#4 Анастасия Мирамарта - как превратить хобби в любимое дело

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Анастасия Мирамарта
косплеер
Как превратить хобби в любимое дело
темы подкаста
1
Когда я поступала в институт, мне сказали, что художник из меня не очень.

Девочек-программистов не берут, поэтому иди в нормальный институт, где тебя возьмут, всем ты будешь нужна. И так получилось, что ты, конечно, вроде бы всем нужен, только вот сам себе ты что-то не очень нравишься, тебе не нравится то, что ты делаешь.
    2
    Мне всегда хотелось большего: развиваться и двигаться вперед.
    3
    Когда спрашивают цену, я могу зависать.
    Когда спрашивают цену, я могу зависать надолго и не отвечать людям. Сложно оценить, потому что есть желание делать всем все бесплатно. Потому что есть такая установка в голове, которую тебе сделали в детстве, что ты никому не нужен. Твое творчество ерунда, что вот эти рисовашки — это все фигня. И кажется, раз я делаю какую-то ерунду, неужели кто-то мне заплатит за это деньги? Но чем больше у меня появлялось заказов, чем больше времени я на это тратила, тем больше понимала, что за такие деньги как раньше я это делать уже не буду.
    4
    Чем больше делаешь, тем больше понимаешь, что дальше.
    Чем больше ты делаешь, тем больше понимаешь, как развиваться дальше, где развиваться дальше, с кем работать, что ты можешь, а что не можешь. То есть в какой-то момент приходишь к такой мысли, что вот этот заказ он, конечно, дорогой, но я не буду его делать, потому что мне неинтересно, и это будет тяжело. Ты отказываешь людям, даже нуждаясь в деньгах, потому что понимаешь, что ты будешь заниматься тем, чем тебе интересно, а не только тем, что тебе приносит деньги.

    5
    Первое с чем сталкиваешься - это страх.
    Что у тебя не будет денег, что ты не выживешь, что ты не сможешь, что это приносит мало, что это копейки. Первое время я на самом деле выживала, жила на копейки, получала очень мало. И я обнаружила такую вещь, что люди готовы платить деньги за то, что я делаю, то есть им действительно не хочется заморачиваться, они готовы мне просто отдать деньги, чтобы я сделала им хороший костюм, и они будут довольны. И самое классное — это когда ты получаешь от людей позитивный фидбек.
    Совет для тех, кто решится сделать такой переход: позаботьтесь о том, чтобы когда вы будете приходить, у вас были деньги и было, где жить, и что есть, иначе у вас может не получиться.
    6
    О вас никто не узнает, если вы не будете рассказывать.
    Если вы рисуете в стол, то вы и дальше будете рисовать в стол. Если хотите это сделать своей работой, вы должны сделать так, чтобы вас знали. Чтобы люди могли вас найти. Чтобы люди понимали, что они могут к вам обратиться. А если вы об этом не расскажете, то как они об этом узнают?
    Советы Анастасии новичкам:
    1. Копите деньги.

    2. Учитесь работать, то есть под этим я понимаю учитесь делать эти первые шаги сами, без указки, без дядечки, который скажет, что вам делать. Вы должны понимать, что это вопрос выживания. Просто банально, как бы хобби романтично не звучало - это вопрос выживания. Если вы хотите выживать, живя по своим правилам, вы должны делать эти первые шаги самостоятельно, без чьих-то пинков.

    3. Планируйте, обязательно, думайте, как вы будете развиваться в будущем. Без планирования ничего не выйдет, будете дальше сидеть на одном уровне. Но я думаю, что все тут хотят большего, раз все-таки хотят сделать этот шаг.

    А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

    Анна: Всем привет. Это четвертый эфир проекта Artcoin. И сегодня мы будем говорить о том, как превратить хобби в профессию, в свое дело. Говорить мы об этом будем с косплеером Анастасией Мирамартой. Расскажи, пожалуйста, сначала что такое косплей?

    Анастасия: Привет. Начну с того, кто такие косплееры. Это люди, которые создают костюмы персонажей по каким-то источникам. Обычно это фильмы, игры, анимешки, мультики. На самом деле источник может быть абсолютно любой. Даже просто нарисованные иллюстрации к какой-то книге или просто может быть персонаж книги, у которого нет иллюстрации. То есть фактически это люди, которые создают копии костюмов персонажей различными способами, о которых мы попозже поговорим еще.

    Анна: И насколько я понимаю, это сейчас достаточно модное хобби, назовем это так, да, или как это правильно назвать? Область?

