#16 Ксения Чачина – Какие изменения в области профессионального рынка ждут творцов

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Ксения Чачина
карьерный консультант, HR-эксперт
Какие изменения в области профессионального рынка ждут творцов
темы подкаста
  • 1
    Сейчас время менять и меняться
    Сейчас возможность поменять работу и даже профессию, если есть такое желание.
  • 2
    Постоянно мониторить рынок
    И искать варианты ухода в онлайн, чтобы работать независимо от происходящего.
  • 3
    Важно профессионально развиваться
    Постоянно смотреть вокруг и не пропускать новые веяния своей профессии и смежны с ней
  • 4
    Обратить внимание на онлайн
    Все сферы так или иначе переходят в онлайн, стоит воспользоваться этой возможностью
Советы Ксении:
  1. Основная мысль – сейчас нужно всё время учиться, осваивать и проявлять себя в существующей профессии, осваивать какие-то навыки из смежных профессий, которые могут пригодиться.
  2. Повсеместный переход в онлайн, надо это использовать обязательно.
  3. Нужно не терять позитива и рассматривать новые возможности, не замыкаться в чём-то одном, а всё время искать именно возможности.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Сегодня мы говорим с HR-экспертом, психологом, карьерным консультантом и автором проекта "Резюмешная", Ксенией Чачиной, о том, какие изменения в области профессионального рынка нас ждут. Расскажи, что происходит на рынке труда, если это правильно так называть, в связи с пандемией?
Ксения: Правильно называть действительно рынок труда. Он очень зависит от общих экономических условий. В связи с пандемией все сферы экономики просели, рынок труда во многом тоже сильно пострадал.

Анна: Теперь, я так понимаю, будут проблемы и с поиском работы, или новые кандидаты всё-таки на работу принимаются?
Ксения: Когда в нашей стране был карантин, когда все сидели дома, рынок труда замер совсем, то есть никто не принимал новых сотрудников, ну, и старых отправляли в отпуск. Но с тех пор, как карантин отменили, рынок труда оживает, появляются новые вакансии. Сейчас есть возможности найти новую работу или сменить работу, если существующая не нравится, и многие сферы уже адаптируются к современным реалиям, какие-то компании уходят на удалённую работу, какие-то смешанные режимы используют, то есть сейчас всё потихонечку налаживается.

Анна: Скажи, а все сферы сейчас просели или какие-то на подъёме?
Ксения: Сначала просели очень сильно все сферы, но были и те, кто выиграл. Очень сильно выиграли сферы, которые связаны с доставкой всего, чего бы то ни было. Торговля не останавливалась даже, когда все сидели по домам. И есть сферы, которые смогли быстро адаптироваться, то есть это те, которые уже были готовы. Например, та же IT сфера. Там было принято работать удалённо, там было больше всего удалёнщиков, чем в других сферах, поэтому они достаточно легко, буквально в несколько дней переделали свои схемы работы на управление удалёнными командами, и у них даже карантины и после работа прям кипела.

Анна: А что ты можешь сказать про творческие сферы? У многих творцов, я знаю, была паника. Искусство сейчас будет никому не нужно, что делать, как жить дальше.
Ксения: Так не бывает, чтобы всё сменилось так, что совсем никому не нужно. Просто можно сказать, что пандемия не просто перевернула с ног на голову, и что-то исчезло, она скорее ускорила те процессы, которые и так потихонечку шли. Например, тот же уход на удалёнку, та же автоматизация бизнеса, которая потихонечку съедала операторские профессии, и они становились не нужны. То, что касается творческих людей, на мой взгляд, достаточно быстро, там буквально за первый месяц, многие поняли, что нужно со своим творчеством переходить в онлайн. Например, у моей младшей дочери как раз выпал день рождения на разгар карантина, и её день рождения мы отмечали, заказав вечеринку в зуме. То есть есть агентство, которое устраивало детские праздники, стало проводить зум-вечеринки. Дети решали загадки, радовались, поздравляли друг друга, даже танцевали, устраивали дискотеки. А для агентства это возможность заработать.

