#15 Надежда Черпинская – Как издать свою книгу и получать доход

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Надежда Черпинская
писательница
Как издать свою книгу и получать доход
темы подкаста
1
Книги надо издавать!
Книги, раз они рождаются в нашей голове, не чтобы лежать в ящике стола и умирать там тихонечко, их нужно нести в мир, их нужно показывать, а там уже пусть читатели сами разбираются, нужна им эта книга, не нужна.
2
Читатель обязательно найдется
На любое произведение всегда найдётся свой читатель, то есть нет таких вещей, которые были бы совсем никому не интересны.
3
Важно правильно оформить заявку
В заявке должно быть сопроводительное письмо, обязательно аннотация книги и синопсис. Иначе ее не будут рассматривать.
4
Если издательство отказало - это не значит, что книга плохая
Для издательства - это бизнес. И возможно, сейчас такую книгу нельзя продать. Но то, что не принесло доход сегодня. Может принести его завтра.
5
Продвижение - важно!
Рассказывайте о своей книге везде, где можно: в социальных сетях, знакомым. используйте любую возможность.
Советы Надежды:
  1. Главное правило: берись и делай, как бы это банально не звучало. Многие боятся именно начать.
  2. Не поддавайтесь на провокации. В вашу сторону будут лететь негативные комментарии обязательно. Делайте акцент на то, что людей которые вас понимают и поддерживают – больше.
  3. А деньги придут сами после этого, потому что любой талант рано или поздно получит своё вознаграждение, поэтому просто нужно быть терпеливым и идти к своей цели.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Сегодня мы говорим с писательницей Надеждой Черпинской, автором десяти книг в жанре фэнтези, которые были изданы на разных площадках. Расскажи, как и когда ты начала писать и, с чего вообще началось твоё творчество.
Надежда: Моя первая книга появилась четыре года назад. Собственно, она стала началом моей литературной деятельности, книга "И в сумерках придёт рассвет", а вообще, если говорить о том, когда я начала писать, мне кажется, я всю жизнь это делала. Писала какие-то рассказы, небольшие стихи, но я не считала, что что-то такое выдающееся делаю. Очень долгое время я не решалась с этим ничего делать, просто для себя, для души что-то писала, сочиняла. Но вот так, наверное, из этого всего потом и выросла идея написать уже книгу.

Анна: Сразу ли ты решилась её издать или писала в стол, как любят писатели?
Надежда: На тот момент я дико стеснялась, и никто про это практически не знал. То есть я не говорила людям об этом, не показывала. Это действительно очень-очень долгий был путь к тому, чтобы я решилась всё-таки дать жизнь своим книгам. Сначала это всё долгие годы лежало в ящике стола, потом где-то мне однажды попалась такая умная фраза, которая как инсайт сработала, что "Книги, раз они рождаются в нашей голове, не чтобы лежать в ящике стола и умирать там тихонечко, их нужно нести в мир, их нужно показывать, а там уже пусть читатели сами разбираются, нужна им эта книга, не нужна". Я считаю, что в принципе на любое произведение всегда найдётся свой читатель, то есть нет таких вещей, которые были бы совсем никому не интересны. И любую книгу стоит всё-таки выносить на суд читателя, а там уже пусть они решают, на сколько она нужна миру.

Анна: Отправляла ли ты рукопись в издательство, или какой-то другой был первый шаг?
Надежда: Да, первый шаг был как раз такой. Когда я начинала, ничего не знала о том, как всё это происходит. У меня была только мечта, что мне нужно мою рукопись взять и собственно донести до людей. А как это делать, я совершенно не представляла. Сначала я взяла за основу один из тех черновиков, которые у меня были. Первую книгу, мне кажется, я где-то в районе года доводила до того уровня, когда её можно было куда-то отправить и людям представить. И попутно я искала какие-то способы ее публикации: смотрела различные вебинары, писатели, редакторы, что советуют. Смотрела какие-то форумы для начинающих писателей, где подробно рассказывается, что требуется: как нужно оформить книгу, потому что на самом деле от оформления зависит очень многое. Ты можешь написать хорошую книгу, но преподнесёшь так, что её просто не заметят, то есть обязательно должна быть аннотация, сопроводительное письмо, должен быть синопсис, то, что в первую очередь смотрит любое издательство, любой редактор и, если с первого взгляда им не понравится, то шансов, что вы куда-то дальше продвинетесь, не будет.
Если книга хороша во всём, то уже шансы есть, но как показывает практика, не всегда. Естественно я не знала, в какие издательства лучше её отправлять, опять же искала всю эту информацию в интернете, то есть нашла список всех издательств, контакты, куда можно отправить рукопись. Сделала рассылку и, собственно, начала ждать, когда мне ответят. Я уже из той информации, которую я находила до этого, понимала, что это может быть очень долго. А можно не дождаться ответа совсем, потому что не факт, что будут отвечать, если книга не заинтересовала.

