#5 Ольга Ладыгина - из путешествий в трэвел-журналистику

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Ольга Ладыгина
спа- и трэвел- журналист
Как начать свое дело
темы подкаста
  • 1
    Я не видела себя журналистом, но очень любила путешествовать.
    Хотя писать начала на третьем курсе института. Когда из-за кризиса мне перестало хватать на путешествия, я решила совместить хобби и работу. Тогда мне казалось, что это очень просто.
  • 2
    Я выиграла билет на трэфел-бранч на портале "Я туристка"
    Там присутствовали все знаковые персоны в сфере трэвел-журналистики. И мне удалось с ними познакомиться. Так я получила e-mail'ы. Узнала об их требованиях, что тоже было важно. Но сначала я попала в журнал Discovery. Это история на тему, что если ты куда-то стучишься, то тебе откроют дверь. Я была редактором сайта в компании, которая продавала дизайнерскую мебель. Вместе со мной редактором сайта оказалась Катя Антонова – девочка, которая перед этим работала ответственным секретарем Discovery. И она рассказала о моей мечте редактору журнала. И он написал мне письмо.
  • 3
    Самое главное - тема материала и его структура
    Сбор материала и подбор темы иногда могут меняться. Может быть, ты куда-то поехал, встретил интересную историю или человека, нашел тему и предлагаешь ее журналу. Бывает наоборот: ты придумал тему, предлагаешь журналу, журнал утвердил и под эту уже тему ищешь спикеров. Сбор материала - это не только встреча со спикерами и живые интервью. Это еще и поиск экспертов, которым в письменном виде задаешь вопросы. Это сбор материала и в сети, и в бумажных источниках. И любой материал надо проверять.
    Потом пишется либо план, либо синопсис. Все зависит от требований редакции. И когда канва идеи утверждена, пишется статья, вычитывается, сокращается, правится, высылается редактору. Следующий этап – работа с редактором, который может прислать либо уточняющие вопросы, либо правки, либо попросить переписать статью. Если первый раз пишешь под рубрику и неудачно попал в формат или не выдержал идею, так бывает. А когда все это пройдено, то статья публикуется. И вот когда она вышла, можно получить гонорар.
  • 4
    Первые деньги я получила только через три года
    Первую заказанную статью я написала в апреле. Вышла она через 3 года с хвостиком. Через 3 года в апреле мне сказали: «Оля, ура, мы ее ставим».
  • 5
    Пресс-туры не так приятны, как кажется
    Пресс-тур - это работа по 12 часов в сутки и бесконечные переезды. Ты толком ничего не видишь и не понимаешь.
  • 6
    На эти деньги прожить сложно
    Как правило все сочетают этот вид дохода с чем-нибудь еще. Потому что журналов мало, конкуренция высокая. А еще из одной поездки вы можете привезти не больше трех статей, за которые вы получите в лучшем случае тридцать тысяч. А вам надо окупить поездку и еще на что-то жить.
Советы Ольги новичкам:
  1. Чтобы начать зарабатывать, иногда приходится потрудиться бесплатно. В чем многие правы, не стоит этим чрезмерно увлекаться, потому что для совершенства нет пределов.
  2. Не надо складывать все яйца в одну корзину. Пусть у вас будет несколько источников дохода и желательно в рамках ваших увлечений и хобби.
  3. Работа – это, как минимум, треть нашей жизни, как у фрилансеров. Надо получать от нее удовольствие.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Всем привет. Меня зовут Анна Лобанова, и с вами проект Artcoin про деньги для творческих людей. Сегодня у нас в гостях трэвел- и спа- журналист Ольга Ладыгина. Оля, привет!

Ольга: Привет!

Анна: И мы будем говорить о еще одном способе превращения хобби в профессию. Ольга превратила свое хобби - путешествия в свою работу. Оля, расскажи, пожалуйста, всегда ли путешествия были твоим главным увлечением?

Ольга: Они были моим увлечением с ранней юности. Дело в том, что я еще в период работы своей в школе, начала путешествовать все каникулы. А в школе я работала еще со времен обучения в институте. А каникул у преподавателя много. И вот все каникулы я разъезжала, и когда я нашла себе параллельно вторую работу, я там как-то хитро умудрилась договориться с начальством, что меня продолжали отпускать, и, собственно, у меня, у единственной, во всей конторе фактически отпуск получался где-то 2,5-3 месяца в году, и все это время я ездила.

Анна: Хороший отпуск, многих людей пугает как раз невозможность таких долгих поездок из офиса. Скажи, пожалуйста, какое у тебя образование, и чем ты занималась до журналистики. Мы уже выяснили, что в школе работала, а еще?

Ольга: Я закончила социологический факультет педагогического института со специализацией культурология. И работала сначала по специальности учителем в школе, потом из школы ушла. Потому что реформы как-то очень меня расстроили. Собственно, работать учителем они очень сильно мешали. Плюс я успела еще много где поработать: руководителем пресс-центра в архитектурно-дизайнерской студии, которая, к сожалению, не пережила кризиса, сеошником, оттуда я ушла, потому что очень нервная и неблагодарная работа оказалась.

