#2 Марго Забродская - О том как уйти из офиса в никуда, почему надо уходить вовремя с работы, которая высасывает энергию и вовремя ставить точки

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Марго Забродская
Фотограф
Почему надо вовремя ставить точки
темы подкаста
  • 1
    Два аспекта, лишающие сил и желания творить
    Первый - это то, что ты не свободна, то есть твое время не принадлежит тебе, и ты не принадлежишь себе. И второе - это то, что ты не видишь результата своей работы. Хочется всегда большего, хочется жирнее, погуще, а ты собираешь крохи.
  • 2
    Страх потери денег
    Страх привел к тому, что чем больше я работала и брала подработок, тем меньше в жизни становилось денег. Их постоянно приходилось отдавать.
  • 3
    Депрессия и эмоциональное выгорание
    Через некоторое время у меня началась депрессия и эмоциональное выгорание. Это было такое падение энергии практически по всем фронтам, что больше невозможно было не то, что что-то делать, было тяжело встать с кровати. Бояться уже было невозможно.
  • 4
    Выход из замкнутого круга
    А дальше началась интересная история, которая говорит о том, что как только ты выходишь из своего замкнутого круга, в который сам себя загнал, открываются тут же новые возможности. Что-то начинает происходить в жизни, чего ты даже понять не можешь. Приходит новый опыт, приходят новые люди. Ты сделал правильный шаг, и вселенная начинает тебе помогать.
  • 5
    Ощущение "я все могу"
    Когда я занялась волонтерством, я ощутила себя настолько окрыленной во всем этом! Я уже забыла, как это бывает, когда у тебя все крутится, этот мир у тебя крутится на одном пальце. И ты все контролируешь, и все у тебя происходит, даже если у тебя какие-то форс-мажоры, ты моментально их закрываешь. Я вдруг почувствовала как много лет назад, что я все могу, что у меня все в руках горит, что я успешна. И вот этот опыт волонтерства на Чемпионате мира по футболу, он конечно меня эмоционально вытащил из той ямы, в которую я попала.
  • 6
    Как приходят деньги
    Как только я перестала бояться того, что я теряю деньги, вообще, забыла о них и начала делать то, что мне нравится, они начали приходить.
  • 7
    Я просто начала делать то, что я хотела
    Когда я дошла до этого дна, где легла полежать, то состояние, когда дальше некуда уже. Оставаться в нем тоже нельзя, это уже просто преступление перед самой собой. Я просто начала делать то, что я хотела. На что у меня никогда не было времени. Поскольку это было лето, больше плавать, если я хотела сегодня встать попозже, то я вставала позже. Могла себе позволить, пойти позагорать. Я в свою жизнь привнесла в удовольствие и все свои хотелки, которых мы себе часто не позволяем. Меня всегда угнетало: лето и жара, а я иду на работу, сижу в кабинете под кондиционером. У меня под окном моего 20-ти этажного дома – озеро с пляжем. А я сижу на своей работе, и в выходные обязательно будет дождь.
  • 8
    Я - человек-проект
    Я - человек-проект. И каждая фотосъемка — это проект. Мне важно видеть: вот это точка отсчета, а вот здесь все закончится. Я в середине ноября пошла работать в фотостудию. Просто так получилось. Я увидела объявление, причем ирония в том, что это та самая фотостудия, в которой когда-то я начинала. Мне нужно знать, где финиш, иначе мне сложно.

  • 9
    Творчество и ремесло
    По сути художник должен творить, он должен быть в своем процессе. А ремесленник должен к своему сроку заказ выполнить. Это штампы. В моем случае я могу сколько угодно считать себя творческим человеком, но ко мне пришел клиент, который отдал мне свои деньги, я сделала свою работу, провела фотосъемку. Дальше у меня есть определенный отрезок времени на то, чтобы этому человеку отдать результат своего труда, за который он уже заплатил. Это моя ответственность, за которой дальше идет моя репутация. Поэтому тут все однозначно: хочешь дальше продолжать себя продавать, как творца, будь добр, успевай в те временный рамки, которые ты своему клиенту заявил.
  • 10
    Мой страх просто ушел, потому что бояться уже было нечего
    Отсутствие этой финансовой подушки, отсутствие каких-то либо денег на счету, меня успокоило. Мой страх просто ушел, потому что бояться уже было нечего. Я начала принюхиваться везде, браться за разные проекты, браться за разные фотосъемки. Мне начали предлагать варианты подработок, которые я раньше никогда б не подумала брать. А тут они начали появляться и вылезать. Я получала за это денежку и собственно не испытывала каких-либо таких проблем, как я завтра, на что я буду есть.
  • 11
    Деньги всегда приходят под потребность
    Главное, что я четко знала, деньги всегда приходят под потребность. Даже если ты остался в какой-то момент с последними 100 рублями, на которые ты купишь хлеба, и ты начнешь переживать, то скорее всего ты не заработаешь. Но когда ты спокойно знаешь, что деньги придут под потребность, надо только эту потребность сформировать.
  • 12
    Ресурсоное состояние
    И я поняла одну вещь: лучше я не принесу домой какую-то денежку, но при этом буду нормальной мамой и дочерью. Я буду в адеквате. Потому что когда ты начинаешь делать то, чего не хочешь, оно начинает разрушать. Но сейчас я четко знаю, что если я не хочу чего-то делать и я осознаю на то причины, то я не буду этого делать. Моя ценность, как фотографа, как человека работающего в творчестве, это я сама, мое внутреннее состояние. Лучше я здесь не получу эти деньги, но они придут оттуда, где мне будет комфортно, весело и интересно. Сейчас я не жертва, чтобы идти зарабатывать туда, где не хочу.
  • 13
    Первый шаг
    Мой первый шаг был такой: я позвала всех своих друзей. Я предлагала такой вариант: «ребята, вы оплачиваете студию – я вас фотографирую». Им хотелось фотографий, мне нужно было портфолио. Закрутилось все моментально, за несколько недель я отсняла огромное количество людей. Я это делала это бесплатно, но я получила большое портфолио. Я тут же нырнула обратно в фотографию, были восторженные отзывы от моих друзей и знакомых. И тут же люди начали приводить других людей. У меня даже была такая интересная ситуация, у меня есть подруга - сурдопереводчик. Она начала приводить ко мне семьи людей слабослышащих, тех, с которыми она работала. Она говорит: «слушай, я показала им фотографии, ребята хотят, но они боятся идти к кому-то, потому что не знают, как взаимодействовать, а ты сможешь». Сначала она приходила вместе с ними, потом они приходили ко мне сами и нам прекрасно удавалось коммуницировать. Это был такой уникальный опыт, но это уже были коммерческие съемки. За первый шаг я не получала денег, но этот первый шаг привел ко мне коммерческих клиентов, то есть людей, которые платили за мои фотосъемки деньги.
  • 14
    Голодный художник – это не пресытившийся творец
    Когда ты голодный – ты налегке, тебе проще встать с дивана, у тебя в голове куча целей и мечтаний, чего бы ты хотел получить. Голодный – это не пресытившийся, это человек, который не ленив, который без пуза, ему есть чего еще хотеть. Потому что как только нам кажется, что мы достигли всего, нет больше цели вставать с дивана. А когда ты голодный – ты голодный до чего-то: до впечатлений, до материальных благ. Когда ты голодный, тебе хочется достигать. Деньги – это средство. И ты будешь эти средства добывать, чтобы достигнуть своих потребностей.
Советы от Марго:
  1. Я почерпнула эту мысль у уважаемого мною и любимого Карла Гюстава Юнга, о том, что если у человека есть творческий потенциал и энергия, и если он ее не реализует, то эта творческая энергия со временем превращается в яд. Яд разрушает человека. Поэтому если вы чувствуете в себе, пускай даже небольшой росточек творческой энергии, дайте ей возможность прорости. Дальше этот росточек сам себе путь найдет.
  2. Все в жизни - ресурс. Ресурс есть во всем, просто нужно его брать. Все что происходит – все ресурс. Все что происходит, всегда к лучшему.
  3. За страхом всегда лежит ресурс. Если вам очень страшно, если вы чего-то боитесь, прямо до дрожи – шагните. Это как пройти через огонь. Шагайте в страх. Вы пройдете этот страх и за страхом обретете свой приз, вы обретете то, что вас очень сильно обрадует и поможет
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна. Всем привет. Это второй выпуск проекта Artcoin. Мы будем говорить о том, как вовремя уходить с работы из офиса или еще откуда-то еще, где вам некомфортно, с работы, которая мешает вам двигаться вперед и ест вашу энергию. Героиня сегодняшнего выпуска - фотограф Марго Забродская. Марго расскажи пожалуйста почему ты решила заняться фотографией и вообще про свой немножечко путь. Он у тебя очень интересный, я знаю.