Анна: Советуешь ты вообще отправлять, уже имея такой опыт, рукописи в издательства или пропускать этот шаг?
Надежда: Я советую обязательно это делать, потому что лучше делать, чем не делать. Надо выяснить, какие издательства работают с этим жанром. Если вы отправите фэнтези в издательство, которое занимается детской литературой, то естественно вам могут даже не ответить. Поэтому ищите то издательство, которое может вам помочь. Обязательно нужно смотреть, какие требования именно у этого издательства, потому что есть те, кто полностью просит текст, те кто всего страничку для ознакомления, у кого-то анкеты специальные есть.
И дальше вы просто ждёте решения.
Если вам повезло, вы можете уже дальше смотреть, что предлагает издательство и на каких условиях. Если не повезло, хуже от этого точно не будет, а шанс на то, что где-то когда-то вас кто-то заметит - всегда есть. Старайтесь донести информацию о том, что вы пишете, вообще любым возможным способом, всегда и везде. Есть же такие люди, которые первую рукопись отправили, их раз - и заметили. Хотя в основном издательства предпочитают работать с теми, чьи имена уже на слуху, новых авторов берут не очень охотно, но тем не менее все когда-то начинали, даже самые популярные и известные писатели, о них когда-то никто не знал. Если бы они сложили руки и не пошли никуда и не стучали во все издательства, никто никогда не узнал бы их. Вспомните историю о Гарри Поттере.

Анна: Скажи, если тишина в ответ и издательства - это же не значит, что рукопись плохая?
Надежда: Да, сто процентов не стоит так оценивать, потому что опять же, с рукописями знакомятся в издательстве люди, и у каждого есть своя точка зрения. Скажем так, то что нравится одному, может не понравится другому. то есть возможно вашу рукопись просто взял прочитать тот человек, который вас не оценил, возможно, если бы она попала к другому человеку, у вас был бы шанс. Если в издательстве сочли, что она не слишком интересна, надо учитывать, что у них же тоже есть свой риск, если они издают книгу, им нужно быть на сто процентов уверенными в том, что они её продадут. Всё-таки издательство - это бизнес, им нужно зарабатывать. То есть это не значит, что ваша книга плохая, это просто значит, что возможно, в данный момент они считают, что она не сработает. Но то, что не принесло доход сегодня, может принести доход завтра, то есть возможно, что через год ваша книга будет настолько актуальна, что её миллионы захотят прочитать. Но именно в тот момент, когда ваша рукопись дошла до издательства, там что-то не сложилось, не получилось, но как бы ни в коем случае не нужно считать, что вот нет, значит плохая, даже если вам, допустим, пришёл какой-то негативный отзыв, я тоже считаю, что это не повод расстраиваться и думать: "Ну всё, значит я бездарность, мне нужно заканчивать с этим делом". То есть нужно смотреть объективно, если десять человек вам сказали, что ваша рукопись хороша. И один сказал: "Нет, мне это не нравится". Тут уже вывод сам напрашивается. Опять же, приводя примеры с известными писателями, далеко не всех и не сразу принимали, и были отказы даже у самых именитых и знаменитых писателей, и поэтому руки опускать точно не стоит, нужно просто искать другие пути.