Анна: Тут ещё наверное такой момент, что у творческих людей чаще всего проектная работа, и поэтому, наверное, ещё была такая паника, что проект закончится или закрыт, и непонятно, что дальше. Какие бы советы ты дала творцам в этом смысле?
Ксения: Очень хорошо, что ты упомянула проектную работу, потому что это в принципе веяние будущего. Экономисты считают, что в будущем не будет такого, что у человека, например, одна профессия на всю жизнь или одно место работы. У человека будет несколько профессий, несколько направлений, он может одновременно работать над несколькими проектами. И вот мне кажется, что для творческих людей это достаточно близко. Например актёры могут быть ведущими, кто-то из них – стендаперы, кто-то поёт. И это уже мультипроектная деятельность. Конечно, какие-то возможности закрылись в связи с пандемией, но возможности всегда есть, какие-то возможности нужно искать, нужно оглядываться по сторонам. Естественно, проще всего искать эти возможности в переходе в онлайн, потому что это и была тенденция до пандемии, даже сфера развлечений переходила в онлайн, потихонечку заползала. а сейчас просто всё снялось и перешло в онлайн. Обучение перешло в онлайн, развлечения перешли в онлайн. Нужно смотреть какие-то ниши для себя, то есть как можно свою работу хотя бы частично вести в новых современных условиях так, чтобы не зависеть от карантина, от пандемии, чтобы всегда можно было работать.

Анна: Какие ещё советы ты бы дала?
Ксения: Сейчас достаточно серьёзно развивается рынок онлайн образования, как я упомянула. То есть сейчас и время получить какие-то знания для себя, потому что появились достаточно доступные курсы, всякие повышения квалификации, и также есть возможность передавать свои знания, а для творческих людей это достаточно важно, насколько я понимаю, самовыражаться. Можно самовыражаться в результатах творчества, а можно ещё обучать других людей. Кто-то учит людей живописи онлайн, сейчас это очень популярно, кто-то учит людей писать, потому что сейчас все хотят писать, вести свои блоги, кто-то учит выступать перед камерой. И даже, можно сказать, не творческие в таком плане профессии, например, кулинар, я вот знаю, у меня есть один пример, у одной девушки была кулинарная школа, которая, естественно, не работала в период карантина, она сделала онлайн-курс, это была кулинарная школа для детей, для обучения детей каким-то там блюдам, тоже было очень эффективно.

Анна: Я так понимаю, что ещё и какие-то смежные профессии надо пытаться осваивать? Раз ты говоришь, что в перспективе в любом случае будут люди обладающие несколькими профессиями?
Ксения: Да, в принципе это веяние времени, потому что если оглянуться немножко назад, например, лет 20-30 назад, человек, который умел обращаться с компьютером, делал это своей профессией. Бухгалтерия велась от руки в больших журналах, и когда они сводили годовой отчёт, это была длинная простынь, а сейчас всё делается в программе, то есть сложно представить себе бухгалтера, который не умеет работать в специализированной программе. Мы уже привыкли, что работа на компьютере не является отдельной профессией, это является стандартным требованием к любой профессии. Получается, что совмещение профессий будет ещё усиливаться. Во многих профессиях нужно будет быть немножко программистом, настроить себе программку определённым образом. Во других - уметь выступать с презентациями, работать на камеру, потребуется именно творческое начало. То есть сейчас считается, что руководитель или профессионал даже, если он работает в офисе на какой-нибудь там серьёзной работе, в нём именно ценится творческий подход, нестандартное мышление, которое позволяет решать серьёзные бизнес-проблемы.