Марго. Скажем так: каких-то замашек на творчество у меня никогда не было. Я считала себя весьма конкретной барышней. И профессиональная карьера моя началась с психологии. Я закончила институт, как педагог психолог. А дальше я ушла в тренерство и продажи. Начала ездить по командировкам. А потом случился в моей жизни декрет, родился ребенок. Как правило, после декрета и рождения ребенка у женщины в жизни открывается творческий потенциал. И в моей жизни появился фотоаппарат. Потому что ребенок растет, столько всего умильного. Я думаю, что многие это проходили. Тогда просто еще не было смартфонов, нельзя было вот так просто нащелкать своего любимого сыночка. И как-то все так сложилось, очень удачно, то есть такая синхрония, моя знакомая открыла фотошколу. Я приложила все условия, чтобы выиграть конкурс фотографии и получить скидку в эту фотошколу. В итоге, я получила не только скидку, но и предложение работать в фотошколе администратором. Собственно, где мы с Аней благополучно познакомились. И я не могу сказать, что я стремилась быть фотографом. Просто я сделала некие шаги, и дальше все оно пошло, заработало. А потом появился второй фотоаппарат, более профессиональный, потом уже появились коммерческие съемки, какая-то уверенность в себе. Жажда дальше все это продолжать. И появился уже полнокадровый фотоаппарат - признак профессионального фотографа.

Аня. Но при этом ты не стала профессиональным фотографом тогда. Расскажи пожалуйста, что помешало заняться профессионально фотографией тогда?

Марго. Здесь я, наверное, могу точно сказать, что я думала так: это все творчество, фотография - это хорошо, но не серьёзно. Потому что это не стабильно, это не источник постоянного стабильного дохода. Как нас воспитывают: должна быть работа, которая должна приносить стабильную зарплату. И на тот момент, достигнув какого-то определённого уровня и понимания, что я это умею, в студии я могу снимать, я вышла на постоянную пятидневную работу. Заняла руководящую должность, и на этой работе, получая два раза в месяц зарплату, продолжала работать. Естественно фотография отошла на задний план, ее фактически даже не было видно.

Аня. Правильная работа, которая заняла все в твоей жизни...

Марго. Да. Естественно. Понятно, что когда мне было нужно, я фотографировала, и потом привлекала к каким-то проектам ребят из фотошколы. Но я не могла сказать, что я Маргарита – фотограф. Такого не было.

Аня. Скажи пожалуйста, ведь это была работа, к которой ты стремилась. Почему ты считаешь, что она съедала твою энергию, и что ты не вовремя поставила точку, а затянула этот момент?

Марго. Когда ты работаешь пять дней с 9 до 6, ты полностью погружена в эту свою работу. Выходные, естественно, ты стараешься больше времени уделить себе и семье. И на фотографию, ты не оставляешь места. И даже если ты хочешь что-то где-то пойти пофотографировать, то все равно это получается, как домашняя съемка ребенка. Вот он бежит, вот он стоит. Это не какой-то творческий процесс, где ты начинаешь искать, думать, осваивать какие-то новые техники, смотреть курсы. То есть это не то, где ты начинаешь развиваться.

Аня. Когда ты поняла, что все, дальше так нельзя? Надо все менять.

Марго. У меня было с постоянной работой и уходом с нее несколько таких вот погружений, когда уходила потом обратно возвращалась. Когда я в первый раз ушла с постоянной работы, в поисках какого-то творческого своего хлеба, было все гораздо проще. Там был постоянный источник дохода в семье у мужа, который потом стал бывшим, обычная женская история. Я просто хотела попробовать себя. Тогда началась журналистика. Потом поменялась ситуация в семье, я опять ушла на работу и пробыла, как постоянный сотрудник в течении четырёх лет. Я была опять помещении с 9 до 6 пять дней в неделю. Но там у меня было ближе к фотографии, потому что я работала в реабилитации инвалидов, и то, чему я научилась, я привнесла как метод реабилитации. Я начала сама разрабатывать метод обучения фотографии, как способ реабилитации людей с различными особенностями. Творчество оставалось в моей жизни, благодаря попытке такого синтеза.

