#1 Ирина Мухина - страхи первой волны в творчестве

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Ирина Мухина
Психолог и мировоззренческий коуч
Страхи перед стартом
темы подкаста
  • 1
    Страх потери совершенства - идеальную идею невозможно воплотить также идеально, всегда что-то идет не так.
    Решение - понижать значимость воплощения идеи, пусть все будет на условиях: как есть. И повышать уверенность в себе, составить список своих маленьких побед и значимых поступков, они наполнят этой энергией победителя.
  • 2
    Страх беззащитности - страх открыться слишком сильно в своем творчестве, быть откровенным.
    Решение - подготовиться заранее, как вы будете реагировать, если будут задавать какие-то определенные вопросы, жалеть или ругать, или хвалить.
  • 3
    Страх критики - внешней оценки и что скажут люди.
    Решение - понять, что критика будет всегда. Разрешить людям иметь свое мнение, какое они хотят. И только вам решать заниматься несмотря на нее творчеством или нет. Если она сильно ранит, готовиться к ней заранее и не обращать внимание на конкурентов, не надо изучать их, чтобы не гаснуть самому.
  • 4
    Страх перемен - творческие люди все равно пойдут за этими переменами и новым творчеством, иначе не смогут творить.
    Решение - создавать зону комфорта самостоятельно. Это личное дело каждого - делать так, чтобы было комфортно.
  • 5
    Страх удачи и неудачи - существуют всегда вместе: страшно и что все получится, и хочется, чтобы никто не узнал о том, что вы делаете.
    Решение - расписать подробно, чего вы боитесь на самом деле. По пунктам.
  • 6
    Страх самозванца - придуманный маркетологами и психологами страх. Изначально его нет, но работает то, во что мы верим.
    Решение - самозванец - это привилегия, а не страх: звать себя туда, куда хочется.
Советы от психолога:
  1. То, что нам дается легче всего и есть наш талант, поэтому должно стоить дороже всего.
  2. Творческий человек всегда сомневается в своем творчестве, и чем больше он сомневается, тем больше он талантлив. Не сомневаются только графоманы и роботы!
  3. Любой страх или идея работает ровно настолько, насколько вы в нее верите.
  4. Сейчас лучший момент чтобы начинать все, что угодно. Дерзайте!
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна. Всем привет. Сегодня у нас первый выпуск проекта Artcoin - нового бонлайн проекта для творческих людей про деньги. Каждый новый выпуск - это интервью с каким-нибудь героем. Сегодня - это Ирина Мухина, психолог и мировоззренческий коуч, который специализируется на работе с творческими людьми. Ирина привет.

Ирина. Всем здравствуйте.

Анна. Сегодня мы будем говорить про страхи, которые начинаются с сразу, как только мы придумываем какую-то идею. Ирина, расскажи про их виды пожалуйста.

Ирина. Страхи можно поделить на кучки. В первую очередь, это несущественные страхи, которые как комарики нас кусают, но по большому счету ни на что не влияют. Мы можем, вообще, не осознавать какой страх у нас есть внутри. Мы просто тормозим, ничего не делаем, блокируем какие-то свои попытки. Существуют еще страхи - настоящие, которые стоит проработать со специалистом. И существуют страхи, я их называю, наведенные, которых по большому счёту у вас и нет. Но вы прочитали где-то, услышали, и вот вы уже как герой «Трое в лодки, не считая собаки» Джерома: «Когда я прочитал медицинский словарь, то нашёл у себя все болезни, все страхи, кроме родильной горячки». Так и мы, когда читаем про какие-то страхи, мы естественно присоединяемся и уже считаем, что у нас тоже это все есть.

Анна. Это история про меня. Потому что, когда проект практически был готов к запуску, я сейчас говорю про этот проект Artcoin, я начала в какой-то момент его тормозить и не доделывать, не выпускать в жизнь. И сначала я даже не понимала почему. С Катей, спасибо ей за то, что она такая стойкая и за то, что она - большой специалист в таких вещах, мы долго разбирались что и как. Как выяснилось, у меня было много неосознаваемых страхов и один из них был достаточно сложный для меня. Я понимала, что идея, которая есть у меня в голове, мне очень нравится и как мне кажется идеальна. Но у меня не получается также воплотить ее в жизнь, она получается неполной. И что-то идет не так и это меня очень останавливало. Как этот страх можно назвать?