Анна: А как ты решилась превратить свое хобби – путешествия в профессию?

Ольга: На самом деле это произошло достаточно спонтанно и относительно случайно. Потому что вот кем-кем, а журналистом я себя не видела вообще ни разу. И считала, что это вот совсем ни разу не мое дело. Но кризис № 2 и на вот эти вот привычные путешествия стало сложновато добывать деньги, я справлялась как-то, но это стало очень напряженно. И на каком-то этапе пришла в голову мысль, что вот было бы чудесно и замечательно вот так вот ездить, а мне бы еще деньги платили за это. После поездки по Норвегии я подумала это, потому что мне очень понравилась наша гид-сопровождающая там. И я решила, что это задача для меня. Едешь себе там в микрофон болтаешь. Все прекрасно и замечательно, чего бы мне не стать гидом-сопровождающим. Хотя было понятно, что не все там сплошь такие вот прямо розы цветущие. И совершенно не факт, что мне было бы приятно и легко справляться с истеричными экскурсантами, решать всякие организационные вопросы. Но я сначала начала думать в эту сторону и искать способы обучения, курсы и т.д. Совершенно случайно я наткнулась на книгу и сайт Юлии Щукиной, которая в каком-то плане основоположник тревел-журналистики в России. И поскольку я очень активно к этому моменту очень много чего писала, что входило в круг моих профессиональных обязанностей, я об этом задумалась. Опять же никаких тебе истеричных туристов, сидишь себе пишешь. Идеальный вариант.

Анна: Скажи, а что значит спа-трэвел? Ты вот тревел-журналист и спа-трэвел-журналист.

Ольга: Ну, это я отчасти сама себе придумала. На самом деле у любого журналиста, чтобы он был востребован, должна быть какая-то своя фишка. Кто-то специалист в фуд журналистике как Марина Миронова. Кто-то специалист по яхтингу как Марина Матвиенко. А я всегда очень любила за собой поухаживать. Собственно, как большинство женщин любит за собой ухаживать и тема спа всегда была очень мила моему сердцу. И так получилось, что я случайно познакомилась с Еленой Богачевой, Президентом Международного совета по развитию индустрии спа и велнес и послом Всемирного дня велнес в России. Она была экспертом в одной из моих статей, которые я для журнала Discovery писала. Дальше я благодаря ей оказалась в пресс-туре, который проводили по теме спа в Марокко. Потом я оказалась членом жюри конкурса. А в пресс-туре я познакомилась с редакторами специализированных журналов. И подумала: а почему бы мне не пописать про культурные традиции спа и не привязать путешествия к вот этим вот традициям ухода за собой. Редакторы очень обрадовались этому предложению. Так я начала в этом направлении работать и его развивать.

Анна: Скажи, пожалуйста, как ты вообще начала писать и когда?

Ольга: Писать я начала где-то на 3 курсе института, и первым, что я писала, были словари и учебники. То есть я как-то так ухитрилась быть одним из соавторов учебника для ВУЗов по культурологии. Попала я туда через своего папу, который как раз автор учебников достаточно известный. И он меня вводил, скажем так, в эту сферу, поэтому я начала писать учебники для начала. Потом я была заведующей учебно-методической части в школе для беременных. Школа была при журнале «9 месяцев» и мне там предложили вести колонку «гороскоп друидов». Так что я писала про детей грабов, дубов и т.д. Это было очень смешно и весело. Поскольку я была пиарщиком в архитектурно-дизайнерской студии, я готовила материалы для журналов, где мы должны были публиковаться как эксперты, плюс я была еще и учредителем электронного СМИ, соответственно, туда тоже писала. Потом я начала писать в другие источники.

Анна: Какой у тебя был первый шаг в тревел-журналистику?

Ольга: Ну, когда я поняла, что есть такая возможность, и что-то на эту тему почитала… Первый шаг это, конечно, сделать себе хоть какое-то портфолио, т.е. найти ресурс, куда написать бесплатные статьи. И самое первое, что я делала, это тогда был очень хороший ресурс «Я туристка», приличный очень. Вот и я писала туда бесплатные статьи, чтобы наработать портфолио и опыт.

Анна: А что было потом? Ожидание и реальность?