Аня. Как правило, говорят, что выгорание наступает тогда, когда ты не чувствуешь пользы в своей работе и когда там нет какой-то творческой составляющей, когда она механическая. У тебя все это было получается. Почему тогда?

Марго. Вот! Это совершенно верно. Это все было. Как по мне видно, что я - барышня энергичная, холерик по темпераменту. Естественно, что я всегда беру флаг и иду на штурм. Но я работала в государственной бюджетной организации, как в любом государственном учреждением там ставят тебя в достаточно жёсткие рамки того, что можно, а что нельзя, как ты можешь взаимодействовать, и как ты должна себя вести. Я не буду углубляться во все причины, почему окончательно решила уйти и поняла, что я не могу так жить. Но в первую очередь это то, что как только тебя загоняют в рамки времени, ты перестаешь принадлежать себе. Ты хочешь с утра сходить в бассейн или в будний день съездить на гору покататься на сноуборде, но ты не можешь этого сделать, ты привязан к постоянному графику.

Если ты хочешь какого-то своего творческого поиска, делай это вне работы, то есть в ущерб семье. Ну, и когда ты работаешь полностью, отдавая всю себя, потому что иначе нельзя, но отдачи нет, потому что всё равно, чтобы заниматься творчеством нужно иметь внутреннее желание. Когда люди приходят просто, чтобы им не было скучно, то ты не получаешь от них отдачи. Ты чему-то учишь, но это получается так, что ты просто чему-то учишь. По сути здесь два аспекта: первый - это то, что ты не свободна, то есть твое время не принадлежит тебе, и ты не принадлежишь себе. И второе - это то, что ты не видишь результата своей работы. Хочется всегда большего, хочется жирнее, погуще, а ты собираешь крохи. И естественно, это очень сильно начинает в какой-то момент разрушать изнутри.

Аня. Для тебя самым токсичным было отсутствие свободы?

Марго. Отсутствие свободы и то, что тебя всегда загоняют в рамки, в которых ты должна существовать.

Аня. Кстати, про творчество и рамки. Существует два полярных мнения. С одной стороны многие считают, что творческих людей и любых художников нельзя загонять в рамки. С другой - есть категория людей, которые считают, что наоборот это классно, когда цензура есть. Потому что она ограждает зрителя от всего лишнего, к тому же творец должен придумывать, как эти рамки обойти. И так рождались, у нас есть много примеров, колоссальные шедевры с подтекстом и глубокими смыслами. Не было ли у тебя желания в связи с этим, не идти с флагом в борьбу за свободу, а может быть, конструировать свою жизнь по-другому, чтобы находить эту свободу где-то еще.

Марго. Ты знаешь, я могу сказать так. Естественно, я пыталась по-разному совмещать работу и творчество. Но в этот момент в мою жизнь пришёл большой страх, который на самом деле тоже добавил такой деструктив жизни, страх потери денег. И началась такая ерунда, что чем больше я работала, чем больше я на основной работе брала съемки, брала дополнительный репортажи по другой работе, тем меньше у меня становилось денег. То есть вроде бы казалось, что я постоянно что-то делаю, постоянно пытаюсь заработать денег, но их становилось все меньше и меньше. Был безумный страх, что я останусь без денег, мне не на что будет содержать семью, и этот страх сидел в голове. Я не могу сейчас точно сказать почему, но все мои попытки устаканиться на основной работе приводили к тому, что я уходила. Вот эти рамки они меня всё равно дожимали.

Аня. Когда ты говоришь, что чем больше работала, тем становилось меньше денег, что ты имеешь в виду?

Марго. То, что я работала на основной работе, брала съемки студийные, брала съемки репортажные, съемки различных праздников и мероприятий. Я получала деньги, они должны были у меня быть.

Аня. Их больше должно было становиться.

Марго. Но они уходили. Постоянно нужно было кому-то или куда-то эти деньги отдавать. Ломалась машина, что-то в квартире, летела техника. Мне эти деньги постоянно приходилось куда-то отдавать, то есть я их практически не видела. И они просто утекали сквозь пальцы. Хотя казалось бы, столько работать, сколько я - такого не должно быть! Но тем не менее, и этот постоянный страх. То, что я хочу уйти с работы я поняла давно, но мне было страшно. Но случается то, чего ты больше всего боишься. Я прожила этот страх до дна. И когда со дна постучали, тогда уже было понятно - все.

Аня. Что произошло, когда ты совершенно точно поняла, что все, надо уходить, больше нельзя тянуть?

Марго. Как только я приняла в душе это решение. Я эмоционально выгорела. Я поняла, что я теряю все, что наработала, что я нажила в плане своих навыков и эмоций. Мне стало сложно фотографировать. В принципе по большому счету это было депрессивное состояние, до которого я себя довела. Потому что у меня не было сил на то, чтобы встать, пойти фотографировать, пойти работать с людьми. Это было такое падение энергии практически по всем фронтам, что оно подвело меня к мысли, что больше нельзя продолжать. Либо что-то делать - либо сидеть бояться. Бояться уже невозможно. И как только я приняла решение, что хватит, я решила уйти в никуда. Я это сделала, и как будто камень с души упал. Я наконец-то вдохнула. А дальше началась интересная история, которая как раз говорит о том, что как только ты выходишь из этого своего замкнутого круга, в который ты сам себя загнал, открываются тут же новые возможности. Что-то начинает происходить в жизни, чего ты даже понять не можешь. Приходит новый опыт, приходят новые люди. Ты сделал правильный шаг, и вселенная начинает тебе помогать.

Аня. Как ты выходила из этого состояния? Я сейчас имею ввиду психологически. Есть ли у тебя какой-то рецепт теперь?

Марго. Не уверена, что он подойдет всем. Я долгое время проработала в бюджетной организации, мне казалось, я разучилась принимать нестандартные решения, разучилась работать в том ритме, в котором работала когда-то. И меня эта мысль она преследовала. Я приняла решение о том, что я увольняюсь с работы, накануне Чемпионата мира по футболу, который проводился в нашей стране.

Аня. Совсем недавно.

Марго. Недавно. До этого я подала заявку на волонтерство. Моя заявка прошла. И я попала туда не просто как волонтер, а меня попросили стать тим лидером. Потом сказали, что я буду супер тимом, то есть это человеком, который возглавляет достаточно большое количество людей. Фактически это человек, который находится между менеджментом в офисе и волонтерами, которые в полях трудятся.

Аня. Но все еще волонтер?

