#15 Надежда Черпинская – Как издать свою книгу и получать доход

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Надежда Черпинская
писательница
Как издать свою книгу и получать доход
темы подкаста
1
Книги надо издавать!
Книги, раз они рождаются в нашей голове, не чтобы лежать в ящике стола и умирать там тихонечко, их нужно нести в мир, их нужно показывать, а там уже пусть читатели сами разбираются, нужна им эта книга, не нужна.
2
Читатель обязательно найдется
На любое произведение всегда найдётся свой читатель, то есть нет таких вещей, которые были бы совсем никому не интересны.
3
На следующий шаг собиралась с мыслями
Я просто посчитала себя достойной предложить себя миру. Знаешь, приходит такой момент, когда ты на самом деле думаешь: «Ну всё, была ни была».
Любой человек, который сейчас нас слышит, может сделать это прямо сейчас.
4
Не вкладывайте много денег сразу
Для моей идеи не нужно много денег. Конечно, я потратилась, мне даже помогли. Но все это могут себе позволить. И стараюсь не тратиться, потому что я пытаюсь вернуть те деньги, которые вложила.
5
Для запуска ювелирного бренда не нужно быть ювелиром
Вы без труда найдете ювелира, который с удовольствием реализует ваши идеи. Они скорее исполнители, а идеи нужны всем. Поэтому творите и двигайтесь вперед.
Советы Надежды:
  1. Главное правило: берись и делай, как бы это банально не звучало. Многие боятся именно начать.
  2. Не поддавайтесь на провокации. В вашу сторону будут лететь негативные комментарии обязательно. Делайте акцент на то, что людей которые вас понимают и поддерживают – больше.
  3. А деньги придут сами после этого, потому что любой талант рано или поздно получит своё вознаграждение, поэтому просто нужно быть терпеливым и идти к своей цели.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Сегодня мы говорим с писательницей Надеждой Черпинской, автором десяти книг в жанре фэнтези, которые были изданы на разных площадках. Расскажи, как и когда ты начала писать и, с чего вообще началось твоё творчество.
Надежда: Моя первая книга появилась четыре года назад. Собственно, она стала началом моей литературной деятельности, книга "И в сумерках придёт рассвет", а вообще, если говорить о том, когда я начала писать, мне кажется, я всю жизнь это делала. Писала какие-то рассказы, небольшие стихи, но я не считала, что что-то такое выдающееся делаю. Очень долгое время я не решалась с этим ничего делать, просто для себя, для души что-то писала, сочиняла. Но вот так, наверное, из этого всего потом и выросла идея написать уже книгу.

Анна: Сразу ли ты решилась её издать или писала в стол, как любят писатели?
Надежда: На тот момент я дико стеснялась, и никто про это практически не знал. То есть я не говорила людям об этом, не показывала. Это действительно очень-очень долгий был путь к тому, чтобы я решилась всё-таки дать жизнь своим книгам. Сначала это всё долгие годы лежало в ящике стола, потом где-то мне однажды попалась такая умная фраза, которая как инсайт сработала, что "Книги, раз они рождаются в нашей голове, не чтобы лежать в ящике стола и умирать там тихонечко, их нужно нести в мир, их нужно показывать, а там уже пусть читатели сами разбираются, нужна им эта книга, не нужна". Я считаю, что в принципе на любое произведение всегда найдётся свой читатель, то есть нет таких вещей, которые были бы совсем никому не интересны. И любую книгу стоит всё-таки выносить на суд читателя, а там уже пусть они решают, на сколько она нужна миру.

