#11 Мария Даниловская – Почему необходим маркетинг в искусстве

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Мария Даниловская
художник
Почему необходим маркетинг в искусстве
темы подкаста
  • 1
    Никто не объясняет, что значит быть художником
    Пока не получишь диплом, ты этого не поймешь. И не поймешь, что какие у тебя обязанности. Это такое табу – тема заработка. Эта тема, неофициально обходится стороной всеми. Потому что искусство – это искусство, деньги – это деньги.
  • 2
    Надо изучить вопросы маркетинга и финансов
    Я смотрела запись конференции, которая проходила при Калифорнийском институте искусств, и там было очень много тем о составлении портфолио, как рассказывать о своих работах, как применять инструменты маркетинга к своим работам. Но это невозможно пока что в нашем художественном обществе.
  • 3
    Что дальше?
    Чтобы найти хоть какой-то приятный и интересный нам заработок, мы, оглядевшись вокруг, поняли, что самый хороший вариант — сделать свое дело, свою студию, где будем преподавать так, как нам интересно. Большинство художников так живут. Чтобы иметь какую-то стабильность, нужно иметь дополнительный доход. Кто-то делает, например, иллюстрации для фотостоков, кто-то занимается компьютерной графикой.
  • 4
    Продажа картин - дело нестабильное?
    Но потом мы поняли, что если мы хотим заниматься нашим творчеством более глубоко и серьезно, нам нужно сдвигать акценты с преподавания на творчество. Если мы хотим это сделать, значит, нам нужно научиться своими картинами зарабатывать. И когда этот вопрос встал, началась настоящая работа над собой.
  • 5
    Нам нужно работать на разные фронты
    Мы понимаем, что хотим, чтобы основная часть нашего дохода зависела только от нас. Потому что если твои работы продает галерея или арт-дилер, через год что-то случилось, и галерея закрылась. А это был основной источник твоего дохода. Если ты не занимался при этом соцсетями, ты не делал себе сайт и не нарабатывал базу клиентов, то ты опять оказываешься на мели.
    У нас должна быть галерейная деятельность, должны быть выставки– это необходимо для развития художника и помогает продажам. Но мы хотим работать ещё и над прямыми продажами через онлайн площадки.
  • 6
    Три составляющих независимости
    Сильная серия работ – именно серия работ. Не разрозненные какие-то работы разных лет, а цельный образ его творчества. Платформа для продаж, то есть сайт или какой-то сайт посредника – место, куда ты можешь отправить клиента и сказать: «мои работы тут». И аудитория людей, которым нравится то, что ты делаешь, и у которой есть на это деньги.
  • 7
    Маркетинг в искусстве работает
    Самый простой вариант – проработать по всем классическим маркетинговым инструментам свою целевую аудиторию, понять, что они любят, что делают, куда ходят. Прописать эти портреты. Это сложно, нудно, непонятно. Но это хорошо работает и экономит огромное количество энергии и сил, и денег. Ты уже понимаешь, куда ты можешь вкладываться, а куда – бессмысленно. Даже в отношении галерей: ты понимаешь. куда ты можешь подавать заявку на участие в выставке, а куда – нет. Просто нужно понять свое место в художественном мире.
  • 8
    Нужно не только писать картины
    Работа художника сегодня – это не только написание картин. Это ещё и анализ этих картин, написание к ним текстов, умение рассказать о них, умение их качественно фотографировать. Потому что на первом этапе самому все приходится сделать. Это умение потом это все выложить на зарубежные сайты на английском языке. Очень много навыков нужно прокачивать помимо художественных. Если взять сейчас все время, которое я трачу на свое творчество, написание картин — это в лучшем случае 50%. Без этого не получится, в современной реальности.
  • 9
    Как оценить свое творчество
    Мне до сих пор сложно и каждый раз заканчивая картину, кажется, что все плохо. Но тут в чем проблема: зацикленность на том, что ты сравниваешь себя всё время с кем-то. Сравниваешь себя с какими-то образцами идеала в своем сознании. А надо сравнивать себя с самим собой, с тем, что было вчера, с тем, что ты можешь сделать сегодня. Вот если на сегодняшний момент сделал всё, что ты мог, это хорошо. А ждать, когда твои работы достигнут второго уровня мастерства, который ты фантазируешь себе в голове, то можно и не дождаться.
Советы от Марии:
1. Художник в 21 веке может быть успешным, может быть профессионалом, зарабатывать на своем творчестве, при этом не изменяя себе, не делая каких-то продажных вещей, а просто будучи покупаемым.
2. И ты можешь беспрепятственно заниматься искусством, не отвлекаясь ни на что. Это же прекрасно.
3. Для этого нужно приобретать навыки, не связанные с искусством и учиться рассказывать о себе.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Сегодня мы говорим с художницей и со-владелицей художественной студии Artdom Марией Даниловской. Маша, привет!
Мария: Привет.