Марго. Да, он всё равно волонтер. Получилось, что, уйдя с работы, я тут же попала во всю эту волонтерскую кашу, а учитывая, что на мне была большая ответственность, которая касалась создания графика, контроля выхода ребят на работу, проверки качества их работы… Сидела по ночам с этими графиками, нужно было быстро отдавать отчеты. Я себя ощутила настолько окрыленной во всем этом! Я уже забыла, как это бывает, когда у тебя все крутится, этот мир у тебя крутится на одном пальце. И ты все контролируешь, и все у тебя происходит, даже если у тебя какие-то форс-мажоры, ты моментально их закрываешь. Я вдруг почувствовала как много лет назад, что я все могу, что у меня все в руках горит, что я успешна. И вот этот опыт волонтерства на Чемпионате мира по футболу, он, конечно, меня эмоционально вытащил из той ямы, в которую я попала. Собственно, в тот момент начали откуда-то приходить съемки. У меня появилось свободное время на то, чтобы заняться собой. И у меня оказалось совершенно бешеное лето. Откуда-то брались деньги на то, чтобы съездить с другой организацией волонтерской на Гонку героев в Питер, как судья на Чемпионат по гонке героев в Тулу. Я даже перестала отслеживать, откуда начали приходить деньги. Мне начали предлагать варианты подработок, которых у меня никогда не было. И мне было просто интересно попробовать. В итоге, появились деньги, мы уехали отдыхать в Крым на три недели в августе. Как только я перестала бояться того, что я теряю деньги, вообще, забыла о них и начала делать то, что мне нравится, они начали приходить.

Аня. Это классный рецепт. Я знаю, он работает. Когда ты делаешь что-то ради самого дела, то тогда ответ приходит. А в самом начале, когда ты согласилась на работу без денег, учитывая какой страх по поводу денег у тебя в этот момент был, как ты решилась? И как ты себя уговорила на это?

Марго. Здесь даже не уговор. Опять же я дошла до предела. Когда я дошла до этого дна, где легла полежать, то состояние, когда дальше некуда уже. Оставаться в нем тоже нельзя, это уже просто преступление перед самой собой. Я просто начала делать то, что я хотела. На что у меня никогда не было времени. Поскольку это было лето, больше плавать, если я хотела сегодня встать попозже, то я вставала позже. Могла себе позволить, пойти позагорать. Я в свою жизнь привнесла в удовольствие и все свои хотелки, которых мы себе часто не позволяем. Меня всегда угнетало: лето и жара, а я иду на работу, сижу в кабинете под кондиционером. У меня под окном моего 20-ти этажного дома – озеро с пляжем. А я сижу на своей работе, и в выходные обязательно будет дождь. Отчаянное желание позволить себе делать то, чего я хочу, сработало.

Мы сами себя ограничиваем рамками, когда есть масса вариантов, делать что-то. Для меня фотография – это история про то, что когда ты себе не доверяешь, когда ты себе не веришь, что у тебя получится, ты хлебаешь полной ложкой это свое сидение в офисе под кондиционером. Потому что ты просто себе не веришь. Как только ты отпускаешь страхи, что-то начинает происходить.

Аня. Знаешь, это перекликается со мной очень. Потому что у меня первое образование юридическое, родители очень настаивали, чтобы я его получила. И естественно я пошла на практику в юридическую компанию. И я оттуда сбежала бегом. И до сих пор у меня есть страшная картинка внутри и страх офиса. Потому что каждый день рабочий там заканчивался так: без пяти минут семь люди уже одетые сидели за своими столами, и практически молились на стрелку на часах, которые висели на стене. И вот все сидят и смотрят на эти часы. Только стрелка пересекает отметку в семь, всех просто ветром сдувает. И когда я слышу слово "офис", я вспоминаю эту картинку. Поэтому я тебя в этом смысле очень хорошо понимаю. Но ведь есть люди, которым наоборот это нужно. И это могут быть творческие люди, которым нужны такие границы и понимание, что с 10 до 17, например, я буду на работе делать то-то, а потом я займусь какими-то своими историями. Это же тоже возможно?

Марго. Естественно, это возможно. В моем случае, скажем так, я - человек-проект. И каждая фотосъемка — это проект. Мне важно очень видеть: вот это точка отсчета, а вот здесь все закончится. Я в середине ноября пошла работать в фотостудию. Просто так получилось. Я увидела объявление, причем ирония в том, что это та самая фотостудия, в которой когда-то я начинала.

Аня. Все возвращается. Следующий круг спирали.

Марго. Вот именно что это круг спирали. Там несколько раз уже поменялись владельцы. Я просто увидела, что в фотостудию нужен администратор. Это было: а почему бы и нет? Пришла, познакомилась с хозяйкой студии. Мы с ней посмотрели друг другу в глаза, и поняли, что созданы друг для друга. И начались два с половиной месяца исключительно студии: с середины ноября по конец января у меня было только два выходных - 31 декабря и 1 января. Все это время я проводила в студии, как администратор, то есть я готовила студию к работе, объясняла фотографам что и как, не все умеют пользоваться оборудованием, то есть помогала проводить эти съемки. Фотографировала сама - это все было в студии. Конечно, я немного устала от того, что света белого не видела, я приходила, когда темно и уходила, когда темно. Но это была такая предновогодняя круговерть. У нас была загрузка практически 120% все это время. Но я знала, что вот сейчас закончатся новогодние праздники, закончится январь, и такой график тоже закончиться. Я видела точку на финише. Мне всегда это нужно. Мне сложно, когда бросаешься и неизвестно, где конец, где пенсия, грубо говоря.

Аня. То есть тебя не пугает график, ты можешь работать по графику в студии? Главное, чтобы это были короткие дистанции.

Марго. Я могу работать круглыми сутками, не выныривая, вообще. Но мне должно быть понятно, как долго это продлится. Мне важно, чтобы это был именно проект. Тоже самое что с фотосъемкой, ты снимаешь, отрабатываешь фотографии, дальше у тебя есть срок, за который ты эту фотосъемку должен клиенту сдать.

Аня. Где ты берешь энергию в таком режиме работать? Ты рассказываешь, что два месяца у тебя сейчас было кошмарных.