Анна: Отправляла ли ты рукопись в издательство, или какой-то другой был первый шаг?
Надежда: Да, первый шаг был как раз такой. Когда я начинала, я, естественно, ничего не знала о том, как вообще всё это происходит, у меня была только мечта, что вот мне нужно мою рукопись взять и собственно донести до людей, как это делать, я совершенно не представляю, вот поэтому, в общем, решать проблемы по мере их поступления, то есть для того, чтобы книгу издать, нужно её сначала написать. Я вот взяла как раз за основу один из тех черновиков, которые у меня были, то есть вот эта первая книга родилась из тех первых давних идей. Я эту книгу изначально просто взяла, перепечатала в электронный текст, то есть дополнила, доработала, очень много редактировала, убирала, дополняла, вставляла новые сюжетные линии, в общем, это был довольно-таки долгий процесс. Первую книгу, мне кажется, я где-то в районе года доводила до того уровня, когда её можно было куда-то отправить и людям представить. Ну и попутно, то есть одновременно, я работала над текстом и плюс попутно я искала какие-то уже способы, как мне куда её отправить, искала как: через интернет, смотрела различные вебинары, писатели, редакторы, что советуют, смотрела какие-то форумы для начинающих писателей, где в общем-то подробно рассказывается, что требуется писательству, как нужно оформить книгу, потому что на самом деле от оформления зависит очень многое, то есть ты можешь написать хорошую книгу, но ты её преподнесёшь так, что её просто не заметят, то есть обязательно, конечно, должна быть аннотация, обязательно к тексту должно быть сопроводительное письмо, должен быть синопсис, то, что в первую очередь смотрит любое издательство, любой редактор и, если с первого взгляда, скажем так, им не понравится, то шансов, что вы там куда-то дальше продвинетесь, их вообще не будет. Если книга хороша во всём, то тогда уже шансы есть, но опять же, как показывает практика, не всегда. Естественно я не знала, в какие издательства лучше её отправлять, опять же искала всю эту информацию в интернете, то есть нашла список всех издательств, контакты, куда можно отправить рукопись. И вот после того, как я её уже полностью довела до, на мой взгляд, совершенства, я решила, что уже пора отправлять, сделала рассылку и, собственно, начала ждать, когда мне ответят. Я уже из той информации, которую я находила до этого, понимала, что это может быть очень долго, то есть это вплоть до того, что год можешь ждать этого ответа, а можешь не дождаться его вообще, потому что не факт, что тебе будут отвечать, если она не заинтересовала. Ну, собственно, отправила, села ждать, терпения на долго не хватило, я где-то, наверное, с месяц подождала и потом решила, что как бы надо что-то ещё делать попутно.

- Советуешь ты вообще отправлять, уже имея такой опыт, рукописи в издательства или пропускать этот шаг?

- Я советую обязательно это делать, потому что как бы я всегда как говорила: "Лучше делать, чем не делать", да, нужно сначала, конечно, собрать эту информацию, посмотреть, какие есть издательства, какие готовы принимать ту книгу, которую именно вы написали, потому что есть издательства, которые работают именно там акцент у них на фэнтези, есть те, кто там нон-фикшн, те, кто там современную какую-то прозу, детская литература. То есть это всё-таки немножко у них разная специфика и, если вы отправите там в издательство, которое занимается детской литературой, твой роман - ужастик, то естественно вам могут ответить нет и всё. Поэтому ищите то издательство, которое может вам помочь, и дальше уже им отправляете текст, подготовленный должным образом, обязательно нужно смотреть, какие требования именно у этого издательства, потому что есть те, кто полностью просит текст, те кто всего страничку для ознакомления, у кого-то какие-то анкеты специальные есть, то есть обязательно это учитывать, потому что это опять же ваше первое впечатление. И дальше, значит, после того, как вы уже отправляете, да, один раз потрудились, сделали это, отправили, дальше вы просто ждёте решения. То есть дай бог сработает, значит вам повезло и вы можете уже дальше смотреть, что предлагает издательство, на каких условиях. Если не повезло, хуже от этого точно не будет, а шанс на то, что где-то когда-то вас кто-то заметит, он всегда есть. Старайтесь донести информацию о том, что вы пишете, вообще любым возможным способом, всегда, везде и это очень, конечно, хороший такой шаг, который в общем-то может сработать, есть же такие люди, которые первую рукопись отправили, их раз - и заметили. Да, конечно, в основном издательства предпочитают работать с теми, чьи имена уже на слуху, новых авторов берут как правило не очень охотно, но тем не менее все когда-то же начинали, даже самые популярные и известные писатели, о них когда-то никто не знал. Если бы они сложили руки и не пошли никуда и не стучали во все издательства, никто никогда не узнал бы их, о Гарри Поттере, это самое такое наверное нашумевшее (8:39 ???). В любом случае испробуйте.

- Скажи, если вот тишина в ответ и издательства не отвечают, это же не значит, что рукопись плохая, правда ведь, ну то есть, я к тому, что если оценивать так саму книгу?