Анна: Расскажи, как ты решила стать художником и почему?
Мария: Такого прям решения ответственного я никогда не принимала, потому что рисовала всю жизнь. И в детстве, и получила классическое художественное образование. Но решение сделать это своей профессией пришло ко мне относительно недавно, может, всего несколько лет назад. Потому что после завершения обучения все художники начинают задавать себе вопросы, которые не задают в процессе обучения.

Анна: Погоди. Получается, ты много лет занималась живописью, писала картины, но при этом ты не думала, что ты художник?
Мария: А потому что никто не объясняет тебе, что значит быть художником вне стен учебного заведения. Пока вот ты не выпустишься, ты этого не поймешь. И не поймешь, что это такое в реальной жизни, какие у обязанности. Потому что чаще всего студенты об этом не задумываются, об этом никто не говорит, это такое табу – тема заработка. Понятно, если ты профессиональный художник – это твой заработок. Но эта тема, неофициально обходится стороной всеми. Потому что искусство – это искусство, деньги – это деньги.

Анна: То есть получается по сути, все годы, когда ты получаешь образование, тебя учат просто заниматься искусством и живописью. И всё.
Мария: Совсем всё. Ты будешь уметь создавать картины. Но что с ними делать дальше, ты не знаешь.

Анна: Правильно я понимаю, что это проблема. Потому что мне кажется, что это большая сложность. А за границей разговор идет не только про искусство, но тебя учат профессии. Или я не права?
Мария: Не везде. Но всё равно этому вопросу посвящают время. Например, я смотрела запись конференции, которая проходила при Калифорнийском институте искусств, и там было очень много тем, когда приходили спикеры и рассказывали студентам, как составлять портфолио, как рассказывать о своих работах, как применять инструменты маркетинга к своим работам. У нас это нереально представить, что в художественное училище приходит какой-то маркетолог и рассказывает, как себя продвигать. Это просто нереально. Это невозможно пока что в нашем художественном обществе.

Анна: Это наверное похоже на то, когда я училась сценарному мастерству у американцев, и одно из первых занятий у них про питчинг: про то, как правильно продать, пропитчить свою идею продюсеру. И я помню, что многие русские однокурсники были ужасно возмущены: «мы пришли сюда учиться писать, чему вы нас учите, нафига нам нужны эти темы!» Но на самом деле мне кажется, это важный момент. Давай, немного отмотаем назад, когда ты ещё не понимала, хочешь ты быть художником или нет, но ты решила создать студию «Артдом».
Мария: Это решение было спонтанным, грубо говоря, в конце июня мы решили, что делаем, а в сентябре уже открыли студию. Просто всё дело в том, что после нашего образования, мы пришли в ступор, потому что не знали, как жить дальше, что делать, как зарабатывать, что писать. Во время учебы ты шесть лет пишешь каждые полгода новую картину под руководством преподавателя. А потом ты вышел и хоп — преподавателя нет. А сам что ты хочешь писать? А зачем тебе это делать? Невероятный ступор у очень многих художников. Некоторые бросают на несколько лет это гиблое дело. И не пишут, не могут себя пересилить, по разным причинам. В общем, мы с Даней, моим мужем и тоже художником, сбежали от всех этих проблем в Непал. Мы дауншифтили активно в Непале, на Филиппинах, работали в Китае в художественной галерее. Вернулись через два года домой и обнаружили, что все вопросы до сих пор не закрыты, они на том же уровне. И чтобы на самом деле найти хоть какой-то приятный и интересный нам заработок, который на тот момент был нам необходим, мы оглядевшись вокруг поняли, что самый хороший вариант — сделать свое дело, свою студию, где будем преподавать так, как нам это интересно. Чтобы это было интересно нам, ученикам, чтобы это было эффективно и здорово.