Ирина. Это конечно страх потери совершенства. То есть по большому счету у нас есть воображение, к нам приходит какая-то классная идея, как к Ане, и естественно у нас в воображении это все разложено идеально, по полочкам. Но есть внутреннее понимание, что нам может быть каких-то навыков недостает, что-то где-то мы споткнемся и ошибёмся, и конечно же потеряем вот это совершенство нашей идеи, мы испортим свою идею тем что начнем ее исполнять, многих это останавливает. И очень здорово, что Аня преодолела этот страх потери совершенства и начала делать на условиях как есть. Это самый лучший способ.

Анна. Скажи пожалуйста, а есть всё-таки какие-то методики его преодоления?

Ирина. Да, конечно. То есть здесь важно для себя понять или ты творишь, или ты боишься. Если я все-таки хочу творить, то тогда стоит понизить значимость создания этого продукта. Даже значимость не самого продукта, а то как я его буду создавать. И как только эта значимость понизится, станет конечно легче это лепить, создавать. И с другой стороны, мы как автор, как личность, можем сами поработать над своей значимостью и ценностью. Как правило, мы все здорово умеем, но думаем, что не умеем.

Анна. А если я хочу творить и бояться, что делать?

Ирина. Надо творить и бояться. Мы говорили, что большинство страхов как комарики. Когда, например, ты идешь в магазин или в банк и говоришь: «О, я боюсь, там очередь», «О, я приду, а там будет перерыв». Вот эти все страхи - они совершенно не существенны. Вы приходите в банк, видите очередь и уходите или стоите в этой очереди. Так и с вашим проектом, книгой, картиной, пьесой, чем угодно. Вы точно также можете прийти, начать, и бояться. Не бойся, просто двигайся.

Анна. И еще есть один такой нюанс, когда мы готовились с Ирой к эфиру и обсуждали эти страхи. Я осознала, что собрала их все буквально. То есть с этим проектом Арткоин, я - яркий представитель героя нашего эфира, потому что у меня оказался полный набор.

И следующий сложный шаг по преодолению для меня был - страх откровенности, я не знаю, как его по-другому назвать. Когда ты понимаешь, тут еще и тема такая очень табуированная про деньги, что, когда ты будешь ее обсуждать с героями, будут открываться не только они, но и ты. И это останавливает.

Ирина. Это можно назвать страхом беззащитности. То есть конечно, когда мы создаем свой проект, мы вынуждены открываться, иначе в этом нет никакого смысла, если мы будем писать вещи, которые все итак знают. Ценится именно свой собственный опыт. То как мы предстанем перед читателями может очень сильно нас волновать. И конечно каждому творцу стоит выбирать ту степень откровенности, с которой он делает свой проект, но боятся того что кто-то что-то про тебя узнает совершенно необязательно. Все равно узнают, все равно мы всегда ошибаемся относительно мнения других людей о нас. И конечно здесь еще есть некий перенос, когда человек о чем-то говорит, о каких-то проблемах, которые он уже преодолел, но люди не всегда это понимают. Они почему-то считают, что у человека есть прямо сейчас эти проблемы. Начинают утешать его, какие-то советы давать ненужные, спрашивать: «Ой, а что у тебя случилось?». И переносят этот образ твой, даже сейчас на экране, на тебя. Считают, что это одно и тоже. Но это вовсе не обязательно. И Аня какая она в жизни, и Аня какая в этом проекте как эксперт — это конечно большая разница.

Анна. Я вот с этим переносом столкнулась, когда выпустила книгу, я как раз боялась ее публиковать, потому что она была достаточно откровенной. Если бы не мой соавтор, можно сказать, автор иллюстраций Полина Нечитайло, то я бы вряд ли бы это сделала. Но когда книга вышла, она была про первые шаги в творчестве, про мой прошлый опыт, спасибо на самом деле, что так искренне ее восприняли и так близко к сердцу, мне очень многие люди начали давать всякие рекомендации, как это все надо преодолеть, что надо делать, жалеть меня. Скажи, как преодолеть этот страх откровенности, беззащитности, чтобы он все-таки не останавливал? Как действовать?