Анна: Давай, на моём примере. Вот я – режиссёр. Какие смежные, как ты говоришь, области, мы можем для меня открыть? Допустим, представь себе, что я пришла к тебе на консультацию.
Ксения: На самом деле режиссёр - это директор и управленец, верно? Директор – это достаточно размытое понятие, очень много можно вложить в это слово, но больше всего, наверное, подходит – руководитель проекта, то есть если брать проект, как бизнес-проект, то можно сказать, что кино - это такой огромный проект. У режиссёра есть в подчинении сотрудники, между которыми распределены задачи, все эти задачи имеют тайминг, все эти задачи имеют подзадачи, у него есть отчётность какая-то, которую он должен делать, у него есть заказчики, есть клиенты, и можно всё это перевести на какую-нибудь другую деятельность. Например, он может быть руководитель маркетингового проекта, тебе тоже нужно будет подбирать людей, задачи какие-то распределять, но если переводить на самые популярные сейчас профессии, а это, конечно же, IT, то там требуется руководитель IT-проекта, но для этого тебе придётся освоить ещё техническую специальность, близкую к IT.

Анна: Я про то, что всё же какие-то навыки внутри этой области всё равно будут нужны, правильно?
Ксения: Да, надо будет поучиться. Сейчас наступает такое время, когда учиться нужно всегда. И время пандемии, когда люди сидели дома, многие использовали время вынужденного простоя для того, чтобы чему-то обучиться. И сейчас тоже можно выкроить время для обучения новой смежной специальности. Сейчас карьерные консультанты советуют постоянно осматриваться вокруг своей профессии и смотреть, с чем она смежная, для того, чтобы осваивать какие-то смежные отрасли, смежные навыки, которые могут понадобиться в будущем.

Анна: Правильно ли я понимаю, скажи, пожалуйста. Допустим мы берём условно профессию режиссёра, просто мне по неё понятней, и смотрим, какие ближайшие навыки и профессии есть: IT, маркетинг, ещё что-то на позиции руководителя. И, соответственно, навыки, которые для них необходимы, осваивать, потому что тогда будет возможность поменять профессию, или потому что в перспективе эти смежные навыки возможно войдут и в мою профессию?
Ксения: На твоём примере мне очень сложно сказать, потому что профессия режиссёра высокоуровневая, тут мы с тобой должны сделать отдельную сессию, на которой будем сидеть и думать, какие у тебя есть потребности и какие вокруг тебя возможности есть для того, чтобы воплотить что-то, что тебе потребуется. Например, у меня была клиентка, которая работала копирайтером, её это устраивало, она находилась дома с ребёнком и работала удалённо, у неё было несколько клиентов. С приходом кризиса все стали резать маркетинговые бюджеты, у неё сильно упало количество заказов, соответственно, упал доход, но она сама посмотрела, что сейчас востребовано и научилась делать лендинги для сайтов. Какой-то несложный конструктор сайтов она освоила и стала предлагать своим клиентам более комплексные услуги, то есть получалось, что она и пишет тексты, и делает сайты. А потом она ещё немного расширилась, у неё появилась помощница, и они вместе уже как маркетинговое агентство работают в области создания и наполнения сайтов.

Анна: Нужно ли на твой взгляд сегодня делать резюме или как сейчас в таких условиях ищут работу?
Ксения: Резюме - это инструмент. Если есть цель найти работу, то резюме быть должно. Не важно, ищите вы работу стандартным путём через сайт hh или через своих знакомых, потому что нетворкинг лучше всего работает. Резюме, конечно, должно быть, потому что кто-то тебя куда-то порекомендовал, тебе говорят: "О, классно, покажите резюме". То есть человек может сказать, что вы классный, но резюме тоже надо. Единственное, для творческих людей резюме должно быть не стандартное, как на hh, это может быть короткая презентация на одну страницу – самое важное, что я умею, какие мои достижения, где я работал.