- Да, сто процентов не стоит так оценивать, потому что опять же, с рукописями знакомятся в издательстве люди, и у каждого есть своя точка зрения, скажем так, то что нравится одному, может не понравится другому, то есть возможно вашу рукопись просто взял прочитать тот человек, который вас как-то не оценил, возможно, если бы она попала к другому человеку, у вас был бы шанс. Опять же, если в издательстве сочли, что она не слишком интересна, то есть у них же тоже есть свой риск, если они издают книгу, им нужно быть на сто процентов уверенными в том, что они её продадут, потому что всё-таки издательство это бизнес, им нужно зарабатывать деньги, то есть это не значит, что ваша книга плохая, это просто значит, что возможно, в данный момент они считают: "А вдруг она не сработает, не выстрелит, и мы на ней не заработаем". Но то, что не принесло доход сегодня, оно может принести доход завтра, то есть возможно, что через год ваша книга будет настолько актуальна, что её миллионы захотят прочитать, но именно в тот момент, когда ваша рукопись дошла до издательства, там что-то не сложилось, не получилось, но как бы ни в коем случае не нужно считать, что вот нет, значит плохая, даже если вам, допустим, пришёл какой-то негативный отзыв, я тоже считаю, что это не повод расстраиваться и думать: "Ну всё, значит я бездарность, мне нужно заканчивать с этим делом". То есть нужно смотреть объективно, если десять человек вам сказали, что ваша рукопись хороша и один сказал: "Нет, мне это не нравится", - ну как бы тут уже вот вывод сам напрашивается, что значит всё-таки, да, это то, что нужно. Опять же, приводя примеры с известными писателями, далеко не всех и не сразу принимали, и были отказы даже у самых именитых и знаменитых писателей, и поэтому руки опускать точно не стоит, нужно просто искать другие пути.

- Расскажи, пожалуйста, ты сказала, что не стала ждать ответа больше месяца и у тебя случился следующий этап. Что ты делала дальше?

- Ну вот да, как раз переходим к следующим этапам, да, что можно в нашем современном мире сделать для того, чтобы твоя книга в общем-то обрела жизнь и дошла до читателя. Когда я поняла, что от издательства можно долго ждать ответа и так и не дождаться, я потом ещё пыталась отправлять в издательства свои рукописи, и мне даже было несколько ответов, но ответы были своеобразные, то есть мне писали: "Да, книга в общем-то неплохая, но так как вы начинающий автор, вы понимаете, мы как бы риски на себя брать не можем, если вы готовы за собственные финансы оплатить издание этой книги, да, там небольшой тираж и вообще вот эту всю вёрстку, редактирование и так далее, то мы, собственно, можем вам в этом помочь". Суммы были на тот момент даже на небольшой тираж свыше ста тысяч рублей, я такими суммами не располагала. Меня не устраивал такой подход, я решила искать другие пути. Сейчас существует такая вещь как онлайн-издательство, оно не одно, их уже несколько, и это в общем-то не тот старый самиздат , который когда-то был, моя работа вот началась с компанией Ridero, оно помимо Ridero, да, то есть я говорю есть и другие издательства, просто на тот момент почему я на них остановила свой выбор: во-первых, потому что они позволяли бесплатно издать книгу в электронном формате, разместить её сразу в электронных магазинах основных, то есть это Литрес, Озон, Амазон, там дальше у них ещё букмейт потом появился, в принципе, на всех основных площадках, на всех даже маленьких сайтах, электронных магазинчиках, да, эти книги есть, просто если это какой-то ещё посредник, то при покупке там автоматически система тебя перенаправляет на вот эти четыре основных сайта, на которых обычно все и размещаются. То есть это возможность уже как-то всё равно зарабатывать. Понятно, что это не огромные какие-то деньги, но тем не менее, твоя книга находится на электронных площадках, её покупают, тебе с этого идет уже определённый доход. При этом большая часть работы в этом случае при создании самой книги, то есть всё-таки делает сам автор, автоматически система позволяет загрузить туда текст, создать обложку, отредактировать всё как тебе нравится и засчёт этого получается, что платить вам не нужно за то, что эту книгу создали, есть только какие-то дополнительные услуги, вот они уже будут за дополнительную плату, если, например, вам нужен корректор, редактор, иллюстратор, ещё что-то такое, то есть за это вы уже доплачиваете, а всё остальное бесплатно. Бесплатная возможность издать свою книгу, а вот сейчас очень многие читают именно электронные книги, я знаю, что есть любители бумажных, у меня тоже такие есть поклонники, которые всегда просят бумажные. Есть возможность заказывать бумажный тираж за определённую плату, да, это уже не бесплатно, это вы сами покупаете, но удобно то, что тираж может быть чуть ли не от одной штуки, то есть вы можете просто купить несколько книг на подарки, например, своим родственникам, друзьям, можете заказать тираж побольше, который потом будете продавать и реализовывать, это уже от вас зависит, и здесь, это тоже достаточно удобно, причём качество печати, я хочу сказать, ну такое, в общем, на хорошем уровне. В плюс к этому они проводят периодически какие-то вебинары для писателей, конкурсы проводят, какие-то небольшие мастер-классы, где тоже можно посмотреть, почерпнуть какую-то информацию полезную, то есть какие-то советы дают, по продвижению книг, по написанию книг, то есть это всё тоже понятно, что удобно и интересно, и мне нравится у них ещё очень служба поддержки как работает. Здесь ещё защищены ваши авторские права, то есть как только пошёл процесс, ваша книга проходит модерацию, появляется на сайте магазина, то есть автоматически вот этот момент становится, он закрепляет ваши авторские права, вы уже легко можете доказать, что это ваша книга, что никто другой не имеет права её использовать. И о чём ещё я хотела сказать, вот когда я читала именно о том, как создавалась организация, мне очень понравилась их концепция, вообще ради чего всё это затевалось и как создавалось. У них была вот именно идея что: "Несправедливо, что рукописи талантливых людей, они вот не доходят до читателей, просто потому что вот они где-то там оседают в издательствах, их отправили, никто их не заметил и на этом, собственно, закончилась вся жизнь ещё не родившейся книги", - то есть здесь была у них идея именно такая, что создать такую площадку, которая позволила бы талантливым людям брать и не сдаваться, без каких либо препятствий.