Ирина. Здесь можно предусмотреть вот эту свою уязвимость и подготовиться. Буквально подготовиться, что я буду говорить, если люди, начнут меня жалеть или наоборот начнут мною восхищаться. Эта готовность защитить себя - поможет. Или просто сказать, что так устроена система, так будет всегда. И даже какие-то там даже очень известные люди, например, Демьяненко всю жизнь страдал от образа Шурика, когда люди совершенно не хотели видеть ни его другие роли, не то какой он в жизни, какой он человек, а видели в нем только Шурика и ничего другого видеть не хотели и не могли. И наша задача просто подстелить соломки для нашей уязвимости, это поможет.

Анна. А что ты имеешь в виду, когда говоришь подстелить соломки?

Ирина. Это как раз подготовить свою реакцию на то что люди будут тебе говорить, это ведь можно предусмотреть. Ранит больше всего конечно, когда ты ждешь от людей, например, поддержки, а получаешь критику. Но и к этому можно подготовиться, сказать: «Да так есть. Люди разные, по-разному реагируют». Но ещё раз, что важнее для меня, то что я в творчестве, то что я себя проявляю или я опять же иду на поводу у кого-то. Мы как раз подходим к внешнему мнению.

Анна. И страху критики.

Ирина. То есть, критика - это то что нас всех смущает. Мы немножко тут говорили про страх ошибки, то есть это собственно очень срощенный страх с критикой. Нас не страшат сами по себе ошибки, нас страшит то, что нас за них заругают. И конечно если бы никто не обращал внимание на наши ошибки на то, что мы пролили соус на скатерть, нам было бы по большому счету легче их совершать. Но критика она будет всё равно всегда, кто-то всегда захочет за нас счет самоутвердиться, кто-то всегда захочет нас отодвинуть, принизить наши какие-то заслуги и иногда мы готовы к этому, иногда нет. Но это не та вещь, из-за которой надо отказываться от творчества.

Анна. Но опять же люди разные, кто-то идет на преодоление, а кто-то ломается. Я вот, например, если не получилось несколько раз, передумываю делать. Думаю, вокруг же столько всего интересного, может быть я что-то другое поделаю?!

Ирина. С одной стороны я готова тебе поверить, а с другой - то что мы здесь, говорит о том, что ты не бросаешь. Если для тебя тема важна, и ты хочешь этот проект запустить, ты это преодолеваешь. Конечно люди разные, кому-то хочется преодолевать, кому-то не хочется преодолевать. И смотрите, то есть, вы себя всё равно лучше знаете, если вы понимаете, что у вас азарт, я сейчас всех раскидаю, всех преодолею, да, смотрите активно, что делают другие люди, учитесь у них и продвигайте свои проекты.

Но если вы человек другой, если вы увидели, что кто-то, конкурент или нет, просто кто-то сделал тоже самое, может быть вперед Вас, какую-то идею реализовал и у Вас сразу же ушки опускаются, все гаснет, вам уже ничего не надо, ничего не хочется. Если вы такой человек, просто не смотрите, что делают другие люди, не смотрите, что делают конкуренты - это ваш выбор и ваша ответственность. Насколько вы себя знаете и тогда эти советы: «Посмотри, что делают конкуренты, поучись у них» - это вообще не про вас.

Анна. Катя, слышишь? Я не буду изучать конкурентов, мне Ира разрешила. Часто всем советуют выйти из зоны комфорта. Мне кажется, что творческие люди и так всю жизнь живут, вне зоны комфорта. Потому что у них не бывает рутины, каждый новый проект, каждый новый шаг — это всегда выход из зоны комфорта. То есть он постоянен, иногда думаешь, вот вернулся бы в нее, когда дают такие советы. Узнать бы еще, где она эта зона комфорта, и как бы в ней пожить немножко. В связи с этим, я так понимаю, что эти советы про страх перемен и страх выхода из зоны комфорта - это не про творческих людей. Как он у творческих людей трансформируется?

Ирина. Здесь, во-первых, в любых условиях если вам нужна зона комфорта, то просто создавайте ее вот прямо здесь и сейчас.