Анна: Правильно ли я понимаю, что «Артдом» был создан как способ заработка, чтобы позволить себе быть художниками?
Мария: Да, на самом деле это так. Потому что когда в какой-то момент «Артдом» стал хорошо работать, и у нас появился стабильный доход, мы наконец-то выдохнули и смогли заниматься своим творчеством без оглядок, что нам нужно срочно что-то продать, срочно получить какой-то заказ и заработать, иначе нам нечем будет платить за квартиру. Все эти проблемы ушли на второй план, мы просто смогли заниматься в свободное время тем, что нам интересно. И это было очень приятное время. Данил много занимался своими пейзажами северными. Я изучала иконопись в институте содействия два года. Потом я забеременела. И обучение иконописи пришлось отложить. В какой-то момент я поняла, что не могу к нему вернуться. Я не смогла сочетать материнство и иконопись. Это два энергозатратных дела. И почему-то не давала мне икона столько сил, сколько вдруг стала давать живопись. В какой-то момент я поняла, что хочу писать. Даня стал отпускать меня героически в мастерскую. И я стала писать морские пейзажи, которые мне по ночам снились. И появилась серия картин "Сезон дождей".

Анна: Моя любимая. Скажи, так ли это, что художнику в современной России, скажем так, необходимо иметь какой-то дополнительный доход.
Мария: Это не обязательно. Но на каком-то этапе очень желательно. Большинство художников так живут. Потому что есть такое мнение, что продажа картин — это дело нестабильное. И чтобы иметь какую-то стабильность, особенно людям семейным, нужно иметь дополнительный доход. У всех он разный. Не обязательно это может быть преподавание. Кто-то делает, например, иллюстрации для фотостоков, кто-то занимается компьютерной графикой. Но так или иначе в какой-то момент, как и у нас с нашей студией: мы поняли, что нам очень нравится заниматься нашим творчеством, и что если мы хотим заниматься этим более глубоко и серьезно. Нам нужно сдвигать акценты с преподавания на творчество. Если мы хотим это сделать, значит, нам нужно научиться своими картинами зарабатывать. И когда этот вопрос встал, началась настоящая работа над собой.

Анна: То есть всё же, как говорят бизнесмены, это такой миф «я построю свой бизнес и буду отдыхать на Бали», что на самом деле он съедает много времени?
Мария: Да, очень много. Даже фактически мы сейчас преподаем два дня — очень много времени уходит на поддержание коммуникации с учениками, на организацию каких-то дополнительных мероприятий. Ответы на звонки, на наборы в новые группы, на соцсети. На всё-всё-всё. Там очень многообразное поле деятельности, и оно много сил забирает, это очень сложно сочетать с полноценной творческой жизнью художнику.

Анна: Если я, например, завтра захочу открыть какое-то такое свое дело. Что бы ты посоветовала точно не делать, исходя из своего опыта?
Мария: Подумать три раза. Даже с учетом того, что у нас не совсем бизнес-формат, у нас нет наемных рабочих, большого штата художников, которые преподают, обилия помещений. У нас нет франшизы — вот этого всего. У нас все очень камерно происходит. На самом деле сил это забирает много. И очень много есть дел, которые художнику чаще всего не свойственны. Административных дел. То есть к этому нужно быть готовым. Если вы готовы заниматься не только преподаванием, а ещё многими-многими делами, и если вы реально оцениваете свои силы, то да. Преподавание, своя студия — для художника очень благодатная деятельность, потому что он занимается своим делом, преподает его. В этом часто художники хороши.

Анна: Есть у меня такое ощущение, что это какой-то необходимый этап всё же. Если ты хочешь быть независимым, если у тебя нет какого-то большого богатого наследства, пока происходит становление художника, какой-то такой доход необходим.
Мария: Да, на самом деле. Так или иначе. Сейчас конечно есть разные пути для развития карьеры художника. Но на первом этапе большинству художников требуется какой-то дополнительный доход, чтобы пока они не стали известны-популярны раскручены и покупаемы, как-то это время продержаться, чтобы не сдаться. Потому что это очень важно. Не уходить никуда без каких-то гарантий, что у тебя все получится быстро.