    Анастасия: Я наблюдаю, что сейчас это достаточно популярно. Весной большое количество фестивалей и в том числе в Москве, в Питере и в других городах России. И настолько часто они бывают, что просто не успеваешь готовиться к ним. Так что я думаю, что это достаточно популярно, особенно в России.

    Анна: Как давно ты увлеклась косплеем и с чего началось это хобби?

    Анастасия: Сложно сказать с чего началось. Именно косплеем я увлеклась в 2011 году. Собственно, это было так, что мы готовили костюмы, не косплей. То есть, это были костюмы в стилистике стимпанк, мы решили, что хотим пойти на фестиваль, начали их готовить, и в какой-то момент поняли, что мы свою идею не успеваем, у нас была идея сделать крылья. И мы взяли просто персонажей на тот момент популярной игры «Биошок» в стилистике стимпанк тоже и сделали по ним копию персонажей. С ними выступили на фестивале. Мне очень понравилось и это было первое выступление на сцене. Я поняла, насколько это классно, и решила, что мне интересно заниматься этим дальше, именно костюмами. Я всякую разную бутафорию делала еще, до того момента, как узнала, что такое косплей, и как это вообще все происходит.

    Анна: И, насколько я понимаю, в итоге, это твое хобби переросло в твою профессию по сути.

    Анастасия: Поскольку с 2011 года прошло достаточно много времени, в настоящее время это мой основной род деятельности. То есть я езжу на фестивали, я участвую там как участник и как жюри, работаю в костюмах, когда нас приглашают куда-то на мероприятия, я создаю бутафорию на заказ таким же косплеерам, как я, и бывают заказы не от косплееров. То есть основной мой род деятельности — это создание костюмов и, собственно говоря, косплей.

    Анна: Насколько я понимаю, тебе пришлось освоить достаточно много профессий, чтобы создавать бутафорию. Как вы это делаете?

    Анастасия: Тут был комплекс, то есть, в принципе, я увлекалась фотографией, я рисовала, я создавала украшения, то есть я лепила из пластики fimo. Ну, наверное, все знают, что это за пластика, достаточно популярная штука, можно в Леонардо найти, и это такая запекаемая пластика, ее кладешь в духовку и, там, лепишь свои всякие украшения. Очень много в интернете можно найти, посмотреть, как люди делают просто шикарнейшие вещи, продают потом за много денег на аукционах. Но с fimo у меня не сложилось, вот, но как-то я поделала-поделала, потом мне стало неинтересно, потому что некуда было это применить. То есть я поняла в какой-то момент своей жизни, что очень круто, когда ты не просто что-то создаешь, а еще можешь это применить, то есть делаешь, допустим, костюм, и там используешь множество разных техник - шьешь, вышиваешь, лепишь, рисуешь, выступаешь на сцене. Это все идет в огромном комплексе, и намного интереснее, кроме того это еще общение, то есть это определенный социум, в который ты попадаешь с людьми такими же заинтересованными, как ты. Поэтому это большая мотивация, чем просто сидеть дома и потихонечку что-то лепить.

    Анна: Получается, что в косплее много актерской составляющей?

    Анастасия: Да-ну, это все любительское, то есть есть люди, которые действительно может быть закончили какие-то курсы или институты актерского мастерства, но это все-таки профи. У нас даже бывает выступают аниматоры, участвуют в конкурсах, но это всегда понятно: уровень выступления другой. Мы все-таки любители, и мы это делаем просто для души. Когда мы выступаем, мы стараемся действительно отыгрывать персонажа, ставим выступление, делаем всякие сценарии и сценки. Иногда бывает, я попадаю на оригинальные фестивали, что прямо вау, настоящее шоу.

    Анна: А расскажи, как вообще произошел этот переход, от хобби к работе? Помнишь, как первый раз тебе предложили что-то сделать за деньги или как это было?