Анна. Как?

Ирина. Как мы создали? Мы пришли в абсолютно новое место, мы не знали, как здесь. Но тем не менее поговорили, пообщались, включили. То есть, создавать зону комфорта - это личное дело каждого. И это, как говориться, ваш выбор, сидеть на каких-то камешках-колючках или расслабится и получать удовольствие от того, что есть. И конечно, если творческий человек боится страха перемен, то он застынет творчестве, в какой-то одной позе, в каком-то одном достижении, и естественно популярность потеряет и так далее. То есть всё равно вот это вот внутреннее развитие, тяга которая есть в творческих людях, она вас вытащит, она вам обеспечит и перемены, и энергию для преодоления любых страхов и перемен.

Анна. Еще ты говорила, что творческие люди обычно страдают сразу двумя страхами, и успеха, и не успеха. Вот об этом расскажи, пожалуйста.

Ирина. Если вы пишете книгу, рисуете картину или может быть даже просто делаете какой-то свой семинар, мастер-класс, например, вы делаете по какой-то теме, в которой вы эксперт. И у вас разом присутствует страх что, люди прочитают, придут на мой семинар и не прочитают, и не придут. И вот эта двойственность, она есть всегда, и нам с одной стороны конечно хочется, чтобы нас прочитали и дали какой-то отклик, но, с другой стороны мы думаем лучше бы никто не видел, не читал. Это есть, это просто также надо знать, что это есть, и специально готовиться к этому не надо. Этот страх - тоже из таких страхов как комарики. Вы идете в поход, знаете, что там будут комарики, ну и будут, вас же это не останавливает от того, чтобы прийти в красивое место. И здесь должно быть точно также, если вы хотите что-то делать просто делайте и не думайте, как это будет, придут или не придут.

Анна. А есть какие-то практики, упражнения, которые мы можем поделать, чтобы снять с себя этот страх, если он сильно мешает?

Ирина. Прежде всего мы признаем страх как таковой: «Да, я боюсь». И я часто люблю повторять, если вам нужно прийти домой, а дорога идет через темный лес, какая разница, что вы боитесь? Вы можете шарахаться от каждого куста, но всё равно идете домой. Боюсь, но иду. И здесь по большому счету тоже самое, можно для себя прописать, а чего собственно вы боитесь. То есть у вас еще не было ситуации, что люди пришли или не пришли, прочитали или не прочитали. Вы первый раз это делаете. Тогда вам нужно понять, чего на самом деле вы боитесь. И скорее всего вы придете опять же к тому же страху критики, внешней оценки. И надо понизить ее значимость, просто разрешить другим людям иметь это мнение. Оно никак вас не касается, и вы можете очень подробно прописать, чего вы на самом деле боитесь и во что это может вылиться, и просто себе сказать: «Да, это может быть, и что? Это не отнимает моего желания».

Анна. Сейчас модно говорить о страхе самозванца. Давай про него тоже поговорим. Расскажи, что ты про него думаешь?

Ирина. У тебя он был?

Анна. Мне кажется, что да.

Ирина. Я считаю, что страх самозванца, это то что мы вначале говорили про наведенные страхи, это вот самый что ни на есть наведенный страх. Это есть в психологии, так называемые маркетинговые ходы, когда психологи вам объясняют про какие-то вещи, и вы к этому присоединяетесь. Вам кажется, что это для вас важно, что это на вас как-то влияет и действует. Что я не чувствую достаточно достоинства и значимости, чтобы делать этот проект. На самом деле никакого страха самозванца конечно же не существует. Никакие мы с одной стороны не самозванцы. Если мы захотели что-то сделать и к нам пришла энергия, мы имеем полные права ч творить. Это раз. И второе - мы можем быть сами для себя какими угодно самозванцами. Что это означает, я куда-то захотела, и сама себя туда позвала, и сама себя туда привела, и это очень здорово быть для себя самозванцем. Это означает, что я делаю, что хочу, зову себя, куда хочу, и получаю соответственно все плюшки и все какие-то негативные моменты. Это не важно. Быть таким самозванцем, на мой взгляд, - это здорово.