- Какими ещё площадками ты говорила, что с другими потом сотрудничала.

- Как начинала работать, говорю, так я собственно с ними и продолжаю, да, я знаю что сейчас можно просто на Литрес, у них тоже есть свой подобный самиздат, так что можно минуя, например, (15:55 Ridero) зайти на Литрес и свою книгу там выставить в продажу. Ну, работают они по похожим принципам, ну только там будет только магазин Литрес. Ещё есть такая площадка как Литнет, на нём тоже я размещаюсь, очень популярный среди читателей, среди писателей, но по Литнету есть такой нюанс, что там нужно для того, чтобы начать продавать свои книги, нужно соблюсти как бы, ряд условий определённых, то есть нужно набрать число подписчиков, нужно, чтобы у тебя уже была завершённая книга, то есть вот как бы зайти зарегистрироваться и сразу же выставит платно книги не получится, нужно набрать именно определённую популярность, скажем так и только после этого ты имеешь право открыть подписку и уже продавать, но как инструмент наращивания своей популярности, общения с коллегами и с читателями, то есть это тоже можно использовать, там очень много книг бесплатных, платных, всяких разных, и опять же, у них там есть школа элитная, которая проводит периодически какие-то вручающие такие вебинары, советы даёт и так далее, то есть тоже в принципе полезно, но, наверное, начинать я бы всё-таки посоветовала Литрес либо Ridero, чтобы вы немножко, ну там немножко попроще алгоритмы, просто и вы будете видеть, что если ваша книга продаётся, вам уже какие-то (17:18 роелти) за неё приходят, это всё-таки мотивирует. На Литнете, там вот в эту подписку пробиться достаточно сложно, но это тоже опять же возможно, то есть есть люди которые реально свои книги начали продавать, даже среди моих знакомых авторов и в принципе всё возможно, но там нужно чуть-чуть больше усилий прикладывать для того, чтобы вот выйти уже на именно на продажу книг.

- Можно ли одну и ту же книгу размещать на разных этих площадках или нет?

- Да, в чём ещё преимущество вот Ridero, то есть они не ограничивают ваши права, в принципе даже разместив свою книгу в электронных магазинах, вы можете при этом, также пытаться пробиться в офлайн издательства, пытаться найти какие-то ещё ресурсы, где можно её размещать, и за это никаких штрафных санкций не будет, ради бога, даже если, например, иногда бывает так, что если издательство вот с вами заключат договор, то есть предлагает, что: "Всё, мы готовы напечатать", - вот они могу сказать, что: "Нет, тогда вы убирайте пожалуйста, вот где у вас там расположена ваша книга", потому что они как бы хотят полностью заниматься только вашей историей и им не хочется, чтобы она там где-то ещё выставлялась. В таком случае опять же можно зайти на этот сайт, убрать книгу и её снимок с этих точек продаж. По Литнету тоже у них нет таких каких-то ограничений, то есть это на ваше усмотрение. У меня, например, вот там выставлена книга и даже есть сноска. Там большинства книг не целиком располагаются, она (18:59 продами) так называемыми. Каждый день выкладывается небольшой кусочек, ну если книга в процессе ещё написания, то есть многие авторы, вот так они начинают писать книгу, они начинают её публиковать, люди читают и вот они как сериал, каждый день им добавляют там по чуть-чуть, ну либо не каждый день, там кто как. То есть действительно есть прям категория людей, которые любят вот это сериальное чтение, которые каждое утро ждут: "Ну что же там случилось сегодня?", пишут комментарии, ждут, что же там будет в следующей серии завтра, а есть те, кто больше любит целиком, опять же там можно найти книги, которые уже полностью опубликованы, ну то есть я выкладываю её по частям и пишу: "Если вы человек не терпеливый и не готовый ждать, то значит, например, вы можете зайти на сайт Литрес, либо Ridero и там скачать полную версию, которая вот уже собственно есть", - то есть это тоже такая ещё дополнительная реклама будет, скажем так.