    Анастасия: Это было моим давним желанием, то есть, долгое время я работала на обычной работе, сидела в офисе. По образованию я - инженер-строитель, и долгое время работала на нелюбимой работе. Когда я поступала в институт, мне сказали, что художник из меня не очень, девочек-программистов не берут, поэтому иди, пожалуйста, в нормальный институт, где тебя возьмут, всем ты будешь нужна. И так получилось, что ты, конечно, вроде бы всем нужен, только вот сам себе ты что-то не очень нравишься. Тебе не нравится то, что ты делаешь. И я проработала достаточно долго на одной и той же должности, на одном и том же месте. И могу сказать, что нет мотивации развиваться. То есть ты работаешь, справляешься со своими обязанностями и выполняешь все, что от тебя требуется, но не хочешь идти дальше. Достигаешь в какой-то момент потолка и понимаешь, что не хочешь быть начальником, потому что начальник сидит на работе до 10 часов вечера.
    И поскольку мои деньги уходили в мое хобби, и работала я только ради того, чтобы иметь возможность создавать костюмы и делать какие-то крутые фотосессии.
    Мы ездили в ту же Чехию, делали фотосет, ездили в Болгарию. Мы целенаправленно это делали, и все мои деньги уходили туда. Я работала просто, чтобы у меня были деньги - это было тяжело, потому что ты там с утра до 6 вечера работаешь, потом приезжаешь домой и пытаешься что-то делать. Мне хотелось всегда большего, развиваться творчески, делать что-то большее, чем просто вещи только для себя, у меня было много разных вещей, которые мне было интересно сделать, но для себя я бы не стала. А когда приходили люди и говорили: «Настя, ты можешь мне собрать?» Я отвечала: «Почему нет? Мне интересно». Это получилось само по себе, я один раз приняла заказ. Он был очень классный, по моей любимой игре одной. Там была новая для меня еще техника, а я люблю все новое. Я сделала девочке заказ, а потом народ увидел, что я делаю на заказ, и все такие: «О, давай мы у тебя что-нибудь закажем».

    Анна: Класс! Все всегда рассказывают, что очень сложно в первый раз оценить свою работу, и вообще денег попросить, и адекватную цену выставить. Как у тебя это прошло?

    Анастасия: Ой, у меня до сих пор не получается. Когда спрашивают цену, я могу зависать очень долго, и не отвечать людям. Сложно оценить, потому что есть желание делать всем все бесплатно. Потому что есть такая установка, наверное, в голове, которую тебе сделали в детстве, что ты никому не нужен. Твое творчество все ерунда, что вот эти рисовашки — это все фигня. И то, чем ты занимаешься — это полная ерунда. И кажется, я же делаю какую-то ерунду, неужели кто-то мне заплатит за это деньги? Но со временем чем больше у меня появлялось заказов, чем больше времени я на это тратила, тем больше понимала, что ты за такие деньги, как раньше, я это делать уже не буду.
    Понимаю, что это стоит дороже. И бывают такие заказы у меня еще, что мне присылают картинку, я смотрю маленькая штучка - ювелирное украшение. Думаю: «ну я соберу это быстро, дня за 2». Сидишь с ней месяц и понимаешь, что нужно ставить адекватную цену, учиться оценивать свои силы в этом плане.

    Анна: Как ты считаешь, что тебе помогло изменить мнение по поводу цены? То есть это вопрос опыта, уверенности в себе или может быть, чего-нибудь еще?

    Анастасия: Опыт. Чем больше ты делаешь, тем больше понимаешь, как развиваться дальше, где развиваться дальше, с кем работать, что ты можешь, а что ты не можешь. То есть в какой-то момент приходишь к такой мысли, что вот этот заказ он, конечно, дорогой, но я не буду его делать, потому что мне неинтересно, и это будет тяжело. В какие-то моменты ты отказываешь людям, даже нуждаясь в деньгах, потому что понимаешь, что ты будешь заниматься тем, чем тебе интересно, а не только тем, что тебе приносит деньги.

    Анна: Давай сейчас вернемся в прошлое и вспомним, когда ты пришла домой и сказала своим близким, что ты решила уволиться с работы и будешь теперь заниматься косплеем профессионально. Тебя поддержали? Как это было?

    Анастасия: У меня на самом деле было все не так. Я уже долго работала на своей работе и обучила еще нескольких сотрудников по своему направлению. И я надеялась, что мне с этого что-то будет, то есть меня хотя бы сделают начальником отдела. Но в один день мой начальник пришел и сказал: Насть, у тебя теперь новый начальник отдела. А у меня подчиненный один плюс еще одна девочка, которая только училась. И мне стало обидно, потому что столько лет я проработала, а мне сказали: «Настя, ты - молодец, но вот твой начальник новый». И мы с ней не поладили с самого начала, и все пришло к тому, что я просто ушла. Пришлось сказать, что я ушла. И мне сказали: ищи работу.
    Я составила резюме, но даже не стала его никуда особо рассылать. Во-первых, потому что у меня особо не было времени, у меня уже были заказы и проекты, потому что я их до увольнения начала принимать. Чувствовала, что скоро уйду. А тут вариант подработки хороший.
    Времени не было, заказов становилось больше, и переход был достаточно плавный, но тяжелый. Я долгое время не могла определиться, мне казалось, что может быть, я должна пойти работать, а, может быть, мне отправить еще резюме. Но каждый раз когда мне знакомые приходили и говорили: «Насть, ты знаешь, там у нас место есть, давай к нам, вот отправь резюме, вот мейл». Я так: «Да-да». Проходит несколько дней, и я не отправляю.