Анна: Что касается финансовых ожиданий сейчас, я так понимаю, они же тоже изменились?
Ксения: Финансовые ожидания снизились, к сожалению, так как в экономике в принципе стало меньше денег, у людей стало меньше работы и меньше денег, то и возможность платить тоже уменьшилась, поэтому конечно многие снизили свои не ожидания по зарплате, а цену на свои услуги, то есть дают скидки. И я могу сказать, что это неплохо, потому что многие говорят, что я не хочу снижать цену на свои услуги. У меня, например, консультация стоит столько-то, я для этого много работал, много учился, я не могу работать за полцены, мне не позволяет профессиональное эго. Тут я могу сказать, что когда мы работаем, мы получаем не только деньги. Мы получаем, во-первых, профессиональное признание, мы получаем развитие своего профессионализма, то есть каждый новый рабочий день – это новые вызовы, внутреннее профессиональное развитие. И тут важно не застревать в том, что я не буду работать за меньшие деньги, я лучше буду сидеть дома и ничего не делать. Так вы у себя отнимаете профессиональное развитие. Могу сказать по профессиям помогающего практика, к которым я и себя отношу, я сейчас как карьерный консультант предлагаю первую вводную консультацию пройти со мной бесплатно. То есть я понимаю, что потрачу время и не заработаю деньги, но возможно человек ко мне придёт на следующую консультацию платно, а, во-вторых, я продолжаю работать, и я развиваю свой профессионализм, свои навыки, то есть для меня важно не стоять на месте, чтобы не было какой-то стагнации.

Анна: Давай расскажем подробнее, раз сейчас затронули, по поводу карьерных консультаций. Как это обычно выглядит? Я никогда в жизни не обращалась за такими услугами, расскажи мне, допустим, если я захочу, что нужно делать.
Ксения: Эта профессия в нашей стране достаточно новая, года три назад стало известно о такой работе, как карьерный консультант. И так как я всю жизнь работала в HR, я поняла, что это то, чем я хотела бы заниматься, и осторожненько переходила. Сейчас я понимаю, что это достаточно востребовано. Чаще всего ко мне люди обращаются, когда им нужно сменить работу или просто найти работу. Например, не в самой востребованной сфере. Практикующие айтишники ко мне не обращаются, потому что они и так нарасхват. Ко мне обращаются люди, которые хотят перейти в IT. Что им для этого нужно сделать. То есть у человека есть цель, мы с ним планируем, когда он примерно может достичь этой цели, какие должны быть шаги, где повышение квалификации, какие курсы. Потом мы вместе с человеком продумываем, делаем ему резюме. Если нужно, я обучаю, как вести себя на собеседовании, как отвечать на вопросы, как показывать свои лучшие качества, как не пугаться странных вопросов. Обращаются люди, которые никогда в жизни не искали работу, то есть у них либо всегда была работа, либо они переходили по знакомству, они, вообще, не понимают, что это такое.

Анна: То есть это всегда касается изменений карьеры или поиска новой работы. А есть консультации на тему построения карьеры?

Ксения: За рубежом, например, в Америке, есть понятие карьерного плана, который разрабатывается, когда человек примерно заканчивает университет или учится в университете, то есть у него есть определённая профессия, по которой он учится, и у него есть план, чего он хочет достичь условно через 50 лет и каким образом он будет это достигать. В каких примерно компаниях, в каких отраслях, на каких должностях, как примерно работать. От этого зависит его резюме, его поведение, его круг общения. У нас раньше было, условно, в Советском Союзе, что человек приходит на работу и работает на ней всю жизнь. До лет сорока он молодой специалист, потом может быть после сорока его как-то повышают. То есть у нас не было принято какие-то амбициозные цели ставить. И сейчас, получается, что человек начинает искать работу, когда ему уже плохо на этой работе или ему плохо сейчас без работы, и тогда он ищет работу. А в принципе уже можно перенимать Западный подход, потому что правильнее начинать искать, когда у тебя ещё не плохо, когда у тебя хорошо и ты хочешь ещё дальше, ещё лучше, ты можешь из такого ресурсного состояния ставить перед собой цель, чего ты хочешь достичь.