Анна: Ты сказала, что не стала ждать ответа больше месяца, и у тебя случился следующий этап. Что ты делала дальше?
Надежда: Я потом ещё пыталась отправлять в издательства свои рукописи, и мне даже было несколько ответов, но ответы были своеобразные, то есть мне писали: "Да, книга в общем-то неплохая, но так как вы начинающий автор, вы понимаете, мы риски на себя брать не можем, если вы готовы за собственные финансы оплатить издание этой книги небольшим тиражом, то можем вам в этом помочь". Суммы были на тот момент даже на небольшой тираж свыше ста тысяч рублей, я такими суммами не располагала. Меня не устраивал такой подход, я решила искать другие пути.
Сейчас существует такая вещь как онлайн-издательство, оно не одно, их уже несколько. И это не тот старый самиздат, который когда-то был. Моя работа началась с компанией Ridero. Я на них остановила свой выбор: во-первых, потому что они позволяли бесплатно издать книгу в электронном формате, разместить её сразу в электронных магазинах основных, то есть это Литрес, Озон, Амазон, у них ещё Букмейт потом появился. То есть это возможность уже как-то всё равно зарабатывать. Понятно, что это не огромные какие-то деньги, но тем не менее, твоя книга находится на электронных площадках, её покупают, тебе с этого идет уже определённый доход. При этом большая часть работы в этом случае при создании самой книги делает сам автор, автоматически система позволяет загрузить туда текст, создать обложку, отредактировать всё, как тебе нравится и за счёт этого получается, что платить вам не нужно за то, что вы эту книгу создали. Есть какие-то дополнительные услуги, они уже будут за дополнительную плату. Если, например, вам нужен корректор, редактор, иллюстратор.
А сейчас очень многие читают именно электронные книги, я знаю, что есть любители бумажных, у меня тоже такие есть поклонники, которые всегда просят бумажные. Есть возможность заказывать бумажный тираж за определённую плату, тираж может быть чуть ли не от одной штуки, то есть вы можете просто купить несколько книг на подарки, например, своим родственникам, друзьям, можете заказать тираж побольше, который потом будете продавать и реализовывать. Это уже от вас зависит, и здесь, это тоже достаточно удобно, причём качество печати, я хочу сказать на хорошем уровне. В плюс к этому они проводят периодически какие-то вебинары для писателей, конкурсы, небольшие мастер-классы, где тоже можно почерпнуть какую-то информацию полезную. Они дают советы по написанию и продвижению книг. Мне нравится у них ещё служба поддержки. Здесь ещё защищены ваши авторские права, то есть как только пошёл процесс, ваша книга проходит модерацию, появляется на сайте магазина, то есть автоматически этот момент закрепляет ваши авторские права. Вы уже легко можете доказать, что это ваша книга, что никто другой не имеет права её использовать. И о чём ещё я хотела сказать, вот когда я читала именно о том, как создавалась организация, мне очень понравилась их концепция, ради чего всё это затевалось и как создавалось. У них была идея что: "Несправедливо, что рукописи талантливых людей не доходят до читателей, просто потому что они где-то там оседают в издательствах, их отправили, никто их не заметил и на этом, собственно, закончилась вся жизнь ещё не родившейся книги". У них была идея создать такую площадку, которая позволила бы талантливым людям не сдаваться, без каких либо препятствий.

Анна: С какими ещё площадками ты сотрудничала?
Надежда: Я знаю, что сейчас можно на Литрес публиковаться, у них тоже есть свой подобный самиздат. Работают они по похожим принципам, только там будет только магазин Литрес. Ещё есть такая площадка как Литнет, на нём тоже я размещаюсь, очень популярный среди читателей, среди писателей, но по Литнету есть такой нюанс, что там нужно для того, чтобы начать продавать свои книги, соблюсти ряд условий определённых, то есть нужно набрать число подписчиков, нужно, чтобы у тебя уже была завершённая книга. То есть зайти зарегистрироваться и сразу же выставит платно книги не получится, нужно набрать определённую популярность, скажем так и только после этого ты имеешь право открыть подписку и уже продавать, но как инструмент наращивания своей популярности, общения с коллегами и читателями, тоже можно использовать. Но, наверное, начинать я бы всё-таки посоветовала с Литрес или Ridero, там немножко попроще алгоритмы. На Литнете в эту подписку пробиться достаточно сложно, но это тоже опять же возможно, то есть есть люди которые реально свои книги начали продавать, даже среди моих знакомых авторов.