    Анна: То есть не хочется?

    Анастасия: Я не могу, я просто такая: «Нет, нет, я не хочу в офис, нет».

    Анна: Как ты думаешь, почему ты все-таки думала про офис, хоть и не хотела туда? Это какая-то неуверенность в будущем или предубеждения, что нужна правильная работа?

    Анастасия: Наверное, предубеждения, потому что все убеждают в том, что то чем ты занимаешься - никому не нужно, что это какая-то ерунда. И я боялась. Первое с чем сталкиваешься — это страх, что у тебя не будет денег, что ты не выживешь, что ты не сможешь, что это приносит мало, что это копейки. Первое время я на самом деле выживала, жила на копейки, получала очень мало. И я обнаружила такую вещь, что люди готовы платить деньги за то, что я делаю, то есть им действительно не хочется заморачиваться, они готовы мне просто отдать деньги, чтобы я сделала им хороший костюм, и они будут довольны. И самое классное — это когда ты получаешь от людей позитивный фидбек. Потому что я на работе его не получала. А тут люди реально радуются, ты делаешь что-то для их хобби, а они отдыхают и получают удовольствие.

    Анна: Получается: что ты даришь людям радость?

    Анастасия: Ну да. И я радуюсь, когда люди довольны тем, что я делаю. Выкладывают потом фотографии, я у себя их в портфолио размещаю, и они очень благодарят, подписывают везде, что это я сделала. Это здорово.

    Анна: Сейчас ты уже переступила эту границу, у тебя есть достаточно уверенности, чтобы говорить людям: «Это моя работа»?

    Анастасия: Да, я вполне спокойно сообщаю, что занимаюсь тем, что я создаю бутафорию. В принципе люди - не консервативны, и к этому относятся с интересом. Даже есть люди, которые не связаны с нашим миром, и интересуются.
    А есть люди, которые консервативны, такие советской закалки, которые говорят: «Иди работай на завод, вот, почему ты до сих пор не работаешь на заводе? Понаряжаются в свои костюмы и ходят, как дураки». То есть они не понимают, что это для людей значит в принципе, не понимают это хобби, и с ними тяжело, конечно.

    Анна: А близкие тебя поддерживают в такие моменты?

    Анастасия: Ну, они меня в принципе поддерживают. Совет для тех, кто решится сделать такой переход: позаботьтесь о том, чтобы когда вы будете приходить, у вас были деньги и было, где жить, и что есть, иначе у вас может не получиться.

    Анна: Ты имеешь в виду финансовую подушку?

    Анастасия: Финансовая подушка должна быть обязательно, заранее нужно копить, на любой работе это можно сделать. Я знаю ребят, которые также мечтали заниматься чем-то другим, они просто копили деньги, и в какой-то момент уходили, учились, а потом продолжали работать по тому направлению, которое им нравится. Но самое главное – это где есть и где жить. Ну и деньги, чтобы в первое время точно у тебя были деньги, чтобы выжить. Самый интересный момент, что моя финансовая подушка сложилась даже не из заработанных на работе денег, а из денег, заработанных косплеем.

    Анна: То есть твое хобби тебе же дало подушку?

    Анастасия: Да, мое хобби дало мне подушку.

    Анна: Класс. А скажи, сначала, я так понимаю, ты все это делала дома?

    Анастасия: Да, я изначально, я делала все это дома. Но, чтобы у всех было понимание, создание бутафории - это создание оружия, украшений, доспехов. И чтобы это все сделать, нужно использовать специфические материалы И краски с клеем. Все это очень пыльно, очень грязно, и ты в грязи и в пыли всегда, ты в респираторе, ты в очках, то есть выглядит это все не так красиво, как потом выглядит на фотографиях. Обратная сторона более брутальная, Я даже научилась пользоваться дрелью, разбираюсь в строительных материалах и инструментах.

    Анна: Я так понимаю, что жить во всем этом было не очень комфортно.

    Анастасия: Во-первых, это мешает всем, кто проживает рядом с тобой, во-вторых, всегда это происходит в разное время суток, и бывает, что ты засиживаешься до ночи и особо не пошумишь, а уж тем более краской не повоняешь. Поэтому нужно отдельное место. И это уже другой уровень и нужно идти дальше.

    Анна: Ты уже сделала этот шаг?

    Анастасия: Да. Сейчас снимаю помещение, куда я перевезла все свое богатство. Я наконец-то освободила свое жилое пространство от грязи, пыли, красок и всего остального.

    Анна: А когда ты решилась на то, чтобы открыть свою мастерскую?