Ольга: Ну, мне казалось, что сейчас я тут нашарашу штучек 5 статей в разных стилях. Там что-то про вино, что а-ля гид-путеводитель, что-то там а-ля репортаж. Предложу свои статьи куда-нибудь, еще не знаю куда, но я наверняка это сейчас все быстро найду, потому что наверняка доступы в открытых источниках есть. И вот где-нибудь через пару месяцевв мне все закажут статьи. И я буду писать штучек так по 8-10 статей в месяц, зарабатывать много-много денег, ездить, кататься, а еще меня в пресс-туры будут отправлять бесплатно, и будет у меня все хорошо. Думала я.
А по факту до того, как я получила первый заказ, прошел год. Причем это был год достаточно напряженной работы. Это был год отказов, когда ты сначала ищешь точки входа, дальше ты предлагаешь туда темы, тебе вежливо говорят: «спасибо большое, но нет». Ты опять предлагаешь темы, тебе опять вежливо говорят: «спасибо большое, мы подумаем, если вдруг нам понравится, мы к вам обратимся». Через год мне заказали первую статью. И еще год прошел, прежде чем моя статья была опубликована, причем не эта, а другая. И соответственно, я получила первые деньги через два года. И стало понятно, что на самом деле не так много у нас возможностей публиковаться. И не так легко туда попасть.

Анна: А как в итоге ты нашла эти точки входа в журналы?

Ольга: Мне посчастливилось, как раз тогда «Я туристка» проводила конкурс на билет на трэвел-бранч, который проводила Юлия Щукина. Это было 2-дневное такое мероприятие, где присутствовали практически все знаковые персоны в сфере тревел-журналистики. Я выиграла этот конкурс, и мне удалось с ними познакомиться. Так я получила e-mail'ы. Узнала об их требованиях, что тоже было важно.
Но сначала я попала в журнал Discovery. Это история на тему, что если ты куда-то стучишься, то тебе откроют дверь. Я работала в компании, которая продавала дизайнерскую мебель. И я была редактором сайта и вместе со мной редактором сайта оказалась Катя Антонова – девочка, которая перед этим работала ответственным секретарем Discovery.
Я ей рассказала, что вот у меня мечта мечт работать тревел-журналистом, и она рассказала об этом редактору. Я просто получила письмо от редактора, что мне про вас Катя рассказала: давайте, предлагайте темы. И вот именно этот журнал для меня стал первым, куда я попала. А дальше уже имея публикации в таком известном и раскрученном журнале уже, конечно, проще входить в другие. Хотя тоже нелегко и тоже предполагает много отказов.

Анна: Важен ли опыт и портфолио, язык, стили письма? Вот эти все вещи? Или важнее найти точку входа и начать писать?

Ольга: Важно понимать, что такое формат журнала и предлагать темы, которые соответствуют этому формату. Потому что если ты найдешь точку входа и предложишь что-то, что тебя очень занимает, но вообще никак не ложится под их формат и под рубрики, то никто тебя не опубликует. Портфолио тоже важно, потому что редакторы хотят понимать, что ты как минимум умеешь писать грамотно. То есть важны: умение понимать формат журнала, придумать интересную тему, владение стилями и языком. Кто-то предпочитает интервью, кто-то историю героях делает не в формате интервью, а как сторонний рассказ. У кого-то посуше стиль, у кого-то более живой. И это все надо хорошо понимать. Все это приходит с опытом.

Анна: А как происходит процесс написания статьи и публикация. Расскажи об этом.

Ольга: Первые альфа и омега - это темы. Момент сбора материала и подбора темы иногда могут меняться. Может быть, ты куда-то поехал, встретил интересную историю или человека, нашел тему и дальше ты ее предлагаешь журналу. Бывает наоборот, ты придумал тему, предлагаешь журналу, журнал утвердил и под эту уже тему ищешь спикеров. Это первые этапы.
Сбор материала - это не только встреча со спикерами и живые интервью. Это еще и поиск экспертов, которым в письменном виде задаешь вопросы. Это сбор материала и в сети, и в бумажных источниках. Серьезный процесс, потому что любой материал надо проверять. Однажды я писала статью по Новой Зеландии, и в книге, посвященной Новой Зеландии полностью, была перепутана одна географическая точка. Они случайно перенесли ее с одного острова на другой. Любую фактическую информацию надо проверять по нескольким источникам.
Потом пишется либо план, либо синопсис. Все зависит от требований редакции. И когда канва идеи утверждена, пишется статья, вычитывается, сокращается, правится, высылается редактору. Следующий этап – работа с редактором, который может прислать либо уточняющие вопросы, либо правки, либо попросить переписать статью. Если первый раз пишешь под рубрику и неудачно попал в формат или не выдержал идею, так бывает. А когда все это пройдено, то статья публикуется. И вот когда она вышла, можно получить гонорар. Раз уж мы про деньги говорим.

Анна: То есть так может быть, что ты написала статью, а выйдет она через полгода. И ты только тогда получишь за нее деньги?

Ольга: Свою первую заказанную статью я написала в апреле. Вышла она через 3 года с хвостиком. Мне сказали: «Оля, ура, мы ее ставим». Поставили ее в журнал, и только тогда пошла работа с редактором, мне пришлось достаточно много переписать и подправить, потому что там чуть-чуть под рубрику ее надо было заточить. В июне она вышла, и в июне я получила деньги. Через три года с хвостом.