- Когда ты начала издавать книгу, всем ли ты сразу об этом рассказала, что пишешь, издаёшь, или скрывала какое-то время, и как ты относишься к псевдонимам, туда же вот в догонку.

- Скрывала конечно. Нет, на самом деле я вообще жутко стеснительный человек и я первое время даже уже написав книгу, полгода я точно хранила это в диком секрете, то есть, только немногие люди знали об этом. Я хочу сказать, что я делала это зря, потому что когда меня рассекретили, понемногу люди стали мои знакомые, просто друзья, какие-то бывшие и настоящие коллеги об этом узнавать, все люди очень с пониманием или восхищением к этому относились и все говорили: "Боже, Нада ты написала книгу", - то есть кто-то просил там почитать, кто-то покупал, кто-то просил именно бумажную с автографом. То есть поддержка, она прям была вообще колоссальная, которую я даже, наверное, не ожидала и очень приятно конечно это было и вот я поэтому хочу сказать, что брать псевдоним или не брать псевдоним, это личное дело каждого автора, многие пишут под псевдонимами как раз, потому что они, ну как-то стесняются говорить о том, что вот они вот, занимаются такой деятельностью, но я думаю, что всё-таки псевдоним чаще играет в минус писателю, чем в плюс, потому что когда это твоё настоящее имя, вот именно, что кто-то, просто даже твой знакомый увидел: "О ты написала книгу?", - он там рассказал ещё десяти человекам, которые, может быть, даже не твои знакомые, а просто его друзья. Да, он говорит: "Слушай, вот там какой-нибудь мой бывший одноклассник или одноклассница написала книгу, ты не представляешь, прочитай, тебе понравится". То есть это работает как реклама, как сарафанное радио. Люди, которые понимают, что это твоя книга, они тебя поддержат, всё равно, в любом случае. Да, возможно найдётся тот, кто, не знаю, позавидует, скажет: "Господи, какой-то ерундой занимаешься, займись лучше делом", - могут такие быть люди, от них никуда не денешься, они есть в нашей жизни, это не только книг касается, они есть всегда и везде, чем бы человек ни занимался, всегда там будет, кто-то, может быть, и с негативом, но большая часть людей, она всё равно поддерживает, они будут такой вот движущей силой, которая поможет, то есть я прям хочу сказать: "Девочки, мальчики всем большое спасибо, потому что вы изначально были рядом, помогали, подсказывали", - даже когда в какие-то моменты, может быть, я в себя сама не верила, да, но мне говорили, от меня ждали, что вот сейчас одну написала, значит, там будет дальше продолжение, то есть это всё стимулирует, это всё мотивирует, это помогает писать. А когда ты используешь псевдоним, ты прячешься ото всех, ты за этим псевдонимом как за шторкой, ну если у тебя какое-то сложное имя, ну ладно, придумай себе псевдоним, фамилия у меня, скажем так, не сильно простая - Черпинская, поэтому я тоже задумывалась о том, может быть взять псевдоним, и у меня у мамы девичья фамилия Булгакова, и я тоже хотела быть Надеждой Булгаковой, но потом я подумала, что Булгаков всё-таки должен быть один.

- Согласна с тобой. Скажи, когда ты начала только издаваться, вот, допустим, первую книгу издавала, думала ли ты про финансовую составляющую или для тебя был важен сам факт издания книги? Вообще про деньги ты думала?