    Анастасия: Все достаточно просто было, у нас просто, по факту у нас была мастерская с друзьями. Просто я в ней мало что делала. Она была не очень удобно расположена и зимой не отапливалась. И мы решили, что переедем в другое помещение побольше и теплое. Собственно, это даже не был такой шаг: «Вот я открываю!». Просто снимаешь помещение, делаешь ремонт и работаешь.

    Анна: Скажи, что тебе помогло со страхами и неуверенностью справиться? Какой бы ты совет дала тем, кто сейчас сидит в офисе и не решается?

    Анастасия: Копите деньги. Все остальное приложится. Если у вас будет финансовая подушка, то вы сможете просто чувствовать себя хорошо в первые несколько месяцев, когда начнете. Копите не только деньги, копите контакты. Ищите людей, которым интересно то, что вы делаете. Если вы рисуете, ищите свою аудиторию. Я для себя поняла, что мне помогли в основном друзья, то есть контакты, которые у меня были до этого. Друзья, определенная известность и наличие денег, чтобы мне чувствовать себя спокойно в процессе перехода. Это не как в кино: "Все я бросил бумаги и вышел" К этому надо готовиться.

    Анна: Как ты считаешь, во внутреннем восприятии между хобби и профессией есть разница? Теперь когда это уже твоя работа, а не просто любимое хобби, что-то изменилось внутри у тебя в отношении?

    Анастасия: Есть просто проекты, которые я делаю, чтобы сделать, потому что надо как-то развиваться. И есть проекты, которые я делаю, потому что мне интересно. Нужно понимать, что если тебе что-то интересно и если это заказ, то ты должен не стесняться брать за это деньги. Самое сложное, наверное, не стесняться брать деньги. Всегда тяжело переключиться на этот момент.

    Анна: Я знаю, что многие боятся из любимого хобби делать профессию, потому что им кажется, что это станет обязаловкой, и они перестанут от этого получать удовольствие. Как ты считаешь, это обоснованные страхи?

    Анастасия: Скажем так, удовольствие можно получать и, делая что-то для хобби. Но дело в том, что когда ты именно работаешь в этой области, то тебе еще за это и платят. То есть тебе платят за то, что тебе нравится. Например, последние три дня я сидела в графическом редакторе Corel Draw, рисовала чертежи и модели в 3D-max, чтобы потом их распечатать на 3d-принтере - это части костюмов. И я могла бы с таким же успехом сидеть все эти три дня на работе и делая таблицы в Excel. То есть вы можете, в принципе, выбрать, что вам больше нравится: сидеть и рисовать или делать таблицы в Excel. По времени и усилиям то же самое.

    Анна: А как ты тогда переключаешься? У тебя получается жизнь в одном и том же ритме и мире? Здесь твой отдых, здесь твои друзья и здесь твоя работа. Не устаешь?

    Анастасия: Нет, устаю я в любом случае. Но я всегда уставала. У меня не было такого, что когда-то я лежала на диване, всегда было тяжело. Мое хобби такое, что ты всегда устаешь: ты собираешься на фестивали, ты успеваешь с костюмом в нужный срок. В правилах прописано, что нельзя подавать костюмы, которые были уже в конкурсе. В основном, где денежные призы, там есть такое правило. Поэтому ты всегда находишься в состоянии дедлайна. То есть ты дедлайнишь каждый день, дедлайнишь со своими костюмами, и ты всегда уставший. Но я и на работе всегда была уставшая, поэтому разницы не вижу. Разница в том, что я делаю то, что мне больше нравится.

    Анна: А как часто проходят эти фестивали? Вот эти дедлайны, они у тебя сколько раз в год?

    Анастасия: В зависимости от того сколько фестивалей я выберу для посещения. Могу сказать, что в прошлом месяце было два фестиваля. Я там была в жюри. В этом месяце - один фестиваль. В следующем - три. Они часто, но они сезонные.

    Анна: И нет такого периода, что три условных месяца нет ни одного фестиваля, и у тебя нет заказов?

    Анастасия: Заказы бывают там за год, например.

    Анна: О, так заранее это происходит?

    Анастасия: Вообще у нас большинство мастеров берут заказы за год. Потому что все это делается долго. Один костюм, если он сложный, можно делать два месяца. И если люди заранее не пришли, то "Извините, у меня очередь".

    Анна: И какая у тебя очередь сейчас, если не секрет?

    Анастасия: Сейчас я на август принимаю заказы. До августа все забито.

    Анна: Я правильно понимаю, что ты наработала определенную экспертность в этом мире? Потому что тебя зовут в жюри и очередь до августа, как мы выяснили.

    Анастасия: Раз зовут, значит, наверное, да.