Анна: Можно ли одну и ту же книгу размещать на разных этих площадках или нет?
Надежда: Да, в чём ещё преимущество Ridero, они не ограничивают ваши права, в принципе даже разместив свою книгу в электронных магазинах, вы можете при этом пытаться пробиться в офлайн издательства, пытаться найти какие-то ещё ресурсы, где можно её размещать, и за это никаких штрафных санкций не будет. Если издательство с вами заключит договор, они могу сказать, что тогда убирайте, где у вас расположена ваша книга. В таком случае опять же можно зайти на этот сайт, убрать книгу с этих точек продаж. По Литнету тоже у них нет таких каких-то ограничений, то есть это на ваше усмотрение. У меня, например, там выставлена книга и даже есть сноска. Там большинство книг не целиком располагаются, а продами так называемыми. Каждый день выкладывается небольшой кусочек, если книга в процессе ещё написания, то есть многие авторы начинают писать книгу, начинают её публиковать, люди читают и как сериал, каждый день им добавляют т по чуть-чуть. Или не каждый день, там кто как. То есть действительно есть категория людей, которые любят вот это сериальное чтение, которые каждое утро ждут: "Ну что же там случилось сегодня?", пишут комментарии, ждут. Я выкладываю книги по частям и пишу, что если вы хотите прочитать ее целиком сразу, то можете зайти на сайт Литрес, либо Ridero и скачать полную версию.

Анна: Когда ты начала издавать книгу, всем ли ты сразу об этом рассказала, что пишешь, издаёшь, или скрывала какое-то время, и как ты относишься к псевдонимам, туда же вот в догонку.
Надежда: Скрывала, конечно. Я – жутко стеснительный человек, и первое время даже уже написав книгу, хранила это в секрете, то есть, только немногие люди знали об этом. Я хочу сказать, что я делала это зря, потому что когда меня рассекретили, понемногу мои знакомые очень с пониманием или восхищением к этому относились. Кто-то покупал, кто-то просил именно бумажную с автографом. То есть поддержка была колоссальная, которую я не ожидала. Поэтому хочу сказать, что брать псевдоним или не брать псевдоним – это личное дело каждого автора, многие пишут под псевдонимами как раз, потому что стесняются говорить о том, что они занимаются такой деятельностью. Но я думаю, что всё-таки псевдоним чаще играет в минус писателю, чем в плюс. Твои знакомые всем тоже начинают рассказывать о тебе, и это работает как реклама, как сарафанное радио. Люди, которые понимают, что это твоя книга, они тебя поддержат, всё равно. Возможно найдётся тот, кто позавидует и скажет: "Господи, какой-то ерундой занимаешься, займись лучше делом". От них никуда не денешься, они есть в нашей жизни, это не только книг касается, они есть всегда и везде, чем бы человек ни занимался. Но большая часть людей поддерживает, они будут движущей силой, которая поможет. И я хочу сказать спасибо всем, кто изначально был рядом, помогал, подсказывал. Даже когда я в себя сама не верила, но мне говорили, что вот сейчас одну написала, значит, будет продолжение. И это помогает писать. А когда ты используешь псевдоним, ты прячешься от всех, ты за этим псевдонимом как за шторкой. Если у тебя какое-то сложное имя, придумай себе псевдоним. Фамилия у меня, скажем так, не сильно простая - Черпинская, поэтому я тоже задумывалась о том, может быть взять псевдоним. У меня у мамы девичья фамилия – Булгакова, и я тоже хотела быть Надеждой Булгаковой, но потом я подумала, что Булгаков всё-таки должен быть один.