- Про деньги я, конечно же, думала, кто же не думает про деньги? Я хочу сказать, что для меня наверное было пятьдесят на пятьдесят. Конечно же я хотела зарабатывать на своих книгах, в первую очередь почему, потому что если ты этим делом занимаешься, горишь, и тебе это нравится, тебе хочется заниматься этим чаще, а для того, чтобы заниматься этим чаще, нужно чтобы это приносило тебе доход, потому что ну как бы, что ты будешь кушать, на что жить? Состоящая не только из творческой души, но ещё из у нас тело есть, материальное тело требует материальных вещей, а для этого нужны деньги, поэтому я не считаю, что как бы деньги здесь это что-то иллюзорное, нет, нужно хотеть зарабатывать на том, что ты делаешь, тем более если ты любишь это дело своё, обязательно оно должно приносить доход. Тоже такая есть хорошая фраза, что если ты готов что-то делать даже бесплатно, ты всё равно будешь это делать, вот это значит то дело, которым стоит заниматься, если как бы ты ходишь, занимаешься, не знаю, работой, хобби, чем-то, только ради того, чтобы на этом зарабатывать, ну наверное это вовсе не то, на что стоит тратить свою жизнь. Поэтому о деньгах, конечно, я думала, и мне хотелось зарабатывать, и мне сейчас хочется на этом зарабатывать, то есть какие-то доходы я уже со своих книг получаю, но я как бы стараюсь и предпринимаю какие-то действия к тому, чтобы в общем-то доходы эти росли, опять же я говорю, что, чтобы была возможность этому посвящать больше времени, я бы так сказала: "В этом деле обязательно должно присутствовать и заинтересованность материальная, и заинтересованность именно творческая", потому что, ну как бы писать только ради денег, это тоже, я не считаю, что есть такие авторы, которые, им вообще всё равно, что писать, они просто на этом делают деньги. Это всегда чувствуется, по крайней мере я сейчас уже так, если я читаю чей-то текст, я вижу, что ну просто там вот вымучивали вот это всё из себя, то есть это всегда чувствуется, это всегда отражается на тексте.

- Я знаю, что ты публикуешь свои книги в Instagram своём профиле, скажи, для чего ты это делаешь, в чём смысл?

- Я вообще изначально в instagram пришла именно с целью, продвигать себя как автора, потому что мне как-то вообще всегда не особо интересны были соц.сети и я завела вот эту страничку, собственно вот ради того, чтобы как-то о себе заявлять и показывать. И сначала, собственно, как это происходило, да, я написала, что я книги пишу, фотографии выкладываю с книжечками со своими, потом, значит, я где-то стала писать какие-то цитаты, отрывки, то есть о чём книги, ну то есть так привлечь читателя. У нас сейчас огромное количество книг, всё это доступно, поэтому нужно как-то привлекать внимание, чтобы обратили внимание именно на твою работу, на твои книги. Как это делать: в первую очередь, соц.сети, в соц.сетях сидят все, то есть кто-то меньше, кто-то больше, но сейчас уже практически все люди, они всё равно заходят в соц.сети, они это видят и это тоже возможность привлечь читателей, где-то о себе как-то заявить, себя прорекламировать. И то есть сначала, начиная с таких вот, каких-то коротких отрывочков, смотрю, народ откликается, вроде нравится, даже как-то стали такие запросы поступать, что: "Может быть там всё? Уже что вот эти кусочки из них не понятно, о чём книга". Я где-то даже у нескольких людей видела, что берут и публикуют собственно книгу по маленьким эпизодам, каждый день пост с отрывочком, ну то есть прямо полностью книга выкладывается, со всеми хронологическими событиями, то есть в виде такого вот интернет сериала что ли, или Instagram-сериала. На тот момент, когда я начинала это дело, я говорю за то, что (27:17 ???) у меня такие книги увесистые, это же просто замучаешься каждый день писать пост с кусочком книги, нет, это нереально. Ну, в итоге нереально я собственно все свои книги так в Instagram и выложила, потому что когда я начала это, я увидела отклик людей, то есть сначала там было совсем мало комментариев, там выходили буквально два-три человека, что-то комментировали, ну читали побольше конечно, но как бы так, не особо реакция шла, а потом всё больше, больше, больше и сейчас я могу сказать, что у нас образовался уже такой некий литературный клуб. Помимо рекламы это тоже хорошая мотивация, автору, это уже становятся не просто читатели, это твои друзья, они тебя опять же поддерживают и мотивируют, они комментируют, ты видишь отклик на свою книгу, ты понимаешь, вообще нравится она читателю, не нравится, что нравится, на какие моменты как бы стоит обратить внимание, что я там выложила пост и у меня там раз - сегодня очень много комментариев, все эмоционально реагируют, пишут: "Давай быстрее продолжение", то есть ты понимаешь, что вот это был удачный ход в сюжете, что вот это вот людям понравилось, ты видишь, какие герои людям нравятся , кто-то нетерпеливый, кто-то не готов ждать, когда ты там выложишь ещё всю эту книгу до конца, это можно пол года ждать, кому-то это нравится и они прям подсаживаются на это и опять же ждут продолжения, а кто-то, то есть у меня были такие люди, которые из инстаграмма уходили, покупали книги на Ridero или на Литрес, чтобы быстрее прочитать и узнать, чем же там всё закончилось, они потом тоже всё комментируют, ставят лайки и так далее, но они уже знают, что там в конце и они уже спокойно сидят и читают дальше. Допустим, кто-то заказывал бумажные книги, тоже опять же вот у меня даже есть девочка Света из Минска, которая, туда мои книги к ней уехали в Белоруссию, потому что тоже она здесь начала читать, ей понравилось, она захотела иметь их именно в бумажном виде, с автографом, вот заказала, ей отправляла. То есть кто-то бумажные книги начинает заказывать, опять же, где их продвигать иначе, вот интернет нам в помощь, Instagram, Вконтакте, пожалуйста, рекламируйтесь, вас заметят. Можно (29:35 издавать) рекламу как таковую, в instagram, опять же, это уже платная опция, ну здесь, реклама в instagram хорошо тоже работает, если уже всевозможные магазины, допустим, переходят в instagram, свой бизнес строят, то здесь тоже опять же можно (29:51 ???), плюс ещё огромный, то есть сейчас у меня например здесь в instagram очень много людей, коллег с которыми я общаюсь, то есть это те, кто тоже пишет, мы всё равно здесь, скажем так, соединяемся, в какое-то общее сообщество, делимся каким-то опытом, где-то там друг друга уже рекламируем, потому что, я считаю, что между писателями, особой конкуренции быть не должно, то есть нам сейчас важно, допустим, читателя больше привлекать, в плане того, чтобы читали книги, а например не смотрели сериалы.