    Анна: Победы в фестивалях, если ты участвуешь, то там денежные призы достаточно весомые? Или все-таки это пока еще в кайф больше?

    Анастасия: Это зависит от фестиваля. И это в любом случае в кайф, то есть если ты не победил, ну и ладно. Зато ты там на сцену вышел и сделал красивое выступление. У нас остается видео, у нас остается фото.

    Анна: Если костюм не должен повторяться, то получается, что ты делаешь костюм на один раз?

    Анастасия: В костюмах, которые я делала три года, я много раз выходила, я побеждала в нескольких конкурсах.

    Анна: Ты же говорила, что так нельзя.

    Анастасия: Есть фестивали, которые принимают заявки с костюмами, которые уже были в конкурсе. Есть, которые не принимают заявки. И потом я не обязана ходить на фестивали, это же не святая моя обязанность. Это просто развлечение определенного рода. И некоторые косплееры не ходят на фестивали, они только фотографируются, некоторые в интернет фото не выкладывают. Делают себе костюмы, и их можно пару раз увидеть: «Надо же, я даже не знала, что у нас есть человек, который так круто делает костюмы».

    Анна: А какие у тебя планы на ближайшее время, кроме того, что у тебя очередь до августа. Может быть ты хочешь освоить какую-нибудь новую технику?

    Анастасия: Сейчас я учусь 3d-моделированию. В будущем я буду чуть меньше делать руками, а больше моделировать и развиваться в этом направлении. И сейчас мое хобби мне в этом помогает, потому что свои первые шаги я прогоняю сразу же на заказах, моделируя детали оружия и ювелирные украшения. И в процессе учусь.

    Анна: А в будущем ты видишь это своей профессией? Допустим, ты лет через 20.

    Анастасия: Я думаю, да. Я абсолютно точно буду развиваться в этом направлении. Просто я не знаю, к чему конкретному это приведет лет через 20. Потому что если откатиться лет на 15 назад, 3d-принтер - это было: «Ах! Ничего себе! 3d-принтер!». А сейчас он у каждого второго, и в любом офисе тебе напечатают. Прогресс не стоит на месте, и надо всегда быть в курсе того, как развивается мир.

    Анна: Давай теперь перейдем к вопросам, которые я задаю всем героям. Мне кажется, в России часто противопоставляют «творчество - деньги». И фраза по этому поводу: «Ты либо занимайся делом и деньги зарабатывай, либо искусством высоким». Как ты думаешь, почему эти предубеждения существуют?

    Анастасия: Наши люди не готовы платить деньги за картинку, за игры, за фильмы. У нас настолько в голове засело: стащить, спиратить, взять мои фотографии на рекламу, допустим, могут взять. А мы потом разбираемся с этим. Часто у косплееров происходят разборки, берут фотографии и говорят, что они их скачали со стоков, даже на альбомы известных исполнителей. Настолько люди у нас не любят авторское право.
    Часто я сталкиваюсь с тем, что в интернете, например, мне в комментариях могут сказать: «А в интернете все общее!». А я делаю диджитал контент и вкладываю в это много денег. Но люди не готовы это понимать. Мы распечатывали фотографии и продавали их на фестивале. Заработали 500 рублей, наверное, на этом. То есть люди не понимают, они в интернете посмотрят картинки, зачем им эти фотографии покупать. А люди за границей: «Да, да. Высылайте нам». Они платили больше, чем сама фотография стоит, за доставку EMS в США. Это совсем другой подход.

    Анна: То есть это вопрос ментальности?

    Анастасия: Да. У них это выражение уважения к творчеству человека и у них, действительно, ограничено пиратство и защита авторского права там намного суровее, чем у нас.

    Анна: Есть предубеждение, что творческие люди и бизнесмены - это разные люди. Что творческим людям не дано считать, и они не умеют зарабатывать деньги. Как ты считаешь, с чем эти предубеждения? Может быть, это страхи?

    Анастасия: Страхи всегда есть, что ты будешь не успешен, ты не знаешь, что тебе есть, где тебе жить, как ты будешь развиваться. Понятное дело, что бизнесмены - это люди из другого мира, я очень долго проработала среди таких людей, среди гендиректоров больших крупных компаний, сидела на совещаниях. И мне тяжело с ними было. Я - другой человек. Они могут абсолютно спокойно этим заниматься и получают от этого удовольствие. Они не понимают нас, мы не понимаем их. Потому что творческий человек всегда живет в эмоциональном мире, для него важно получать эмоции.

    Анна: То есть ты считаешь, что это все-таки два разных мира?