Марго. Я могу собой заменить маленькую электростанцию. Это моя личная особенность. Я живу в этими съемками. Для меня сама съемка - энергия. Энергия у меня появляется в процессе съемки. У меня так бывает, что сегодня съемка. Но я не выспалась, был сложный день, а вечером - съемка. Но как только я беру в руки фотоаппарат, я понимаю, что вот сейчас эти люди ждут от меня результата. И не все умеют работать перед объективом, не все знают, как правильно встать, как правильно улыбнуться, как правильно себя вести перед объективом. И это будет моя задача, чтобы эти люди получили красивые, хорошие кадры. И на этих кадрах они правильно стояли, правильно одни человек, правильно группа находилась вся в кадре. Но чтобы это сделать, мне нужна энергия. Я делаю вдох, и понеслась. И вот в этот момент внутри меня все само происходит. Я уже работаю как электростанция, и внутри происходит выработка энергии, которую я отдаю людям, которой делюсь. И естественно после съемки я еще какое-то время достаточно взбудоражена, нахожусь в ресурсном состоянии. Я не знаю, как без этого работать. И очень многие клиенты потом благодарят именно за то, что все так весело прошло. Что они не заметили, как у них прошел час. Что они смеялись, и им было приятно общаться.

Аня. Этот вопрос ответственности перед клиентом и поиск вдохновения, который любят обсуждать творцы. Как у тебя они между собой соотносятся?

Марго. Я, кстати, много об этом думала: художник или ремесленник. По сути художник должен творить, он должен быть в своем процессе. А ремесленник должен к своему сроку заказ выполнить. Это штампы. В моем случае я могу сколько угодно считать себя творческим человеком, но ко мне пришел клиент, который отдал мне свои деньги, я сделала свою работу, провела фотосъемку. Дальше у меня есть определенный отрезок времени на то, чтобы этому человеку отдать результат своего труда, за который он уже заплатил. Это моя ответственность, за которой дальше идет моя репутация. Поэтому тут все однозначно: хочешь дальше продолжать себя продавать, как творца, будь добр, успевай в те временный рамки, которые ты своему клиенту заявил.

Аня. А как включать вдохновение по необходимости?

Марго. Когда снимаешь стандартную фотосессию, например, семейную. Понятно, что есть стандартные позы и положения. Ты знаешь, где у тебя солнце или как у тебя приборы в студии расставлены. В принципе ты всё равно здесь отталкиваешься от схем, которые уже отработаны. И это работа, ты выполняешь свое ремесло. А вдохновение - это эмоции, которыми ты делишься с людьми, чтобы они улыбались, чтобы у них глазки горели на фотографиях. А строгий папа, которого затащили на фотосессию, тоже был в итоге доволен и счастливый. А вот вдохновение само по себе, когда что-то находит, когда начинается свой творческий поиск, не то что ты делаешь как работу, а то что ты вышла на улицу и пошла закаты снимать. Когда ты пытаешься найти, улучить ту минуту, в которую ты идешь снимать для себя.

Аня. То есть ты разделяешь творческий бизнес и чистое творчество? Для тебя это разные вещи?

Марго. Да. Потому что я понимаю, что-то что я делаю в студии, что для меня является коммерческим аспектом - это одно. Я там не имею права с качеством сделать что-то неправильно, это исправность моей техники в первую очередь, это мой внешний вид, потому что если это свадьба, то я должна прийти соответственно. А когда я иду в поля, что-то делаю для себя - это уже лично мое удобство. Я могу позволить себе протестировать какой-то объектив, какую-то технику. Если у меня что-то не получилось, то я не расстроюсь, я не несу какую-либо ответственность перед кем-то, кто ждет от меня результата. И на коммерческой съемке я не буду экспериментировать с новым объективом.

Аня. Как часто ты позволяешь себе эти эксперименты? Я, например, один день в неделю не работаю.

Марго. Мне достаточно сложно себе отвести день, потому что заказы вылезают. Кто-то звонит накануне вечером: слушай вот такая ситуация, мне надо. И чтобы я не планировала на завтрашний день, я принимаю решение, что я занимаюсь этим вопросом. И поскольку я работаю в студии, я могу планировать, что завтрашний день я проведу так-то. Или приходит аренда студии, значит я должна быть там. Меня такая непредсказуемость не пугает, я могу подстраиваться под все это. Но если я хочу сделать себе приятное, когда я себе запланировала, что вот в этот день я поеду кататься на сноуборде. Тут если я уже четко себе поставила, хоть тресни, я найду человека, который за меня выйдет на работу, я найду того, кто выйдет на эту съемку, если это внезапно появившаяся съемка. Потому что в этот день у меня запланировано свое. Поэтому у меня не получается жестко планировать, но если что-то я запланировала, то я не позволю себе поменять план и расстроить себя.

Аня. Когда ты занималась волонтерством и не всегда у тебя были заказы коммерческие, как ты справлялась? У тебя была какая-то подушка финансовая?

Марго. Ты знаешь, в том то и дело, что у меня все случилось в один момент. Я увольняюсь с работы, я получаю отпускные. Но у меня сломалась машина. В машине сломалось то, что самое дорогое могло сломаться. И та подушка, которая у меня была испарилась, еще и пришлось занять денег, я ушла в минус. Но именно когда это случилось, мой страх просто ушел, потому что бояться уже было нечего. И отсутствие этой финансовой подушки, отсутствие каких-то либо денег на счету, меня успокоило. Я начала принюхиваться везде, браться за разные проекты, браться за разные фотосъемки. Мне начали предлагать варианты подработок, которые я раньше никогда б не подумала брать. А тут они начали появляться и вылезать. Я получала за это денежку и собственно не испытывала каких-либо проблем, как я завтра, на что буду есть. Такого не было. Я начала крутиться, оглядываться по сторонам. Я четко знала, что в любом случае в августе я поеду в Крым, потому что это традиция. Я не знала, откуда придут деньги, но я знала, какая мне нужна сумма, я знала, какого числа мы поедем и какого числа, мы вернемся. Я настолько была в этом уверена, что говорила ребенку: «Игорь, я тебя заберу от бабушки из деревни, и мы с тобой едем такого-то числа». Моя мама негодовала: как так! У тебя же денег нет. А я отвечала: спокойно - будут. Как я сказала, так и вышло. Главное, что я четко знала, деньги всегда приходят под потребность. Даже если ты остался в какой-то момент с последними 100 рублями, на которые ты купишь хлеба, и ты начнешь переживать, то скорее всего ты не заработаешь. Но когда ты спокойно знаешь, что деньги придут под потребность, надо только эту потребность сформировать.

Аня. Расскажи, что у тебя происходит сейчас?