Анна: Если такие долгие временные рамки, как все это оформляется? Есть какие-то гарантии у автора, что его не обманут и не оставят без денег?

Ольга: Это юридически оформляется, заключается контрактный договор на каждую статью. Если попутно предоставляются фотографии, приложение к договору оформляется. Но гарантий это, увы, никаких не дает. Что показывает мой печальный опыт сотрудничества с журналом Geo. У них все в этом плане было очень строго: ты вычитывал, тебе присылали договор, ты мог его прочитать, задать вопросы, уточнить. Ты приезжал туда, это все подписывал, экземпляры все у тебя на руках, но когда они закрылись, не выплатив мне за три статьи, я понимала, что могу собрать все эти договора и пойти в суд. И потратить страшное количество времени на то, чтобы судиться, и страшное количество денег на адвоката, но то, что они мне должны, оно просто несоизмеримо вот с этими энерго- и финансовыми, и временными затратами. То есть одно дело, что они не выплатили своим редакторам зарплаты за несколько месяцев, и другое дело такие авторы, как я. И в итоге все вот эти юридические вполне правильно оформленные документы никаких гарантий и защиты не дают, именно потому что я гораздо больше потрачу, чем получу, даже если выиграю.

Анна: Сейчас появились еще блогеры. Есть ли конкуренция между блогерами и журналистами? И это два разных мира или один и тот же человек может быть и блогером и журналистом?

Ольга: Я знаю людей, которые хотят это совместить, идут в этом направлении. Но назвать конкретного человека, который процветает как блогер и является успешным тревел-журналистом, я пока не могу. Это миры на стыке, потому что они строятся на слове и на том, чтобы заинтересовать того, кто это слово читает.
Но есть и серьезная разница. Журналист зависит от заинтересованности журнала, отношений с редакторами и формата журнала. И все что он пишет жестко регламентировано этим вот форматом, он должен все время искать подходящие темы, чтобы зарабатывать. Но на нем не лежат маркетинговые задачи. Поиск читателей, заработок денег - это ни разу не задача журналиста, этим занимается журнал сам. Блогер может писать, что хочет, как хочет, куда хочет и когда хочет. Он абсолютно вольная птица, но он сам ищет аудиторию. У него серьезно стоит эта задача, потому что без аудитории он никому не интересен, и смысла в его блоге кроме как покрасоваться нет. То есть ни финансового дохода, ни возможностей плюшек куда-то поехать - не будет. И получается так, что маститых журналистов, которые много лет шли к своему месту, сильно раздражают блогеры. Они не понимают, зачем нужны эти хорошенькие девочки, которые занимаются исключительно тем, что фотографируются на фоне красивых пейзажей. И не видят в этом работы, хотя работа это бешеная и нервная. Их раздражает, что этих девочек приглашают в пресс-туры. И их раздражает еще и то, что эти девочки фотографируются и пишут под фото как бы ерунду. Хотя на самом деле эти девочки изучают свою целевую аудиторию, потому что иначе их никто не будет читать. Они все время должны держать руку на пульсе, активно работать. И я не думаю, что успешные блогеры хотят лезть в журналы.

Анна: То есть если я правильно понимаю: блогеру проще писать, но у него появляются другие обязанности и знания по рекламе, маркетинге и продвижение.

Ольга: Да. Гораздо больше работы, гораздо больше суеты в этом направлении.

Анна: Расскажи, пожалуйста, про пресс-туры. Ты уже говорила о том, что у тебя были ожидания, что когда ты начнешь в них ездить, все будет прекрасно. А как они выглядят с обратной стороны и полезны ли они для журналиста на самом деле?

Ольга: Пресс-туры оказались, как ни странно, гораздо менее приятные и более замысловатые, скажем так, чем ожидалось. Потому что, как ни странно пресс-тур, он существует для того, чтобы дать возможность журналисту собрать материал, в нем собирать материал сложнее, чем когда ты организуешь путешествие самостоятельно. Во-первых, потому что там куча народу. И, естественно, всем нужен эксклюзивный материал. И если ты просишь организовать тебе какое-то интервью, то надо в это время чем-то занять всех остальных. И если этих остальных 50 с гаком человек, то тут возникают сложности. Хорошо, если они в это время готовы выпить что-нибудь вкусное или в магазин сходить. А другое дело, если все активно чего-то хотят, и всем надо дать что-то, каждому что-то свое. Это очень сложно.
Плюс всегда график, очень жесткий. Ты все время ездишь, все время меняешь локации, потому что за короткий промежуток времени вам должны показать максимум привлекательных сторон страны. И самое главное, к сожалению, представители туристических офисов не всегда ориентируются на нужды журналистов, потому что они достаточно много работают с турагентами. И они больше ориентируются под их нужны, так как они постоянно показывают отели или рестораны, о которых между нами говоря особо никто не пишет. Турагент должен это все очень хорошо знать и должен быть доволен, потому что довольный турагент будет предлагать клиентам именно это направление. Тревел-журналисту это неинтересно вообще ни разу. Тревел-журналисту интересен эксклюзивный материал, инсайдерская информация, внутренняя жизнь страны. А чтобы добыть материал – это значит как минимум полтора часа интервью с кем-то.
Для такого интервью нужен действительно очень мудрый, понимающий представитель информационно-туристического турофиса официального. И далеко не всегда они проявляют такое понимание. А даже если и понимают, то часто не могут найти возможности физически. То есть извините там либо до завтрака ехать, либо после ужина. И чтобы спикер согласился. В итоге, получается, что привезти эксклюзивный материал из пресс-тура труднее, чем из самостоятельного путешествия. Но за пресс-тур ты не платишь.