Анна: Согласна с тобой. Скажи, когда ты начала издаваться, думала ли ты про финансовую составляющую или для тебя был важен сам факт издания книги? Вообще, про деньги ты думала?
Надежда: Про деньги я, конечно же, думала, кто же не думает про деньги? Я хочу сказать, что для меня наверное было пятьдесят на пятьдесят. Я хотела зарабатывать на своих книгах, в первую очередь почему, потому что если ты этим делом занимаешься, горишь, и тебе это нравится, тебе хочется заниматься писательством чаще. А для этого нужно чтобы это приносило тебе доход, потому что иначе на что жить? Поэтому я не считаю, что деньги – это что-то иллюзорное. Нужно хотеть зарабатывать на том, что ты делаешь, тем более если ты любишь своё дело, обязательно оно должно приносить доход. Есть хорошая фраза, что если ты готов что-то делать даже бесплатно, ты всё равно будешь это делать, вот это значит то дело, которым стоит заниматься, но там нет о том, что значит бесплатно и надо делать.
Мне хотелось зарабатывать, мне и сейчас хочется на этом зарабатывать, то есть какие-то доходы я уже со своих книг получаю. Но стараюсь и предпринимаю какие-то действия к тому, чтобы эти доходы росли. Но и писать только ради денег – это тоже не норма. Есть такие авторы, которым всё равно, что писать, они просто на этом делают деньги. Это всегда чувствуется, по крайней мере я сейчас уже вижу, что текст вымучивали из себя.

Анна: Я знаю, что ты публикуешь свои книги в Instagram в своём профиле, скажи, для чего ты это делаешь, в чём смысл?
Надежда: Я изначально в instagram пришла именно с целью, продвигать себя как автора, потому что мне не особо интересны были соц.сети. И я завела эту страничку, чтобы как-то о себе заявлять и показывать. И сначала я написала, что пишу книги, фотографии выкладываю с книжечками со своими. А потом я стала писать цитаты, отрывки, о чём книги. У нас сейчас огромное количество книг, всё это доступно, поэтому нужно как-то привлекать внимание, чтобы обратили внимание именно на твою работу.
Как это делать: в первую очередь, соц.сети. В соц.сетях сидят все, кто-то меньше, кто-то больше, но сейчас уже практически все люди заходят в них. Это тоже возможность привлечь читателей. Начиная с каких-то коротких отрывочков, смотрю, народ откликается. Даже стали запросы поступать, что. может быть все опубликовать. Я даже у нескольких людей видела, что берут и публикуют книгу по маленьким эпизодам, каждый день пост с отрывочком. И полностью книга выкладывается со всеми хронологическими событиями, то есть в виде такого вот интернет сериала что ли. В итоге, я все свои книги так в Instagram и выложила, потому что когда я начала это, я увидела отклик людей. Сначала буквально два-три человека что-то комментировали, читали побольше конечно, а потом всё больше и больше. И сейчас я могу сказать, что у нас образовался уже некий литературный клуб. Помимо рекламы это тоже хорошая мотивация автору. Это уже не просто читатели, это твои друзья. Ты видишь, какие герои людям нравятся , кто-то нетерпеливый, кто-то не готов ждать, когда ты там выложишь ещё всю эту книгу до конца. И они тоже покупают сразу книгу. Потом тоже всё комментируют, ставят лайки и так далее, но они уже знают, что там в конце и они уже спокойно сидят и читают дальше. Кто-то заказывал бумажные книги с автографом, я отправляла. С этим клубом делимся опытом, где-то друг друга уже рекламируем, потому что, я считаю, что между писателями, особой конкуренции быть не должно, то есть нам сейчас важно читателя больше привлекать, в плане того, чтобы читали книги, а например, не смотрели сериалы.

Анна: Какие ещё кроме instagram методы продвижения для книг и себя как писателя ты используешь?
Надежда: Скажем так, я недооценивала ВКонтакте, тоже у меня там была группа, но я не особо активно её вела, не особо ей занималась. По реакции именно читателей, скажем так, здесь, в instagram более активная на мой взгляд аудитория, а в Вконтакте меньше всё-таки лайков, меньше комментариев. Но Вконтакте очень много групп литературной направленности. Опять же с Литнета там девочек много, которые занимаются продвижением, кто-то приобщает своих коллег. Нужно просто заходить, смотреть, искать и причём когда вы подписываетесь на одну-две вот таких группы, скажем так, начинаешь общаться там с теми, кто в них уже состоит, какие-то их друзья подписываются, и это вот такая вот паутина положительно разрастается, у тебя уже появляются какие-то новые связи, уже какие-то новые знакомства, это всё помогает. И теперь что хочу сказать, везде где только можно, говорите о себе. Это прямо распространённая беда писателей и авторов, они скромные, они молчат, они не могут говорить о себе, о том что они талантливые, о том, что они написали книги. И это большая ошибка, она мне тоже свойственна, я тоже прям себя перебарывала, когда начинала кому-то открываться.