Анна: Но при этом насколько я понимаю, говорить об этом не принято?
Мария: Не особо. Все преподают, все имеют дополнительный доход. Но всем же хочется быть фултайм артист. Поэтому в своей компании, среди близких людей говорят. Даже если не преподают, говорят: я преподаю, я передаю высокое знание своим прекрасным ученикам, я так люблю, фанатею от этого. Хотя я встречала таких людей, которые фанатеют от преподавания, для них это важно. Но в большинстве своем, давайте будем честными друг с другом, преподавание — это способ заработка. Человек может делать это честно, искренне и здорово, и качественно, у него могут быть успехи его учеников. Но все равно это заработок, это не творчество.

Анна: Мне кажется, что это происходит из-за того, что скрытность и рассказы о том, как я прекрасно занимаюсь великим искусством. Из-за того, что происходит разделение между заработком и искусством, как думаешь?
Мария: Безусловно это есть. Это культурная некая реальность. И эта проблема всех времен. Гоголя почитать «Портрет». Там два художника: один занимался заработком, второй – не занимался. Советское время тоже, когда искусство в чистом виде ушло просто в подполье. Потому что зарабатывать своим творчеством было невозможно, нужно было писать портреты Ленина и Сталина. А всё, что вне этого, уходило в подполье. Поэтому разделение заработка и творчества – в сознании художников с середины 20 века. И оно до сих пор в головах людей. И с этим ничего не поделаешь. Почему художники считают, что если они будут заниматься продажами, то это они вышли на рынок и кричат: «эй, народ, налетай, продается живопись». Такой у них образ. Они не понимают, что не надо продавать свои картины. Нужно сделать так, чтобы их покупали.

Анна: Прекрасная мысль. Ее надо брать в цитаты. Но как ты к ней пришла?
Мария: Долго и болезненно. Просто мы встречали на нашем пути интересных людей, которые своим примером показывали, что это возможно. Разных художников из России, и из заграницы. У них все покупали, вне зависимости от того, какое искусство они делают. Они смогли найти свою аудиторию и жить своим творчеством. Мы с ними много общались и поняли, что нужно совершенно по-другому строить свой и творческий, и рабочий процесс в целом.

Анна: Осознанно понять, что маркетинг необходим и пойти как-то его изучать? Что тебя подтолкнуло?
Мария: Это все очень постепенно на самом деле происходило. Но когда мы приняли решение, что хотим продавать то, что мы делаем и хотим за счет этого жить. Мы поняли, что нужно искать современные инструменты. И я их искала очень долго. В нашей стране я их не нашла. Я стала искать американские курсы. Прошла курсы американского маркетолога. Он уже несколько занимается тем, что помогает художникам позиционировать себя правильным образом и начать продавать свои картины. Он специализируется на продажах онлайн, в обход галерей, что было для нас немаловажно. Потому что мы – затворники немного. И нам сложно дается современный нетворкинг и вписывание себя в некие тусовки. Нам как раз хотелось сделать акцент именно на прямых продажах.

Анна: К вопросу о тусовке, правда, что очень важно в современном мире это сейчас?
Мария: Безусловно. Нетворкинг, ходить на все эти выставки, открытия, со всеми общаться. На самом деле это все не так плохо. Если ты общительный человек и тебе это все нравится. Просто мы далеко живем, мы не хотим жить в Москве, хотим жить в деревне. Такой образ жизни нам чужд. И мы понимаем объективно, что нам было бы комфортнее, если бы основная часть нашего дохода зависела только от нас. И это опять к вопросу о стабильности. Потому что если твои работы продает галерея или какой-то прекрасный арт-дилер, на белом коне прискакавший. Он сегодня продает, а через год что-то случилось, и галерея закрылась. А это был основной источник твоего дохода. И что дальше делать? Если ты не занимался при этом соцсетями, ты не делал себе сайт и не нарабатывал базу клиентов, то ты опять оказываешься на мели. И это важная вещь, которую мы осознали. Что если мы хотим стабильности, нам нужно работать на разные фронты. Это должна быть галерейная деятельность, должны быть выставки, обязательно. Это необходимо для развития художника и помогает продажам. Выставки тоже бывают разные. Выставка может проходить в музее: это очень статусно для художника, но может не привести к продажам, только к расходам. Это может быть коммерческая выставка, которая будет проходить в бизнес-центре. Её нельзя брать в портфолио и похвастаться этим. Но зато она может привести к интересным продажам и знакомствам. И самое наверное сладкое для художников и классный вид деятельности: когда твой проект берет коммерческая галерея с именем, которая может тебя продвигать и организовать продажу своих картин своей целевой аудитории. И этим нужно заниматься. Но мы хотим работать ещё и над прямыми продажами, чтобы основная часть нашего дохода зависела только от наших действий.