Анна: А можно ли считать пресс-тур отдыхом, как иногда кажется извне?

Ольга: Нет. Это ни разу не отдых. Во-первых, это действительно напряженный режим. Тебе покажут прекрасные пляжи, но ты вряд ли будешь на них лежать. Ты мимо них пробежишь с высунутым языком, с завистью глядя на тех, кто там отдыхает. Тебя проведут в музей, и этих музеев будет очень много на единицу времени. И в какой-то момент просто потекут мозги из ушей.
Как сказала одна моя знакомая в одном из пресс-туров, когда у нас уже шел восьмой час, она, глядя на меня стеклянными глазами, сказала: я знаю, как выглядит ад для журналистов. Потому что ты воспринимать уже не можешь, а тебе необходимо брать этот материал для работы. И третий момент – это бесконечные переезды, переезды, переезды, и нет возможности самостоятельно провести время. Тебе могут дать в городе полчаса или час, но много ли ты успеешь за час увидеть? А дальше ты из этого города уедешь.
Я уже не говорю о том, что извините, ты можешь приехать в шикарный отель и получить правки от редактора к статье, которую ты готовишь, и никто тебя не освобождал от этой работы. Ты сидишь и полночи шарашишь эту статью, опять же три часа поспал, встал и поехал дальше собирать материал. И еще убеждать организатора, что тебе надо этот материал дать и придумывать, как и когда он может это все организовать.

Анна: Сколько времени тебе потребовалось, чтобы начать зарабатывать в этой сфере?

Ольга: Самый первый заработок, по-моему 600 рублей, ко мне пришел через пару месяцев. Я написала в онлайн-путеводитель Арриво, они искали блогеров и тревел-журналистов. И я им написала рассказ по согласованию с редакцией. Они мне за него заплатили. Но потом мне сказали: «Все прекрасно, все чудесно, вот вам деньги, но, извините, мы с вами дальше пока не готовы работать, вы нам пишите, если вам нужна площадка». Я с ними дальше работать не стала, но такой первый заработок у меня был. А нормальный гонорар за статью ко меня пришел через 2 года после того, как я начала работать.

Анна: Когда мы говорим про нормальный гонорар, мы имеем в виду какие суммы?

Ольга: Discovery платит 900 рублей за 1000 знаков. "Вокруг света" - тысячу рублей за 1000 знаков. Понятно, что из этого вычитаются какие-то налоги. Объем статьи обычно от 10 тысяч знаков начинается. Там уже может быть 9 тысяч, 10 тысяч, 13, 15... в зависимости от рубрики.

Анна: В кино, например, есть красивая картинка, что это не работа. Ты общаешься с актерами, живешь гламурной жизнью, но почему-то никто в этот момент не думает, а может, и не знает о том, что съемочная смена, один рабочий день, длится 12 часов, не 8, от которых все офисные работники воют. Что во время съемок у нас график: 6 рабочих дней и один выходной. И это не такая простая работа, как кажется. Ожидание-реальность совсем не совпадают. А как выглядит обратная сторона жизни трэвел-журналиста?

Ольга: В голову всем приходит картинка о людях, которые путешествуют по миру бесплатно и где-то из кафе в Париже или под пальмой пишут нехотя свои статьи.

Анна: А как это выглядит на самом деле?

Ольга: Волка ноги кормят. Жизнь состоит из постоянного истерического поиска материала и страха недобрать этого материала. Потому что у тебя есть заказанная статья, ты договорился со спикерами, но не знаешь, насколько это будет интересно, не сорвется ли встреча. Я, например, сейчас ездила в Каппадокию и то, что мне обещали, просто не сделал туристический офис. Мне пришлось на месте выкручиваться, я что-то нашла, но это было далеко не в том объеме и не так, как я рассчитывала. И ты не можешь расслабиться и отдохнуть. Я теперь не отдыхаю ни в одной поездке. Я постоянно в поиске материала.
Второй момент – это необходимость постоянно, если ты работаешь с журналами, постоянно быть на связи и быть готовым получить либо вопросы от редактора, на которые ты должен ответить, либо правки статьи. В той же Каппадокии я два дня сидела и переписывала статью. В Шварцвальде я с шарашила статьи, потому что они вставлены в медиаплан, и я должна их сдать. И никого не интересует, где я. Иногда приходится писать в автобусе в телефоне даже.