    Анастасия: Да, просто два разных мира. Потому что разный склад ума. И есть противостояние: бизнесмены недолюбливают нас, мы отчасти тоже имеем предубеждение к ним. Но среди них есть люди, которые тоже занимаются творчеством. И есть люди среди нас, которые зарабатывают очень много денег на обычной работе, а на фестивали приходят, когда у них отпуск. Мы все-таки все связаны. Разделение идет от предубеждений, но на самом деле границы очень размыты.

    Анна: Назови творчество, которое тебя изменило. Это может быть книга, фильм, может быть, картина или игра.

    Анастасия: Здесь я бы так сказала, что я занимаюсь копированием. Поэтому любой персонаж, любая книга, любой фильм, по которому я что-то делала, они на меня произвели огромное впечатление. Поэтому я решила что-то в них привнести, поэтому я с упоением три года создавала костюмы и не уставала от этого, потому что меня это вдохновляло.
    И переломный момент был интересный, когда я уже понимала, что я дошла до предела на работе. Я случайно где-то в Твиттере увидела видео, где Джим Кэрри рассказывал про то, как он стал тем, кем он стал. И он говорил о том, что его отец выбрал надежную работу, чтобы содержать семью, чтобы семья всегда была защищена. И я понимаю, что это выбор правильный - защитить свою семью. А потом он сказал: «но его уволили». И они были на границе бедности и было тяжело. «А я добился». Он говорил о том, что все-таки пошел за своей мечтой и добился высот. Он рассказывал это для сравнения. Заставляет задуматься, что ты можешь быть неуспешен на любой работе и прогореть в любом деле. Но разница в том, попробуешь ты или нет. Если ты попробуешь, ведь ничего плохого не произойдет, ты не умрешь, ты скорее всего уже чем-то в жизни обеспечен, тебе есть - куда идти, есть - что делать, есть - что есть. Почему бы тебе просто не попробовать что-то сделать?

    Анна: Если ты даже прогоришь в деле, которое приносит тебе удовольствие и это твоя мечта, у тебя хотя бы останется она. А в случае с надежной работой у тебя не останется ничего.

    Анастасия: И главное, что можно в любом деле прогореть. А вдруг ты попробуешь, и у тебя все получится? Нет рецепта, по которому распределяется успех. Просто в любимом деле ты точно будешь уверен, что ты будешь работать на вдохновении. Ты будешь умирать, но будешь делать. И это две разные вещи, когда ты умираешь на работе, где тебе говорит дядечка: «Вот, давай, быстро мне отчет к пяти часам!» Чем когда ты сам себе говоришь: «Я должен это делать, потому что человек ждет».

    Анна: Мне кажется, что вот во втором случае, поэтому и приходит успех, что ты больше усилий прикладываешь, потому что ты получаешь от этого удовольствие. И я искренне верю, что эмоции, которые мы вкладываем, они сказываются на результате. И, мне кажется, что когда ты делаешь что-то с любовью, то результат получается лучше.

    Анастасия: Да, конечно. Если ты что-то делал с любовью, то оно будет по-другому выглядеть. Я не знаю, наверное, кто-то прикладывает любовь к созданию Excel-евских таблиц, но это не я. Кому-то нравится что-то систематизировать, кому-то букетики делать. Люди очень разные. Ищите себя. Ищите то, что вы будете делать, даже умирать, но 24\7 делать.

    Анна: А есть ли личность, которая является для тебя примером?

    Анастасия: Таких личностей на самом деле очень много. Очень много ребят, которые занимаются тем же, чем и я. И каждый из них уникален. Каждый делает какие-то вещи, которые настолько меня впечатляют, настолько крутые идеи в создании костюмов, что бывает просто аж захватывает дух. И это не обязательно люди, которые находятся на пике популярности, это может быть просто человек из какого-то не очень большого города. И ты приезжаешь на фестиваль, смотришь на его костюм и понимаешь, как же круто он его сделал. Не будем скрывать по городам России зарплаты маленькие, но он превозмог, он накопил денег, он сделал. И вот все эти люди, каждый среди нас - это вдохновение для меня.

    Анна: Скажи, пожалуйста, для тебя первый шаг – это что?

    Анастасия: Это каждый день. Ты встал в 7 утра и пошел работать - это первый шаг. Каждый новый проект - это первый шаг. Это сложно объяснить, когда начинаешь работать, ты учишься работать не по указке кого-то. И каждый день делаешь этот первый шаг. Ты должен встать, в 7 утра, и, кстати, я очень долго училась это делать. Я вставала в 12. Ты должен себя заставить встать, и ты каждый день делаешь этот первый шаг, чтобы начать что-то делать.