Марго. В принципе ничего такого не поменялось. Если я чего-то хочу, значит это в моей жизни обязательно произойдет. Это волшебство наших желаний. Я сейчас работаю в фотостудии, как администратор. Постоянно общаюсь с нашей Зеленоградской, я живу в Зеленограде, фототусовкой. Работаю, как фотограф в этой же фотостудии и делаю свои частные заказы. Разница со мной той, что у меня появилось понимание того, что я хочу делать, а что - не хочу. Я, например, знаю, что наснимавшись в свое время ресторанных съемок, я не хочу снимать праздники в ресторанах. И чтобы это сделать, я могу поставить достаточно большой ценник. Если клиент готов – ок, хорошо. Если не готов – извините, я не буду снимать. Тоже самое касается свадеб, я не буду снимать свадебный банкет, торт и переодевание гостей в костюмы. ЗАГС, прогулка, пожалуйста, но без банкета. Я доросла до того, что могу ставить свои условия, буду я это снимать или не буду. Это качественные перемены, которые произошли со мной.

Аня. Учитывая ответственность перед семьей, правильное ли это решение отказываться от возможности заработать деньги, когда есть люди, которые от тебя зависят. Это часто останавливает от того, чтобы уходить в творчество.

Марго. Когда я нашла себя в депрессии, это ведь произошло достаточно неожиданно, потому что мое состояние психологи описывают, как депрессию с улыбкой на лице. Я никогда не могла подумать, что это случиться со мной. Человек с психологическим образованием, который много лет работал с реабилитацией инвалидов, повидал многое. Но попав в определенную ситуацию, я нашла в себе это, и поняла, что я столько делала то, чего не хочу, что я настолько довела себя до такого апатично-агрессивного состояния, когда я приходила с работы домой и не хотела общаться с ребенком. Мои близкие люди смотрели на меня и говорили: «Маргарит, что с тобой происходит?». И я поняла одну вещь: лучше я не принесу домой какую-то денежку, но при этом я буду нормальной мамой и дочерью. Я буду в адеквате. Потому что когда ты начинаешь делать то, чего не хочешь, оно начинает разрушать. Но сейчас я четко знаю, что если я не хочу чего-то делать и я осознаю на то причины, то я не буду этого делать. Моя ценность, как фотографа, как человека работающего в творчестве, это я сама, мое внутреннее состояние. Лучше я здесь не получу эти деньги, но они придут оттуда, где мне будет комфортно, весело и интересно. Сейчас я не жертва, чтобы идти зарабатывать туда, где не хочу, где мне будет не комфортно.

Аня. Теперь я хочу тебе задать несколько вопросов, которые я задаю всем. Очень часто творчество и деньги противопоставляют. Как ты считаешь, почему это происходит и почему такое жесткое разделение у нас в стране?

Марго. Это тема, над которой я долго думаю, как я уже говорила, творчество и ремесло, творчество и деньги. Я поняла одну вещь. У нас очень много штампов и клише. И нас как воспитывают: ты должна вырасти, получить хорошее образование, найти себе хорошую стабильную работу с утра до вечера. И у тебя все будет, как у людей.

Аня. Как у людей - это главное.

Марго. Как сказала моя любимая мама: вот мы с отцом тебя столько учили, столько сил угрохали, а ты взяла и занялась фотографией. Это звучит так, что творчество — это штамп, что творчеством нельзя заработать деньги. Вот ты иди работай, а в свободное от работы время пощелкай себе там птичек, фотографируй. То, что можно на этом заработать у меня мама, до сих пор не верит, как это так. Только смирение с ее стороны пришло, понимания по-прежнему нет. Нельзя творчеством заработать денег, потому что: это не стабильно, это не постоянный доход, это все проектное, это все со цветка на цветок. Это тот штамп, который у нас существует уже много поколений, и который соответственно постоянно в головах наших родителей, и передается нашим детям. Творчество — это не стабильность, а должна быть в жизни стабильность. Поэтому я вижу это противопоставление, что нельзя заработать этим деньги.

Аня. Как перестать бояться денег? Твой личный рецепт, что помогло тебе. Работа без денег, я так понимаю, да?

Марго. Да. Проблема вся в том, что мы достигаем того уровня, который себе позволяем достигнуть. Это самое удивительное, когда говорят: у нас нет денег. Я всегда спрашиваю: у вас нет денег на что? У вас нет денег, чтобы купить машину или купить квартиру? Или у вас банально нет денег, чтобы пойти купить хлеба и молока в дом? Деньги есть всегда, а вопрос в том, насколько ты позволяешь себе мечтать, какие цели ты перед собой ставишь. Я могу сказать, что мне сейчас нужно менять машину. У меня сейчас нет денег, чтобы купить себе машину, я себе загадала, к какому сроку у меня будет новая машина. Я четко знаю, что к этому сроку она у меня будет. Я пока понятия не имею, откуда эти деньги ко мне придут стройным маршем, но я знаю, что это будет. Нужно позволить себе осмелиться мечтать. Осмелиться ставить перед собой наглые, жирные, волосатые цели.

Аня. Твой рецепт, где брать клиентов?

Марго. Где брать клиентов? Я могу рассказать про свой опыт. Когда мне были нужны клиенты, то есть когда я поняла, что хочу вернуться в фотографию, заняться студийной фотосъемкой, и мне нужны люди, надо просто действовать. Мой шаг был такой: я позвала, по-моему, всех своих друзей. Я предлагала всем такой вариант: «ребята, вы оплачиваете студию – я вас фотографирую». Им хотелось фотографий, мне нужно было портфолио. Закрутилось все моментально, за несколько недель я отсняла огромное количество людей. Я это делала это бесплатно, но я получила большое портфолио. Я тут же нырнула обратно в фотографию, были восторженные отзывы от моих друзей и знакомых. И тут же люди начали приводить других людей. У меня даже была такая интересная ситуация, у меня есть подруга - сурдопереводчик. Она начала приводить ко мне семьи людей слабослышащих, тех, с которыми она работала. Она говорит: «слушай, я показала им фотографии, ребята хотят, но они боятся идти к кому-то, потому что не знают, как взаимодействовать, а ты сможешь». Сначала она приходила вместе с ними, потом они приходили ко мне сами и нам прекрасно удавалось коммуницировать. Это был такой уникальный опыт, но это уже были коммерческие съемки. За первый шаг я не получала денег, но этот первый шаг привел ко мне коммерческих клиентов, то есть людей, которые платили за мои фотосъемки деньги. Так же со мной случилось и в журналистике. Когда я поняла, что хочу реализовать себя не только как фотограф, но еще и эпистолярный жанр мне близок, я просто пошла и договорилась, написала сама свой первый очерк, это было к 23 февраля. После этого меня пригласили, там были небольшие гонорары, но я в нашем Зеленоградском интернет издании проработала несколько лет как журналист, мотаясь по всем мероприятиям, событиям и праздникам, писала статьи. В моем случае первый шаг всегда вложиться собою, своими силами, не получить за это денег, но получить свое материальное нечто в виде фотографии, либо в виде репортажа. После этого начинают уже приходить деньги.