Анна: Что еще для тебя оказалось сложным в этой новой жизни?

Ольга: Необходимость самостоятельно структурировать свое время, себя организовать гораздо сложнее, чем когда ты сидишь в офисе. В офисе как: ты пришел к 10, вот ушел в шесть, вот тебе дали задачи, сказали, когда это надо сделать. В этом плане кстати, как ни странно, тревел-журналисту я бы сказала несколько проще чем блогеру, потому что тревел-журналиста как минимум держит дедлайн, который назначает редакция. Ответственность перед другими людьми чуть-чуть помогает.
Хотя когда я ушла на фриланс, об этом все говорили, я об этом читала даже, и думала: «Ха, какая ерунда. У меня-то будет по-другому. Я буду заниматься спортом, гулять в парке. У меня будет 2-3 дня без компьютера». И все, кто пишет, что на фрилансе начинаешь шарашить по 10-12 часов в сутки без выходных, какие-то смешные люди, не знающие, что такое тайм-менеджмент. Ушла я на фриланс, и последние несколько лет живу без выходных, отпусков и часто шарашу по 10-12 часов в сутки. Это сложно. Себя собирать сложно. Ну, и заработок не такой большой. На самом деле с тех пор как ушла из офиса, я зарабатываю заметно меньше, чем когда была в офисе.

Анна: На что же тогда живут тревел-журналисты?

Ольга: Пишут куда-нибудь ещё или ищут другой источник дохода. Кто-то сотрудничает с тревел-агентствами и работает в качестве сопровождающего гида или разрабатывает маршруты под заказ. Кто-то пишет в журналы на другие темы. Кто-то организовывает собственные фото-туры, тревел-туры, но это сложно. Публикуют путеводители, ведут вебинары, курсы и так далее. Но, в любом случае, источников дохода должно быть несколько и, желательно, разных.

Анна: А у тебя какие дополнительные источники дохода?

Ольга: Я пишу научно-популярные статьи, я пишу статьи B2B на бизнес темы, предпринимательские темы, преподаю языки. Я так и не ушла окончательно из преподавания, потому что это очень благодарная работа. У меня до сих пор есть ученики, но частные.

Анна: А как выбирать направление для путешествий и куда ездить?

Ольга: Тут есть два варианта. Первый – это есть мечта, есть идея, хочу увидеть, воплотить, узнать, об этом рассказать всем. Хороший вариант, потому что момент увлеченности, этого внутреннего огня – это хорошее топливо для создания действительно интересной статьи, но здесь может возникнуть тот самый финансовый вопрос, потому что не у всех есть возможность взять, сняться с места и помчаться в Новую Зеландию, например.
Тогда соответственно план В – это а куда я могу себе позволить поехать? У меня есть подруга, которая живет в Шварцвальде, и я в свое время поехала к ней просто потому, что понятно, я еду в гости. Это то, что я могу себе позволить. Но тем не менее я привезла оттуда статью по Баден-Баден, которая вышла в журнале «Спа Персона», и материал для Discovery про стеклодувов и свою точку входа в журнал «Вокруг света». Моя первая статья была посвящена часам с кукушкой.

Анна: Как искать темы? Что ты делаешь, чтобы их найти?

Ольга: При поиске тем должно совпасть два момента: первое – формат журнала. Надо понимать под кого вы ищете материал. Второй – свои интересы. Потому что писать о том, что вообще никак - это невозможно. Кого-то интересует еда, кого-то - вино. Есть в ряде тревел-журналов достаточно жесткие цензурные ограничения на эту тему. Есть СМИ, которые посвящены конкретно виноделию, пожалуйста, если тебя это интересует. Меня интересовали спа, я выбираю в частности, помимо всего прочего, спа темы. Я узнаю для какой страны, какие традиции ухода красавиц за собой характерны. И нахожу спикеров, какие-то места, которые было бы интересно показать, рассказать. Поскольку я еще культуролог, очень интересуюсь всякими мифами, аутентичными какими-то ремеслами. Именно так я вышла на стеклодувов и часы с кукушкой. Какие-то яркие исторические личности, о которых можно написать. Ищешь, чтоэто место предлагает того, что тебя может зацепить. А дальше начинаешь уже ковырять, рыть конкретику: а что именно здесь есть, и с кем именно мне надо пообщаться, что именно мне надо посмотреть, чтобы об этом узнать. Классикой считается, что из каждой поездки ты должен привозить не меньше пяти тем. Я не уверена, что все пять можно реализовать. Но написать по результатам одной поездки 2-3 статьи – это реально. На разные темы в разные источники.

Анна: Скажи, какие у тебя планы на будущее? И как ты считаешь вообще: на тревел-журналистику в России жить возможно?