Анна: Про электронные ты рассказала, расскажи, где можно купить, бумажные твои книги?
Надежда: Бумажные книги я заказываю тоже через Ridero, у них есть такая функция. Любой желающий может заказать даже одну книгу, просто у них на сайте, ему напечатают и отправят. Мы сегодня говорим о деньгах, давайте говорить о деньгах. Продаю, потому что мне нужно зарабатывать на то, чтобы заказывать, например, в бумажном виде. И потому что мне нужно зарабатывать, я периодически высылаю их читателям, которые хотят иметь бумажные книги, отправляю либо почтой, либо транспортной компанией. Многие хотят просто книгу с автографом автора. Кто-то любит бумажные книги, в принципе сама их люблю.

Анна: Я знаю, что у тебя есть ещё работа. Приносят ли книги сейчас тебе ощутимый доход или всё же нет?
Надежда: Скажем так, я бы хотела иметь больший доход от своих книг, потому что всё-таки всегда хочется немножко больше, чем ты имеешь. И мне бы хотелось, конечно, чтобы продавалось больше, покупали больше, я, собственно, над этим работаю, прикладываю усилия, ищу новые возможности продвижения, расширяю круг своих читателей. Поэтому верю в то, что рано или поздно, я выйду на тот уровень дохода, который хочу, и буду зарабатывать именно на своих книгах. вот тогда я брошу работу, и как Чехов, куплю себе дачку где-нибудь в Крыму, уеду к морю и буду там заниматься исключительно писательством. Я думаю, мечты сбываются, надо только над этим работать.

Анна: Хочу тебе задать вопрос, который задаю всем. У нас почему-то принято противопоставлять творчество и деньги, как ты считаешь, почему и как с этим бороться?
Надежда: Это стереотипы какие-то, которые у нас, мне кажется, с советских времён, может ещё даже с досоветских. Потому что ещё классики наши многие жили по принципу, что творчество отдельно, деньги отдельно. Я вот категорически с этим не хочу соглашаться, потому что, как я уже говорила, мы живём в мире материальном, нам нужно что-то кушать, чем-то кормить своих детей, где-то жить и так далее. Мы материальные объекты, поэтому ничего плохого в том, чтобы иметь доход на свою материальную жизнь, я не вижу. Другое дело, что почему-то считается, что если ты человек – творческий, значит деньги тебе не нужны вроде как. Ничего подобного. Когда у тебя все мысли заняты тем, как решить какие-то материальные проблемы, сложно творить и думать о чём-то возвышенном. Когда ты думаешь, что бы сегодня на ужин приготовить. У нас творческие люди – совершенные альтруисты, они готовы раздавать всё, что можно бесплатно: почему бы мне там книгой своей не поделиться? Вы можете дарить кому-то свои произведения, ради бога. Но нужно понимать ценность того, что вы делаете. Если вы создаёте какую-то книгу, это может далеко не каждый человек. Это талант, и талант должен быть вознаграждён, то есть если вас бог одарил таким чудом, то нужно как бы получать соответствующее вознаграждение, за то, что у тебя вот есть такой талант.
Естественно, что книги требуют много времени, время это самый ценный наш ресурс, то есть ничего ценнее времени на самом деле у нас нет, время это наша жизнь, мы на них тратим свою жизнь. Поэтому как можно бесплатно отдавать свою жизнь, вот думайте об этом в таком ключе.Плюс еще очень много энергии тратится, очень много нервов ваших тратится. У меня реально была книжка "Дорога к радуге" (серия "Единственное желание") я её в шутку называла "Книга, написанная под валерьянкой", там действительно вначале происходят такие трагичные события в жизни одного из героев, что чтобы это написать, пропускаешь через себя, представляешь и погружаешься в этом состояние. ,

Анна: Спасибо тебе огромное за то, что ты поделилась своим опытом.

Напоминаем, что наш проект посвящен про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет карьерный консультант Ксения Чачина. И мы поговорим о том, какие изменения рынка ждут творцов.
Made on
Tilda