Анна. Да, я никогда не думала об этом так. Пожалуй, это тогда даже не страх, а привилегия.

Ирина. Ну да. У тебя есть право сделать сейчас твой проект, ты его делаешь. Самозванка. Молодец.

Анна. А скажи, пожалуйста, ты говорила, что один из способов убрать эти наведенные страхи, в том числе страх самозванца - это поднимать свою значимость. Как это можно сделать, если нет возможности обратиться к психологу?

Ирина. Во-первых, в жизни любого человека есть моменты, когда он чувствовал себя очень хорошо. И здесь мы можем собрать все наши маленькие победы и прочувствовать радость этих побед. Где-то нас похвалили, может быть поставили 5, а где-то мы организовали субботник, где-то мы захотели куда-то там полететь, поехать, взяли и поехали. И если даже какая-то дружба нам приносила плохое настроение и какое-то негативное состояние, и мы прекратили отношения с этим человеком — это тоже наша победа. И когда мы начинаем для себя просто перечислять какие-то очень удачливые наши моменты, значимые моменты в нашей жизни мы конечно же наполняемся энергией этих побед. И это повышает нашу значимость.

Анна. Такой список, где я-молодец.

Ирина. И по большому счету в жизни не бывает вообще бесполезного чего-то. То есть, даже то что мы записываем сейчас в минус, оно может обратиться в плюс. И через какое-то время мы скажем: «Спасибо что это было со мной».

Анна. Надо попробовать такой список сделать. Когда мы с тобой готовились, ты еще говорила про такую вещь, как выученную беспомощность, которая тоже очень распространена у творцов. Расскажи про нее.

Ирина. Есть такой момент, отчасти это тоже психологически наведенная вещь. Но многие опять же к ней присоединились. Это для людей, которые как раз не чувствуют азарта преодолевать снова и снова. И их один раз покритиковали за их рассказ какой-то, второй раз покритиковали, а на третий раз они говорят: «Я не буду это делать, не буду это писать, не буду творить». И конечно в данной ситуации мы обкрадываем только себя и обедняем свою жизнь. С этим справиться можно. То есть можно как-то распланировать очень мелко, коротенькими, маленькими периодами и позволить себе контролировать эти периоды. Мы может быть не в состоянии сразу же управлять всей задачей, но мы можем делать что-то маленькое и видеть, что у нас получается. Но на самом деле для любого важного дела, творческого дела нас достаточно. И вот в процессе таких маленьких шагов мы просто привыкаем к этому, видим, и это становиться не существенным для нас. Но мне кажется это к тебе вообще не относится.

Анна. Не знаю. Возможно. Но даже если это ко мне не относиться, то очень много других страхов я у себя нахожу. И в связи с этим у меня такой вопрос. Если я у себя нахожу столько страхов и вещей, которые меня останавливают, то это нормально? Я точно творческий человек в этом случае?

Ирина. Точно творческий! Вот смотрите, можно провести границу, разницу между творчеством, писательством и графоманством. Графоман, он пишет и млеет просто от того, что он пишет, он счастлив. Буковки сопоставлять ему кажется, что это совершенство, и все остальные просто дураки, что не понимают, как здорово он это делает. У него не возникает никогда тени сомнения, что это классно то, что он придумал, сделал, написал, нарисовал и т.д. В то время как творец, он всегда сомневается и даже если книга издана, даже если этот фильм снят. У творческого человека всегда возникают идеи как это можно улучшить, переделать. Он всегда сомневается, что он выложился на 100%. Джек Лондон прямо пишет: «Я начинаю писать книгу, у меня великолепный замысел, я обожаю эту книгу. Я пишу 10 страниц и понимаю, что это совсем не то, что есть у меня в голове. И я начинаю эту книгу просто ненавидеть и ненавидеть, как я это делаю, пишу, но я себя успокаиваю тем, что я может быть не создам идеальное, но я создам что-то, а в следующий раз у меня получится лучше».

Анна. То есть это касается всех творческих людей, которые всегда сомневаются?

Ирина. Да. Если это застывшая форма, то мы не можем говорить о творчестве. Если человек не думает, не сомневается, не боится и т.д., то что тут говорить о творчестве. Это просто какой-то робот железобетонный, который прокладывает себе дорогу в скале.