Анна: Что ты для этого делаешь сейчас?
Мария: Мы прошли этот потрясающий курс, и поняли, что все, что мы делали до этого, было неправильно. Нам пришлось все переосмыслить и составить некий план действий. Мы рассчитывали, что мы с ним справимся за 3-4 месяца, всё это растянулось уже на семь. И мы только в самом начале тех пунктов, которые мы составили. Потому что это очень трудоемко, начинать это всё делать. Весь процесс работы у нас теперь другой. Нужно подходить к своему творчеству осознанно: думать, что ты делаешь, зачем ты делаешь, для кого ты это делаешь. Кому это может понравиться. И самое страшное: нужно говорить о своем творчестве, уметь рассказать о своих работах, что вообще как-то в традиционных учебных заведениях обходят стороной категорически. То есть там на всех просмотрах, ты просто повесил свою работу, ушел, за закрытыми дверями преподаватели поставили тебе пятерочки и четверочки. И всё. А уметь рассказать и донести до публики, что это за работа, почему ты написал её так, а не иначе. Это навык, которого не хватает большинству художников, поскольку они в большинстве своем интроверты, для них это большой стресс — начать рассказывать о том, что они делают.

Анна: Я хочу сказать, что это не только вопрос интровертов. Я вроде бы экстраверт, но рассказывать про свое творчество мне тоже сложно. И тут мне кажется вопрос не только сложности рассказать, здесь ещё прячется страх критики.
Мария: Очень много страхов: страх критики, страх неудачи, показать, а вдруг не понравится, а что скажут. Это сложно для любого творческого человека. Творчество — это кусочек тебя, какой-то твой личный мир. И художники очень ранимые, все творческие люди в этом плане очень ранимые. Показывать людям то, что ты делаешь - сложно. А как по-другому?

Анна: Самый первый наш выпуск был как раз с психологом, который работает с творческими людьми. И она говорила, что с этим справиться помогает два момента: первый — осознать, что это просто страх, признать, что он существует. А второе — спросить себя, а что самого страшного произойдет, если у тебя не получится и сейчас ты получишь какую-то порцию критики в ответ. И когда ты начинаешь представлять себе самое страшное, то в общем-то становится понятно, что проект от этого хуже не станет. Что даже если сейчас ты проживешь не самые приятные минуты своей жизни, они не испортят ее навсегда. И как-то сразу становится легче. Вот как ты с этим справлялась?
Мария: Не знаю, я до сих пор как-то пытаюсь с этим справиться. Просто зажмуриваюсь и делаю. Нет, какого-то универсального рецепта. Нужно просто делать этот первый шаг.

Анна: Вы делаете свой сайт и выкладываете туда картины?
Мария: Как сказал Корехав на одной из своих гениальных лекций: для того, чтобы художнику быть коммерчески независимым и обеспечить себя продажами на много лет вперед, ему нужно три вещи. Это сильная серия работ. Именно серия работ. Не разрозненные какие-то работы разных лет, а цельный образ его творчества. Это платформа для продаж, то есть сайт или какой-то сайт посредника. Какое-то место, куда ты можешь отправить клиента и сказать: «мои работы тут». И аудитория людей, которым нравится то, что ты делаешь, и у которой есть на это деньги.

Анна: Правильно ли я понимаю, что эту аудиторию в идеальном мире создаешь благодаря выставкам и социальным сетям?
Мария: Да.