Ольга: На тревел-журналистику жить возможно, если ты стал редактором в каком-то из изданий. Но опять же это офисная работа, не фриланс. А второй вариант - можно стать автором путеводителей, которые постоянно переиздаются и успешно продаются. Но опять же этого мало, потому что я знаю только одного человека, который так существует - это Оля Чередниченко. Но помимо чуть не десятка путеводителей, которые она пишет для издательства «ЭКСМО», и которые выдержали, огромное количество переизданий. Она ещё главный редактор журнала «Вояж» и ведёт курсы по тревел-журналистике. У меня есть планы, но я не готова о них распространяться из суеверных соображений. Конечно мне бы хотелось и расширить количество заказчиков.

Анна: Можно ли сильно расширить количество заказчиков?

Ольга: Сильно нет. Их не так много. Количество журналов небольшое, порталов тоже немного. С интересной темой ты можешь куда-то войти, но дальше же еще надо как-то закрепиться, наладить отношения.

Анна: Скажи, а есть ли шанс пробиться в какие-то заграничные издания?

Ольга: Шанс есть всегда. Для этого опять же надо почитать, поисследовать, какие требования, как именно туда входят. Туда как раз можно найти точки входа в открытых источниках, надо писать заявки. Но первая точка входа всегда самая тяжёлая, что у нас, что там, потому что ты должен предъявить примеры своих работ. А значит тебе надо где-то взять примеры своих работ. Ты же не будешь предъявлять русскоязычные статьи, если ты планируешь писать на английском языке. То есть надо как-то позаботиться о портфолио.

Анна: Какие советы новичкам ты бы дала, которые хотят начать: что делать, куда бежать?

Ольга: Значит так. Номер раз - сбор информации. Потому что даже если вы писали куда-то, у трэвел-журналистики своя специфика, и ее надо очень хорошо понимать. И поэтому надо либо курсы пройти, либо начитать всяких материалов, то есть надо собрать информацию, как и что. Второе - это портфолио: бесплатные статьи, все начинается с этого. А третье - это поиск точек входа и готовность предлагать и предлагать, слышать отказы.

Анна: Что бы ты посоветовала, если человек не хочет писать статьи бесплатно. Есть шанс пропустить этот шаг? У некоторых есть предубеждение, что если я хочу, чтобы это было моей работой, я не должен делать это бесплатно, я должен начинать сразу пусть маленькие деньги, но зарабатывать на этом.

Ольга: Я бы пожелала бы удачи. В принципе, в Арриво это была одна из моих первых статей и я там какие-то маленькие деньги, но заработала. И у меня тоже была такая идея, что не надо писать много бесплатно.
Сейчас я открою маленький секрет: я пишу для спа-журналов бесплатно. И я это делаю сознательно, потому что надо понимать, что есть такая вещь, как плюшки. То есть для «Я Туристки» я тоже писала бесплатно, но я там постоянно выигрывала какие-то призы.
Вы не хотите писать бесплатно - не пишите. Заведите либо свой блог, либо на той же самой "Моей планете", начните делать себе имя. Там есть возможность зарегистрироваться, писать бесплатные репортажи, но понятно, что если вы собрали достаточное количество посетителей, много комментариев и вопросов, дальше вы приходите к редактору со словами: а у меня есть еще такая тема, интересно? А хотите, я вам напишу ее в качестве редакционного материала? У вас будет гораздо больше шансов это сделать.

Анна: Вопрос, который я задаю всем героям: как ты считаешь почему в России творчеству противопоставляют деньги очень часто. Как будто бы они не совместимы.

Ольга: У меня сейчас будет смешной ответ, потому что в России хорошо знают мировую литературу. В большой степени писатели формируют мировоззрение. А чтобы "сюжет интересней развивался с Тибальдом Ромео в переулке повстречался". Понятно, что для того, чтобы было интересно нужна драма и трагедия. Никому не интересно писать о том, как у него было с самого начала все хорошо и также хорошо развивалось – это скучно. А русская литература особенно тяготеет к философским вопросам и глубокому драматизму и эти установки, что художник должен быть бедным, жить на чердаке, ах он богатый – значит плохой. Он был бедным – был отзывчивым, добрым, хорошим. Он стал богатым, стал просто исчадием ада немедленно. Это же все формируется, начиная со сказок буквально. Я когда читала "Обломова", никак не могла понять. Почему эта Ольга зациклилась на этом добром, милом человеке, который лежит на диване, когда у нее вот рядом под боком совершенно прекрасный Штольц, который активный, деятельный, умный. И мне этого не понять. И что самое смешное сам Гончаров, не подает этого персонажа как положительного.

Анна: То есть, ты считаешь, что классическая литература формирует мнение, что бедность – это хорошо?