Аня. Как ты считаешь, откуда взялась известная штамповая фраза: «художник должен быть голодным» и почему она такая живучая?

Марго. Потому что на голодный желудок приходит больше идей. На самом деле, я могу привести пример, я часто говорю две фразы: «волка ноги кормят» и «сколько потопаешь – столько полопаешь». Действительно, просто так не приходит отдача в виде денег. Фразу можно переработать, когда ты голодный – ты налегке, тебе проще встать с дивана, у тебя в голове куча целей и мечтаний, чего бы ты хотел получить. Голодный – это не пресытившийся, это человек, который не ленив, который без пуза, ему есть чего еще хотеть. Потому что как только нам кажется, что мы достигли всего, нет больше цели вставать с дивана. А когда ты голодный – ты голодный до чего-то: до впечатлений, до материальных благ. Когда ты голодный, тебе хочется достигать. Деньги – это средство. И ты будешь эти средства добывать, чтобы достигнуть своих потребностей.

Аня. Есть еще устойчивое мнение у творческих людей, что бизнесмены или люди, имеющие взаимоотношения с деньгами – это люди, с другими навыками, умениями, данными от природы, и что творческим людям этого не дано. Что ты по этому поводу думаешь?

Марго. Есть естественно творческие люди, которые совершенно оторваны от действительности потому, что они в творчестве. Я знаю одного писателя, у которого есть личный помощник, который за него решает все вопросы. Потому что он даже не помнит, во сколько у него конференция, во сколько встреча какая-то. Он может быть полностью сосредоточен на том, что пишет свои книги. Это такой выход, но я не вижу в этом какого-то разрыва, между умением зарабатывать деньги, если люди на это нацелились и творчеством. Не всегда творец может быть педантом. Творец может воспитать в себе педанта, но не всегда он может от рождения такой чертой обладать. Как ни странно, у меня есть близкая подруга, которая говорит: «Марго, ты умеешь с деньгами классно обращаться, я так не умею, как ты так можешь?». И я каждый раз думаю: «Я? Она про меня сейчас говорит?». А человек сидит и считает, что я просто офигенный финансист. Возможно, у нас у каждого в голове живет какое-то свое видение, и когда мы смотрим на людей, которые успешны, мы примеряем это к себе и думаем «мы не умеем». Просто мы никогда не пробовали.

Аня. А какая личность стала для тебя примером? Это может быть личность из любой области, на кого тебе хочется равняться.

Марго. Можно долго думать. На данный момент мы с ребенком пытаемся проводить вместе много времени в общении. Я пыталась для него найти личность, на которую он бы равнялся. И как не странно, поняла, что эта личность меня тоже захватила. Сейчас будете смеяться, но на данный момент таким моим кумиром с моим ребенком вместе стал Арнольд Шварценеггер.

Аня. Прекрасно. В чем?

Марго. Я ребенка сейчас приучаю к спорту, как к способу достижения цели. Занятия спортом – это образец того, как ты можешь через свое тело, работая с телом, достигать цели. И это потом прекрасно перекладывается на жизнь. Мы сели смотреть фильм с Арнольдом, я ему хотела показать старый фильм, и он начал задавать про него вопросы. Я начала рассказывать, что человек самостоятельно сделал сам себя, поднялся на вершину карьеры, потом из актеров стал губернатором. И сейчас живет и здравствует, прекрасно себя чувствует, продолжает сниматься, продюсировать. Это был для меня пример целеустремленности, как человек поставил перед собой цель – достиг, поставил – достиг. И при этом остался человеком с хорошей репутацией. И мы сейчас вдвоем с сыном фанатеем от Арнольда Шварценеггера, читаем его биографию. Он сейчас собирается писать ему письмо, что он - мальчик из России.

Аня. Однако.

Марго. И его пример его заразил, он теперь начал делать зарядку, начал заниматься с гантелями.

Аня. А скажи, какое творчество тебя изменило? Возможно, вообще, привлекло. Это может быть фотография, книга, художественный фильм, что угодно.

Марго. Я могу сказать так: у меня на протяжении многих лет это книга. Сильное впечатление когда-то произвела книга Пауло Коэльо «Алхимик». В тот момент я помню, для меня это был такой молодежный переломный момент в жизни, когда книга ко мне пришла. Я ее прочла буквально, сев и прочитав. Что-то такое она принесла в мою голову и в мою психику. И потом на протяжении всего времени я ее периодически перечитываю. Каждый раз что-то новое возникает. Из этой книги, настолько были созвучны мне и то, о чем писал Коэльо в «Алхимике», то, что касается своего пути, то, что касается Вселенной, то, что касается знаков. В свое время я умудрилась даже написать, обучаясь в институте коучинга курсовую работу на тему «Вселенная и знаки. Как замечать знаки и как им следовать».

Аня. Я такого не знала. Надо почитать, пожалуй.

Марго. Тема знаков подошла к Карлу Густаву Юнгу с его темой Синхронии и знаков. Это глубоко и сложно. Но именно эта книга, она какой-то вектор мне задала, о том, как нельзя отчаиваться, и каждая ситуация приведет к чему-то хорошему. Как смотреть по сторонам и замечать, что вокруг тебя происходит. Что ничего в жизни не бывает просто так. Чтобы не случалось, у этого не прямая причина, окольными путями у этого есть причина, которую ты, может быть, не осознаешь, но она есть. И будут такие же следствия всего этого.

Аня. Мы переходим к вопросам наших слушателей. Мне вот тут уже их подготовили.

Марго. Отлично. Любопытно.

Аня. Первый вопрос такой: «Работаешь ли ты сейчас одна или у тебя есть помощники, например, для продвижения, рекламы?»