Анна: Это, как люди бизнеса говорят: если у тебя всё хорошо в бизнесе сейчас, это не значит, что надо расслабиться и получать удовольствие, а значит, именно сейчас время придумывать что-то дальше, пока не стало плохо. Касается это и творческих профессий, я правильно понимаю?
Ксения: Да, любых профессий.

Анна: Кроме того что нужно, как мы выяснили, строить карьерный план в идеальном мире, правильно подходить к составлению резюме и так далее, а используются ли какие-то методы продвижения себя с точки зрения профессии?
Ксения: Это действительно сейчас считается очень важным, нужно нарабатывать экспертность, особенно это важно на каком-то этапе взросления. То есть не когда тебе 20, хотя сейчас очень много двадцатилетних экспертов, так скажем. Но обычно возникает вопрос, например, когда мне уже за 40 и меня не берут на работу, потому что то же самое могут люди, которым 30. То есть чем я отличаюсь? И надо своё отличие находить и развивать. Тут важно повышать свою известность, участвовать в своих профессиональных конференциях, каких-то передачах, писать статьи, вести свои блоги.

Анна: Мне кажется, возможно потому что я не занимаюсь карьерным планированием, но мне всегда очень сложно, если мы говорим про творчество, предсказывать и свои какие-то проекты через какое-то количество лет. Также сложно представить художника, который сидит и говорит: "Так! В следующем году я нарисую 20 картин!". Хотя возможно если к этому относиться как к профессии, а как к творчеству, то возможно, этот подход правильный. Я про это думаю теперь, ты меня натолкнула.
Ксения: Да, у меня тоже возникла мысль. Например, художник может себе взять за цель, чтобы его работа выставлялась в такой-то галерее. Это его, например, мечта, которую он делает целью. И вот он думает, как можно к этому приблизиться, какие картины он должен писать, куда их продавать, в каких выставках участвовать, как повышать свою известность, чтобы через какой-то период времени его картина висела там и стоила кучу денег.

Анна: Допустим я всё же, не смотря на то, что происходит сейчас, для себя вдруг понимаю, что не хочу уходить в онлайн, потому что не вижу каких-то возможностей своей профессии. Есть ли смысл мне в таком случае переждать, пока сейчас это всё происходит, и пока мир не придёт на круги своя, и всё снова в оффлайне начнёт привычно работать.
Ксения: Конечно не нужно идти против своих желаний и заставлять себя, если не хочется участвовать ни в каких онлайн-проектах. Условно кто-то хочет быть просто актёром, сниматься и играть в театре. Конечно он не должен наступать себе на голову и тащить себя насильно. Любой человек в принципе может найти свою нишу, чего бы он ни хотел, всегда можно это найти. Но в ситуации перехода в онлайн нужно понимать, что даже когда пандемия закончится, мир уже никогда не будет прежним, как бы это банально не звучало, и обратно в оффлайн вернутся не все сферы. И ничего из онлайна не вернётся в оффлайн совсем. Люди уже привыкли заказывать продукты через интернет, смотреть фильмы, сидя у себя дома на диване, или даже смотреть прямые трансляции из театров, например, и привыкли учиться онлайн, никуда не ездить для этого, то есть не всё вернётся в оффлайн. И если отрицать для себя эту сферу, то получается, что ты закрываешь для себя очень большую зону для развития и для заработка.

Анна: Да, получается, что ты рискуешь вообще ни с чем остаться в таком случае.
Ксения: Нет, например, если человек на чём-то сконцентрирован, вот только играть в театре и он тратит на это все свои силы, все свои умения, все свои связи, все свои мысли, он найдёт себя в этом, ну, будем надеяться, что найдёт и всё у него будет хорошо. Но если он ничего не имеет против онлайна, то лучше эту сферу тоже задеть.

Анна: Спасибо тебе огромное за то, что ты поделилась своим опытом.

Напоминаем, что наш проект про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет издатель Анна Корякина. И мы поговорим о том, как пробиться в медиа и сложно ли издавать свой журнал.
Made on
Tilda