- Какие вообще ещё кроме instagram методы продвижения, для книг и себя как писателя ты используешь?

- Скажем так, я недооценивала Вконтакте, тоже у меня там была группа, но я не особо активно её вела, как бы не особо ей занималась. По реакции именно читателей, скажем так, здесь, в instagram более активная на мой взгляд аудитория, а в Вконтакте меньше всё-таки лайков, меньше комментариев, но Вконтакте очень много групп, которые именно, литературной направленности, то есть люди, которые пишут, они объединяются тоже в какие-то группы, опять же с Литнета, вот. Там девочек очень много, которые, кто-то сам занимается продвижением, кто-то там приобщает своих коллег, то есть они, например, объединяются, там несколько человек, они ведут какие-то группы, посвящённые книгам, в том числе, есть там книги фэнтези, есть те, кто пишет, например, любовные романы, у них там свои группы, но это тоже как способ продвижения, они помимо своих, естественно, что в основном они продвигают свои книги, но они при этом, например, берут там, выкладывают посты, где они рассказывают про какие-то новинки, про какие-то интересные книги, то есть это такая дополнительная реклама, этих сообществ очень много, нужно просто заходить, смотреть, искать и причём когда вы подписываетесь на одну-две вот таких группы, скажем так, начинаешь общаться там с теми, кто в ней уже состоит, какие-то их друзья подписываются, и это вот такая вот паутина положительно разрастается, у тебя уже появляются какие-то новые связи , уже какие-то новые знакомства, это всё помогает. То есть вообще, по продвижению я что хочу сказать, везде где только можно, в любых соц.сетях, не только в соц.сетях, вообще везде, где вы находитесь, говорите о себе, вот это, наверное, самое важное, вот это прямо распространённая беда писателей и авторов, они скромные, они молчат, они не могут говорить о себе, о том что они талантливые, о том, что они написали книги: "Боже мой, почитайте мою книгу, я такую книгу написала", - нет, мы не умеем так, нам всё время кажется, что вот мы что-то там: "Ну написала и что, что я теперь, буду ходить и всем рассказывать о том что я книги пишу?" - и это прям большая ошибка, она мне тоже свойственна, я тоже прям себя перебарывала, когда начинала кому-то открываться, что: "Ну да, я вот книги пишу".

- Про электронные ты рассказала, расскажи, где можно купить, бумажные твои книги?

- Бумажные книги я заказываю тоже через Ridero, у них есть такая функция, можно, причем у них есть очень хорошая ещё функция, то есть любой желающий может заказать даже одну книгу, просто у них на сайте, ему напечатают и отправят. Мы сегодня говорим о деньгах, давайте говорить о деньгах. Продаю, потому что мне нужно зарабатывать на то, чтобы заказывать, например, в бумажном виде, ну и собственно, потому что мне нужно зарабатывать, к этому я периодически высылаю их куда-то, ну читателям, которые хотят иметь бумажные книги, отправляю либо почтой, либо транспортной компанией, то есть такие тоже у меня были заказчики, Многие хотят просто чтобы с автографом автора книга была, то есть любят некоторые, до сих пор бумажные книги, я в принципе сама их люблю, но вот я уже оценила то, что электронные книги это всё-таки удобно, их можно всегда взять с собой в телефоне в дорогу. Бумажную, например, не всегда есть такая возможность, но для себя, вот для коллекции, чтобы на полочке была у тебя книга, её можно было открыть, взять почитать, это, конечно, такая есть, скажем так, особый шарм такой, полистать бумажную книгу.