Анна: Уточнение к первому пункту. По поводу серии работы и творчества. Значит ли это, что когда ты создаешь работы, ты не пишешь то, что тебе хочется, а думаешь о продаже этой работы.
Мария: Нет, ни в коем случае. Есть замечательный художник, наш современник, Андрей Ремнев. Очень успешный художник. И он сказал такую вещь, что однажды решил, что о будет делать то, что продается и за что ему не будет стыдно. Очень по-моему хорошая формулировка. Потому что делать то, что не продается можно. Но нужно понимать, что это – хобби. Невозможно делать таким образом свою карьеру, быть профессионалом. Нужно найти какой-то баланс между этими процессами. Но в нашем случае всё очень просто: мы делает то же, что мы и делали, просто пытаемся это структурировать. Это не разрозненные пейзажи с разными сюжетами, а именно серии работ, про которые мы можем рассказать, которые мы можем объяснить зрителю, можем впустить зрителя в смысл этих работ. Соответственно, мы понимаем теперь, кому нравятся такие картины. В каком месте нам имеет смысл выставляться, в каком – не имеет. Где имеет смысл заказывать рекламу, а где – нет.
Для каждого художника это важно — понять, кому нравятся твои вещи, чтобы понять, куда ему эти вещи приткнуть.

Анна: Как можно понять, кому они нравятся? Это некое исследование среди своих покупателей?
Мария: В идеале, да. Тут на самом деле начинается классический маркетинг, которого многие бояться. Самый простой вариант проработать по всем классическим маркетинговым инструментам свою целевую аудиторию, понять, что они любят, что делают, куда ходят. Прописать эти портреты. Это сложно, нудно, непонятно. Но это хорошо работает и экономит огромное количество энергии и сил, и денег. На дальнейшем этапе продвижения. Ты уже понимаешь, куда ты можешь вкладываться, а куда бессмысленно. Даже в отношении галерей: ты понимаешь. куда ты можешь подавать заявку на участие в выставке, а куда – нет. Просто нужно понять свое место в художественном мире. Потому что мир художников, он очень разнообразен сейчас. Сейчас девушка, которая прошла пару онлайн-курсов, заводит себе аккаунт в инстаграме, начинает делать картиночки с цветочками и пейзажами. Она– художник, у нее десятки тысяч подписчиков. Другая крайность – это человек, который делает инсталляции из гор мусора, пишет к ним сложные интеллектуальные тексты на тему того, что это все значит — и это тоже художник. Очень разнообразный мир. И соответственно нужно понять свое место в нем, как ты в этом мире можешь развиваться.

Анна: Несколько шагов тобой пройдено, я так понимаю. Скажи, какие ошибки, на твой взгляд, ты совершила, и чего бы ты посоветовала не делать тем, кто на этот путь только встанет?
Мария: Я думаю, те, кто только встал на этот путь, у них примерно такие же ошибки, как у меня. Потому что мы все находимся в одном культурном поле нашего художественного образования. И самое важное, что нужно понять, что работа художника сегодня – это не только написание картин. Это ещё и анализ этих картин, написание к ним текстов, умение рассказать о них, умение их качественно отфотографировать. Потому что на первом этапе самому все приходится сделать. Это умение потом это все выложить на зарубежные сайты. Между прочим, на английском языке. Очень много навыков нужно прокачивать помимо художественных. Если взять сейчас все время, которое я трачу на свое творчество, написание картин — это в лучшем случае 50%. Без этого не получится, в современной реальности.

Анна: А как относятся к маркетингу твои бывшие однокурсники?
Мария: По-разному. От категорически отрицательно до сочувствующего и тех, кто уже начинает осознавать такие же вещи и приходить к тем же выводам. Но по большей части люди не понимают. У них всё равно есть убеждение, что маркетинг — это продажа. Что это измена себе, измена своему творчеству. Что тебе придется делать что-то такое для толпы, массовое, неинтересное тебе. И все приходят в итоге к тому, что их творчество остается вне их заработка. Делают очень классные вещи. И унывают по поводу того, что они не продаются.