Ольга: Как ни странно, да. Я не к тому, что не надо читать, обязательно надо читать. Особенно, если вы хотите писать. Невозможно хорошо писать, не читая литературу. В сознательном возрасте уже надо как-то отлавливать внедряемые установки и понимать, что они не абсолютны. У нас еще такое есть: если ты богатый, ты не можешь быть порядочным, ты не можешь зарабатывать деньги, если ты хороший человек. А если ты зарабатываешь деньги, ты обязан быть непорядочным. Это же стереотип. И вот эти стереотипы надо менять потихоньку.
Есть же и вполне успешные люди, которые или аристократы, возьмем предромантика Хороса Уолпола, который написал прекраснейший «замок Отранто». При том, что он был потомственный аристократ, у него было все очень хорошо с деньгами, он построил себе средневековый замок просто потому, что увлекался готикой и Средневековьем. Или Александр Сергеевич Пушкин, тот же Лев Николаевич Толстой - они были потомственные дворяне. То есть они не тратили время на выживание, на поиск куска хлеба, у них было время и возможность писать, поэтому все может быть не так абсолютно.
Конечно, не надо из денег делать цель и предмет поклонения. Деньги – это полезный, нужный инструмент. Если хотите стать тревел-журналистом, вам, как минимум, нужно на что-то купить самолетный билет и оплатить жилье и еду. Деньги – это не есть зло, деньги - это возможности. Но деньги - это очень мощный, опасный инструмент, и детей учат к ним относиться с осторожностью. Потому что, если заниматься только деньгами, то, конечно, уже на творчество, искусство просто ни сил, ни желания, ни мысли не останется.

Анна: Какое творчество тебя изменило? Это может быть книга, художественный фильм, какой-то предмет искусства.

Ольга: Самое первое еще на уровне моих институтских времен на меня огромное впечатление произвела книга «Иллюзии» Ричарда Баха. Особенно пролог, когда Мессия беседует с толпой и задает вопрос: что ты должен сделать ради Бога? Все кричат: все, что скажут, умереть, пойти на мучения, отдать детей, жену, любовь и так далее. И он им задает простой вопрос: а если ваш бог скажет вам: «Будьте счастливы, я хочу от вас этого». И молчащая в шоке толпа: как так? Я несу ответственность перед собой, чтобы жить эту жизнь, быть счастливой, реализовываться и творить. Второй момент – это фильм «Мирный воин». И там опять же совершенно конкретный эпизод, который показывает, что кайф в процессе, потому что мы все очень стремимся бежать из точки А в точку В, вот я сейчас прибегу туда, и начнется большое счастье. Мы прибегаем туда и понимаем, что впереди еще есть точка С и, видимо, надо добежать туда, а жизнь проходит в процессе. Либо бег, либо приятная прогулка, но получать кайф именно от процесса – это очень важно.
Я восхищаюсь самостоятельно изучившей 16 языков переводчицей Като Ломб. Потому что женщина занималась любимым делом и зарабатывала, и ловила кайф от процесса до старости глубочайшей. Мне очень импонирует Джоан Роулинг, которая в депрессивном состоянии, на дотации от государства для бедных ухитрилась написать детскую книжку, про которую ей все в одни голос твердили, что «простите, не продается это». От которой отказались, дай бог памяти, 16 редакций, которая ухитрилась в общем итоге сделать себе бешеное состояние.

Анна: Скажи, первый шаг – это…

Ольга: Первый шаг – это план, путевая карта. Почему я говорю, что для начала надо собрать информацию и понять. Потому что, если я хочу попасть, грубо говоря, в Тимбукту, я не могу просто взять котомку, вскинуть ее на плечо и отправиться в любом направлении. Я, как минимум, должна узнать – какие самолеты туда летают, какие корабли плавают. В каком направлении по компасу мне ориентироваться, когда я пойду со своей картой, котомкой.

Анна: Ты очень редкий вид творческого человека осознанный. Знаешь, творческие люди как раз вышли бы на улицу без выяснений. Давай подведем итоги эфира: каких 3 основных мысли тебе хотелось бы очень донести до наших слушателей?

Ольга: Первое: чтобы начать зарабатывать, иногда приходится потрудиться бесплатно. Другой вопрос, в чем многие правы, не стоит этим чрезмерно увлекаться, потому что для совершенства нет пределов.
Второй совет: не надо складывать все яйца в одну корзину, надо иметь несколько источников дохода и желательно в рамках своих увлечений и хобби. И отсюда логически вытекает третий совет. Работа – это, как минимум, треть нашей жизни, как у фрилансеров. Надо получать от нее удовольствие.

Анна: С нами была спа-трэвел и тревел-журналист Ольга Ладыгина.
Спасибо, что были с нами. Пока-пока.

Напоминаем, что наш проект - про деньги в творческих профессиях. В следующий раз нашим гостем будет коуч самореализации и личного брендинга Ольга Райнхолдт. И мы поговорим о том, обязательно ли самореализация должна приносить деньги, и как оценить свое творчество правильно.
Made on
Tilda