- Я знаю что у тебя есть ещё работа. Приносят ли книги сейчас тебе ощутимый доход или всё же нет?

- Ну скажем так, я бы хотела иметь больший доход от своих книг, то есть, потому что всё-таки всегда хочется немножко больше, чем ты имеешь, ну и, собственно да, мне бы хотелось, конечно, чтобы продавалось больше, покупали больше, я, собственно, над этим работаю, прикладываю усилия, ищу новые возможности продвижения, расширяю круг своих читателей, поэтому в общем верю в то, что рано или поздно, в общем я выйду на тот уровень дохода, который хочу, буду зарабатывать именно на своих книгах, и там потом, может быть, как Чехов, куплю себе дачку где-нибудь в Крыму, к морю уеду и буду там заниматься исключительно писательством, поэтому я думаю, мечты сбываются, надо только над этим работать.

- Хочу тебе задать вопрос, который задаю всем. У нас почему-то принято противопоставлять творчество и деньги, как ты считаешь, почему и как с этим бороться?

- Ну, это стереотипы какие-то, которые у нас, мне кажется, не знаю, может быть с советских времён, может ещё даже с досоветских, потому что мне кажется ещё там классики наши многие, они как бы жили по принципу, что творчество отдельно и деньги отдельно, я вот прям категорически с этим не хочу соглашаться, потому что, как я уже говорила, мы живём в мире материальном, у нас, собственно, нужно чем-то нам, что-то нам кушать, чем-то кормить своих детей, где-то жить и так далее. Мы материальные объекты, поэтому ничего плохого в том, чтобы иметь доход финансовый на свою материальную жизнь, я в этом не вижу ничего плохого, а другое дело, что почему-то считается, что если ты человек творческий, значит деньги тебе не нужны вроде как. Глубокое заблуждение, ничего подобного, когда ты хочешь, когда у тебя все мысли заняты вот тем, как решить какие-то материальные проблемы, то есть сложно в таком состоянии творить и думать о чём то возвышенном, когда ты думаешь, что бы сегодня на ужин приготовить. У нас творческие люди, они такие, совершенные альтруисты, они готовы раздавать вообще всё, что можно, бесплатно абсолютно, ну вроде как это же не какая-то материальная вещь, ну почему бы мне там книгой своей не поделиться? Вы можете дарить кому-то свои произведения, ради бога. Нужно понимать ценность того, что вы делаете. Если вы создаёте какую-то книгу, это может далеко не каждый человек, это талант, и талант должен быть вознаграждён, то есть если вас бог одарил таким чудом, то нужно как бы получать соответствующее вознаграждение, за то, что у тебя вот есть такой талант. Естественно, что книги не требуют много времени, время это самый ценный наш ресурс, то есть ничего ценнее времени на самом деле у нас нет, время это наша жизнь, мы тратим свою жизнь. Поэтому как можно бесплатно отдавать свою жизнь, вот думайте об этом в таком ключе, каждый раз, когда вы задумываетесь: "Что, мне денег попросить или так отдать?" - подумайте, что вы в это вложили свою жизнь, вы вложили свою душу, потому что если писатель нормальный, он не пишет просто так, всё, там написал и всё, он вкладывает в это свою душу, свою энергию, то есть вы же когда пишете, вы пропускаете через себя, вот эти эмоции героев, переживаете всё это, и очень много энергии тратится, очень много нервов ваших тратится, у меня реально была книжка "Дорога к радуге", это серия "Единственное желание", пятая часть "Дорога к радуге", я её в шутку называла "Книга, написанная под валерьянкой", там действительно в начале происходят такие довольно трагичные, тяжёлые события в жизни одного из героев, и чтобы это написать, это же нужно не просто описать словами, это пропускаешь через себя, ты представляешь, как вот он в этот момент, что он чувствует, что он думает.




Анна: Спасибо тебе огромное за то, что ты поделилась своим опытом.

Напоминаем, что наш проект посвящен про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет создательница нескольких творческих проектов Надежда Черпинская. И мы поговорим о том, как издать свою книгу и получать доход.
Made on
Tilda