Анна: Просто никто не знает о нем?
Мария: Чаще всего проблема действительно в том, что про них никто не знает. Даже если они выкладывают работы у себя на фейсбуке и в инстаграме, это все равно не то, охват не тот. Их целевая аудитория не видит эти работы. И как итог: рынок искусства и интернет, и реальный рынок захвачен девочками-самоучками, которые продают совершенно посредственные вещи, но умеют себя преподнести.

Анна: Скажи, как ты думаешь, пословица, что художник должен быть голодным – мешает в том числе? Я занимаюсь великим искусством, поэтому оно не продается. Значит я тем более великий творец.
Мария: Да, есть такая тема. Она безусловно мешает. Это все мифы, глубочайшие мифы. Этот Ван гог распиаренный. Потому что, кто в курсе, Ван Гог не голодал. Это все утка арт-дилеров, которые потом скупили по дешевке его картины и пытались их продать. Выражение "художник должен голодать" появилось когда имелось в виду, что он должен быть голодным до творчества, до своего дела, а не до еды. Когда ты голоден и тебе нечем накормить своих детей, ты не можешь заниматься творчеством.

Анна: Скажи, как ты считаешь, на данном этапе твоего развития, как творца, возможна ли стабильность художника с точки зрения заработка?
Мария: Стабильность вообще, существует в мире? Мне все говорят: Маш, как вы живете, художественное дело — это же такая нестабильная вещь. А что интересно стабильное. В офисе работать стабильно? Сегодня офис работает, а завтра его закрыли. А послезавтра, специальность, по которой ты работал 20 лет, вымерла. И твоей специальности просто нет. Сейчас такой быстро меняющийся мир, под который нужно уметь подстраиваться. И у художника для этого надо сказать гораздо больше инструментов, чем у любого другого специалиста. Потому что художник может применять себя очень разных сферах. От традиционной живописи до компьютерной графики. Поэтому я считаю, что художник — это одна из самых стабильных профессий в 21 веке.

Анна: Скажи, была ли у тебя такая проблема, как оценка своего творчества? У многих творцов разных профессий, я знаю, что это очень сложный момент, как оценить то, что ты делаешь.
Мария: Мне до сих пор это очень сложно и каждый раз заканчивая картину, кажется, что все плохо. Но тут в чем проблема: зацикленность на том, что ты сравниваешь себя всё время с кем-то. Сравниваешь себя с какими-то образцами идеала в своем сознании. А надо сравнивать себя с самим собой, с тем, что было вчера, с тем, что ты можешь сделать сегодня. Вот если на сегодняшний момент сделал всё, что ты мог, это хорошо. Вот я для себя пришла к такому. А ждать, когда твои работы достигнут второго уровня мастерства, который ты фантазируешь себе в голове, то можно и не дождаться.

Анна: Ещё такой вопрос, который, я знаю, многих мучает, меня в том числе. Как ты на это смотришь: каждый ли человек может обучиться каким-то бизнес-навыкам, в том числе рекламным и маркетинговым. Или всё-таки это разные способности. Заниматься творчеством и продавать его, например.
Мария: Это всё от желания зависит. Если человек хочет, он может научиться чему угодно, давайте, будем честными к себе. Другое дело, что человек может не хотеть заниматься маркетингом. По разным психологическим причинам. Но все это абсолютно реально. И я считаю, что художникам нужно как можно больше общаться не с художниками, а с предпринимателями. Потому что это, во-первых, их целевая аудитория, им нужно понимать, как эти люди думают. А во-вторых, у этих людей, как у личностей, мы можем научиться очень многому. Трудно у художников с предпринимательскими навыками, а они сейчас очень нужны.

