это будет хорошо и насколько это ему надо. Все-таки мне кажется, что это навык. Занятие бизнесом — это навык. И есть люди, у которых этого навыка нет. Мой совет им всегда один: признать это, перестать мучиться и найти себе человека, который будет этим заниматься. Мне кажется, что на начальном этапе, если мы говорим о начинающих ребятах, которые хотят себя продвигать. Им так или иначе придется самим себя продвигать и разбираться в том, как продвигать свои будущие работы. Иначе никак. Пока они не зарабатывают. Это не сложно. Мне кажется, что соцсети дают огромные возможности для всех, кто хочет себя куда-то продвинуть.

Анна: Как ты для себя решила этот вопрос? В смысле пиара и всего остального.

Зина: Собственно, поскольку я сама пиарщик. Журналист, который ушел в пиар. Я примерно представляю, как работают эти механизмы, но к сожалению, я – не из тех, кто помоги себе сам. Где-то я пользуюсь, я знаю механизмы пиара, как они работают. А где-то я просто обсуждаю, прошу совета у своих друзей, которые более прокачены в пиаре, что можно там или в другом месте сделать. Я считаю, что если ты чего-то не понимаешь, не бойся пойти и задать вопрос человеку, который знает. Один из плюсов сегодняшнего дня, что специалисты для рекламы и пиара делают бесплатные вебинары. Можно все это послушать, прикинуть и использовать. И в конце концов может быть какой-то себе купить семинар. Но на начальном этапе посмотреть — всё бесплатно.

Анна: Спасибо вам за то, что были с нами. Ставьте лайки, если мы были вам полезны. Это лучшая обратная связь для нас. И подписывайтесь, чтобы не пропустить следующий выпуск. А ещё нам очень нравится читать ваши комментарии и вопросы, поэтому мы их очень ждем. Чудесного вам дня, пока-пока.


Я напоминаю, что наш проект про творчество и деньги, и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет журналист Елена Мартынова. Мы с ней поговорим о том, почему людям с ограниченными возможностями нужна помощь в творчестве.
Made on
Tilda