Марго. Нет, с продвижением я работаю сама, но сейчас честно скажу, я не особо этим занимаюсь. У меня есть сейчас некий набор клиентов, и я сейчас в этом обитаю. Наверное, это вопрос ко мне, почему я сейчас на некотором уровне остановилась. Это вопрос ко мне. Наверное, я еще к какому-то шагу большему просто-напросто не готова, потому что это такой чисто технический момент. Я сейчас нахожусь в процессе замены оборудования, со старого на новое, и это стопорит работу, это технический момент, который нужно обкатывать. Здесь дело не в творчестве, а вот в той технике, которая в наличии. Поэтому, пока я не сильно ударяюсь в рекламу, но я самостоятельно все для себя делаю. Инстаграм свой, фейсбук, я самостоятельно работаю с ними.

Аня. Как ты отдыхаешь? Отдыхаешь ли ты 10 дней в год подряд или твоя работа и твой бизнес не позволяют полноценный отпуск.

Марго. Я обязательно отдыхаю и мало того, я прям сейчас скажу такую страшную вещь, я сейчас признаюсь, если я еду на отдых – я не беру с собой фотоаппарат. Первая причина: потому, что я за него боюсь, потому что он мой кормилец, он зарабатывает мне деньги. Я боюсь, что с ним что-то может случиться. Второе, как в том анекдоте: приезжаешь на отдых – вокруг одни станки, станки, станки. Я понимаю, что даже если я возьму с собой фотоаппарат, я не буду фотографировать. Если я еду на море, я буду загорать, купаться и читать книжки, я буду бегать и делать что-то еще, и у меня не будет желания вставать и идти фотографировать. Для меня обязательно, уже на протяжении несколькие лет, август – это три недели Крыма, причем с переездами постоянно в разные новые места. В остальном, в течении года это уже как вот Бог на душу положит: захотелось – произойдет, не захотелось – не поеду. Отдых – он обязательный, в обязательном порядке.

Аня. Следишь ли ты за конкурентами и заимствуешь ли ты что-то у них?

Марго. В обязательном порядке. Как я уже говорила, про наш Зеленоградский анклав, у нас достаточно большое сообщество фотографов, со многими я в хороших отношениях. А так как я сейчас работаю в студии, то напрямую совершенно спокойно смотрю, как работают мои коллеги. Есть коллеги, работами которых я просто восхищаюсь, подсматриваю, что они делают, как они делают, смотрю их работы и без зазрения совести повторяю то, что делают они. Смотрю, как они ставят моделей на фотографии, как используют реквизит. Естественно, я не считаю это зазорным, учиться у тех, кого ты считаешь лучше тебя.

Аня. Сколько времени прошло от твоего увольнения с работы до установки своего ценника? И на первом этапе демпинговала ли ты цены конкурентов?

Марго. Очень была тоже забавная ситуация. Я ушла с работы в апреле прошлого года. На тот момент я в своей каше варилась и потеряла связь со многими девчонками - фотографами, с которыми до этого общалась. Поэтому у меня понимания сколько это стоит понимания не было. Я считала, что я беру эту денюжку – это нормально. Как только я обратно вернулась в фотосреду, начала общаться со своими коллегами, оказалось, что я проспала повышение цен в несколько раз. Ценник - настолько разный, и не всегда зависит от того, как человек снимает. Сейчас я не сильно подняла цену, немного ее приподняла и смотрю, что будет. Я понимаю, что в дальнейшем ценник должен расти, и дело не в демпинге, все равно каждый сам оценивает свою услугу. И это не зависит от того, сколько все вокруг берут, это зависит от того, как ты оцениваешь свою работу и свое личное время. С фотографией - это не то, что ты пришла, пощёлкала и все. Это потом еще часы обработки, когда ты сидишь перед компьютером и занимаешься тем, что доводишь эти фотографии до ума. Сырая работа никогда не отдается человеку. Час съемки – это потом еще как минимум четыре, а то и пять часов работы с этой съемкой, уже в процессе обработки.

Аня. Скажи, а что ты будешь делать, если по какой-то причине ей заниматься не сможешь?

Марго. Если я не смогу заниматься фотографией, не знаю, что должно произойти, но всякое бывает. Мне интересно то, что касается писательства. Два года подряд я ездила на такое чудесное мероприятие, которое называется «Роскон». Это российская конференция фантастов, она проводится каждую весну. Познакомилась там с нашими мэтрами, такими как Лукьяненко, лично угощала метра кофе. С мэтрами нашей фантастики познакомилась. И общаясь, слушая мастер-классы, я поняла, что не все так просто. Ты меня понимаешь, Ань, как человек издавший свою книгу. Это какой-то следующий шаг в творчестве, это то, что также является для меня наглой целью.

Аня. В конце мы всегда подводим итоги эфира. Три основных мысли или совета, какие тебе хотелось бы еще раз напомнить.

Марго. Первая мысль - это я почерпнула опять же у уважаемого мною и любимого Карла Гюстава Юнга, о том, что если у человека есть творческий потенциал и энергия, и если он ее не реализует, то эта творческая энергия со временем превращается в яд. Яд разрушает человека. Поэтому если вы чувствуете в себе, пускай даже небольшой росточек творческой энергии, дайте ей возможность прорости. Дальше этот росточек сам себе путь найдет.

Второе – это то правило, которое я для себя в жизни почерпнула, чем я живу. Все в жизни - ресурс. Ресурс есть во всем, просто нужно его брать. Все что происходит – все ресурс. Все что происходит, всегда к лучшему.

И третье - это. то через что я сама прошла: за страхом всегда лежит ресурс. Если вам очень страшно, если вы чего-то боитесь, прямо до дрожи – шагните. Это как пройти через огонь. Шагайте в страх. Вы пройдете этот страх и за страхом обретете свой приз, вы обретете то, что вас очень сильно обрадует и поможет.

Аня. Спасибо тебе огромное за эфир! С нами была сегодня Марго Забродская, успешный фотограф. И я надеюсь, успешный писатель в будущем, хотя не уверена, что фантаст, если честно.

Марго. Я тоже не уверена, я пока не определилась с жанром.

Аня. Пусть он будет тебе подходящий самое главное и твой. Спасибо всем, кто нас смотрел во время эфира, и кто будет смотреть в записи. Спасибо за чудесные комментарии и вашу поддержку.

Я напоминаю, что наш проект будет про творчество и деньги, и мы будем с каждым новым эфиром двигаться еще на один маленький шажочек вперед в этих темах. В следующий раз мы встретимся в марте и поговорим о том, как все начать с нуля. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. И если вам нравится наш проект. помогите о нем узнать вашим друзьям и знакомым.
Made on
Tilda