Анна: Интересная мысль, я не думала об этом. Стоит задуматься ,мне кажется. Скажи, какой у тебя план на продвижение вас с Даней как художников или тебя лично. Есть какой-то?
Мария: Да, у нас есть план. Двигаемся по нему пока что медленно. Но сейчас мы структурировали то, что у нас было. Те картины, которые у нас были, мы доводим их до логического завершения в виде серий, дописываем. Потому что у нас они были не в виде серий, а в виде групп картин, которые как-то сочетались друг с другом. И мы превращаем их уже в развернутые серии. Пишем к ним тексты, пишем тексты о себе, учимся рассказывать о себе, учим английский язык. Я учусь и фотографирую свои работы. Причем фотографировать нужно не просто: вышел на улицу, сфоткал на айфон при дневном свете и пошел домой. Фотографировать работу нужно так, чтобы человек, посмотрев эти фотографии, захотел её купить. Увидел не просто произведение искусства, но и вещь. Это очень важно. Потому что если вы ориентируетесь на онлайн-продажи, продажи через интернет, в этих фотографиях человек должен представить себе эту вещь целиком. Для этого это должна быть фотография в интерьере, какие-то детали, задник. Потом нужно научиться делать фотографии с качественной цветопередачей, чтобы потом у тебя остался файл с этой картиной и можно было делать репродукции. Репродукции сильно расширяют ассортимент того, что ты можешь предложить клиентам. Многим не по карману покупать оригинальное искусство – это нормально. И многих людей устроила бы репродукция, если бы мы могли её предложить. Но репродукция — это тоже сложная ниша, сложно найти людей, печатающих её хорошо. Привозить на сканирование картины затратно. Поэтому мы сейчас учимся делать фотографии такого уровня, чтобы можно было печатать. В домашних условиях — это отдельный навык.

Анна: Скажи, ты подняла тему по поводу того, что искусство не всем по карману. С точки зрения покупателя я могу себе представить, потому что я на его месте бываю. А вот с точки зрения художника, который хочет продавать, расскажи, нет ли искушения сделать цену ниже – вдруг не купят. А если ты сделаешь очень низкой, то она не окупит твоих временных затрат. И опять же если ты хочешь сделать это своим образом жизни, то это уже очень весомая становится вещь.
Мария: Постоянно с этим сталкиваемся, и цены колеблются. Сейчас мы сделаем сайт, и я думаю уже определимся с прайсом. Но до сих пор когда мы общаемся с клиентом, у нас все равно цены немного колеблются из-за этих страхов. Но я придумала для себя систему: есть работы, с которыми по тем или иным причинам я готова расстаться дешевле. Они не являются ключевыми для творчества. Например, если это серия работ, которую я сделала год назад и планирую сделать с ними выставку, планирую делать с них репродукции и ещё как-то с ними работать, я их поставлю за такие деньги, что если эта работа продасться, мне не будет жалко и у меня будут силы и ресурсы эту серию возобновить. Есть работы, которые для меня уже не так важны. Эти работы я выставляю дешевле. Чтобы и мне было проще, и у людей была доступность что-то приобрести для себя, если им недоступны более большие и актуальные работы. Художники всегда на новые и актуальные для их творчества работы даже завышают цены чуть–чуть.

Анна: Скажи, есть ли такое понятие как кризис в покупке живописи или это отдельно существующий мир?
Мария: Все последние кризисы позакрывали кучу галерей. Потому что это предметы роскоши, как ни крути. Никто не будет покупать картину, если у него проблемы с вещами более насущными. И рынок искусства чутко реагирует на все кризисы, которые происходят в мире. К этому тоже нужно быть готовым. Опять таки, если вы продаете картины онлайн, если вы продаете по всему миру, это приносит в вашу жизнь гораздо больше стабильности. Если случился какой-то кризис в Америке, у вас всегда есть клиенты из Австралии.

Анна: Скажи, ты сейчас рассказываешь про свою мечту, похвастайся. Или уже есть покупатели из-за границы?
Мария: Покупатели из-за границы были, но это были друзья. Мы ещё не запускали рекламные компании, которые могут принести таких клиентов, поскольку сайт не готов.

Анна: Спасибо тебе большое. Мне кажется, это очень полезные и важные мысли, ибо про них правда не принято говорить, к сожалению.
Мария: Я предчувствую, что начинают думать мои друзья после этого интервью, что они начинают обсуждать. Но кто-то же должен об этом говорить, поднимать это в воздух. Я совершенно не претендую на какую-то супер экспертность. Но своим опытом и наблюдениями, которые уже есть, хочу поделиться, чтобы люди имели другую точку зрения на эту ситуацию.

Напоминаем, что наш проект про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет помогающий практик Дарья Ефимова. И мы поговорим о том, как справиться со страхами в кризис и продолжать творить.
Made on
Tilda