    Анна: Ты сейчас натолкнула меня на мысль: в кино говорят, что прошлых заслуг не бывает, что каждое новое кино ты все равно снимаешь с нуля. У тебя может быть Оскар за плечами, но ты все равно можешь провалить. И прошлые заслуги тебе не помогут. Ты с нулевой отметки заново начинаешь. У вас также?

    Анастасия: Да. Вот вроде бы кажется, что я легко это сделаю, что тут делать, тоже вот раньше делала что-то. На самом деле нет. Каждый новый проект смотришь и думаешь: «Ну, тут делать нечего» Начинаешь делать и понимаешь, что ты встрял. Это долго, что это не так просто, и каждый новый проект это твой первый шаг. Нужно учиться преодолевать первые шаги каждый раз.

    Анна: Получается навык отдельный.

    Анастасия: Да первый шаг каждый раз. И всегда чему-то новому учиться, иначе все. Иначе никуда не пойдешь.

    Анна: Есть ли еще какие-то вещи в работе на себя, которые были для тебя откровением, и ты их никак не ждала?

    Анастасия: В работе на себя? Наверное, самым большим откровением было то, что люди готовы платить за это деньги. И это кому-то нужно. Так что не бойтесь показать себя миру, не пугайтесь показать свою идею миру даже, если она кажется бредовой. Многие идеи в мире превращались во что-то огромное, биткоин, например.

    Анна: Когда ты говоришь «покажите идею миру», что ты имеешь в виду? Писать о ней, рассказывать в интернете?

    Анастасия: Да, обязательно нужно рассказывать. О вас никто никогда не узнает, если вы не будете рассказывать. Если вы рисуете в стол, то вы и дальше будете рисовать в стол. Если вы хотите это сделать своей работой, вы должны сделать так, чтобы вас знали. Чтобы люди могли вас найти. Чтобы люди понимали, что они могут к вам обратиться. У меня есть заказчики, которые приходят ко мне, что-то у меня одно заказывают и говорят: «Знаешь, мы поняли, что мы еще хотим вот это». Они должны понимать, что вы можете это сделать. А если вы об этом не расскажете, то как они об этом узнают?

    Анна: Очень классный совет и важный. Он вроде такой очевидный, но мы и правда не умеем рассказывать про себя.

    Анастасия: У меня многие мои друзья не успевают вести социальные сети, забывают о себе рассказывать, что-то делать. Вот знаете, я в инстаграмме, например, тащу все туда. Я нарисовала сегодня картинку, я ее запостила в сторис. Я что-нибудь еще сделала и запостила в сторис, я показываю людям это. И я понимаю, что люди начинают интересоваться. Или если у них сейчас нет потребности в чем-то, но они понимают, что у меня можно сделать, они потом ко мне придут.

    Анна: Давай подведем итог и назови каких-то 3 главных совета, которые ты могла бы дать людям, которые сейчас хотят сделать свой первый шаг.

    Анастасия: Копите деньги - это первый. Учитесь работать, то есть под этим я понимаю учитесь делать эти первые шаги сами, без указки, без дядечки, который скажет, что вам делать. Вы должны понимать, что это вопрос выживания. Просто банально, как бы хобби романтично не звучало - это вопрос выживания. Если вы хотите выживать, живя по своим правилам, вы должны делать эти первые шаги самостоятельно, без чьих-то пинков.
    И третье: планируйте, обязательно, думайте, как вы будете развиваться в будущем. Без планирования ничего не выйдет, будете дальше сидеть на одном уровне. Но я думаю, что все тут хотят большего, раз все-таки хотят сделать этот шаг. Творчество, полет – это результат. Результат – это когда ты выходишь на сцену и показываешь выступление. Результат - это когда ты снял фотосет и выложил его в сеть, и получил позитивный feedback. Но все равно без планирования, и если вы хотите развиваться, ничего не получится. Вы можете на вдохновении придумать какую-то идею, но я просто не берусь судить за все остальные отрасли творческих профессий, за художников и за других. Но я могу абсолютно точно сказать, что вот художникам тоже самое – планируйте! Рисуйте много, делайте - иначе никак.

    Анна: Спасибо тебе, что ты рассказала про свой опыт, поделилась своей историей. Мне кажется это было очень честно. Напоминаю, что с нами была Анастасия Миромарта. И мы разговаривали о том, как хобби превратить в свою профессию и дело. Спасибо, что были с нами.

    Напоминаем, что наш проект - про деньги в творческих профессиях, и мы будем с каждым новым эфиром двигаться еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет тревэл-журналист Ольга Ладыгина. Мы с ней поговорим о том, как превратить путешествия в способ заработка.
    Made on
    Tilda