Анна. Хочу тебе задать еще вопрос, который буду задавать всем нашим героям. Как ты считаешь, почему творческие люди противопоставляют творчеству деньги часто? И что с этим делать, на твой взгляд, какой бы ты дала совет?

Ирина. Понятно, что творческим людям очень многим хочется, чтобы их прямо взяли на ручки, заметили их талант, понесли в светлое будущее, кидали к ногам деньги и т.д. И конечно так бывает далеко не всегда. И чтобы тебе деньги кидали к ногам, нужно очень сильно постараться. Нужно самому создавать условия для того, чтобы это могло как-то осуществится, чтобы люди тебя спрашивали, как можно тебя поблагодарить, аплодисменты, цветы и деньги. Основная масса творцов конечно должна задуматься о том, что стоит признать, что деньги мне нужны. Это бывает нелегко признать, что деньги мне нужны. И как только ты признаешься себе в том, что я хочу своим творчеством получать деньги, у тебя развязаны руки и ты думаешь какими способами это можно сделать.

Анна. Мы с тобой еще разговаривали, я помню, о том, что это еще связано с обесцениванием часто. То есть нам кажется, что это нам легко дается, то это ничего не стоит.

Ирина. Вот это глубочайшее заблуждение. Я хочу сейчас чтобы все наши слушатели услышали и поняли эту очень важную мысль. Частенько творческим людям кажется, что если легко получается, то: «Ну это ерунда, я никакой не талант. Ну что это такое?». На самом деле то что получается у нас легче всего, должно стоит дороже всего. Это золотое правило. И если вы эту мысль оцените, рассмотрите внимательно, сделаете своей, впитаете ее, то конечно вам и творить будет легче, и зарабатывать на своем творчестве деньги тоже будет легче.

Анна. Это внезапно, потому что действительно, то что у тебя получается легко, кажется, что это не очень ценно. Потому что то, что дается тяжело с трудом, то из-за чего ты там чуть не умер, кажется, что это наверно должно стоит дорого.

Ирина. Вот не так! Как раз Бог дал нам вот этот талант, дал нам способность что-то делать легко. И получается, что по жизни мы это и делаем. Мы для этого созданы, зарабатывать на этом, получать большие деньги. Кто-то умеет управлять, кто-то умеет рисовать, режиссировать и т.д. То есть, получать хорошие деньги за свой талант — это нормально.

Анна. Золотые слова.

Ирина. А если что-то дается тяжело, то это по большому счету тяжело и продать. Потому что эта тяжесть она чувствуется. Мне, например, всегда не нравится, когда человек говорит: «Я получил это знание, затратив несколько миллионов рублей, сейчас вам продаю за 3 копейки». Это всегда звучит не очень красиво, это странно. Наша легкость в жизни, то что нас по большому счету не обременяет это тоже наш дар, дар Бога нам и это стоит дорого.

Анна. Тогда такой вопрос у меня возник. Скажи, пожалуйста, значит ли это что надо выбирать и делать то, что дается легче всего?

Ирина. Не всегда. Смотри, это такая ложная получается доктрина. Когда я принимаю то, что есть и никакой дерзости нет. Это вот, ты пришла в сад, видишь яблоню, на ней растут яблоки. Вот ты руку протянула, собрала эти яблоки и успокоилась. А там может быть повыше еще вкуснее яблоки. Ты можешь подставить лестницу и сорвать там, то есть какое-то преодоление совершить. Принятие не в том, что собрать только то, что под ногами, можно собирать и то, что висит повыше. И тем самым и напрягаться, и усилия какие-нибудь прикладывать, но в этом и развитие таланта. В этом суть проявления нашего человеческого. То есть тянутся за тем, что нам мило.

Анна. Еще один частый вопрос: мне мешает начинать заниматься проектами страх, что мою идею украдут, что кто-то более опытные ее сделает раньше и лучше. Что с этим делать?

Ирина. Знать, что могут украсть. То есть, по большому, счету много об этом говорят, голая идея как таковая, он полюбил ее, а она его не полюбила, вообще ничего не стоит. Пока вы ее не обернули в что-то готовое, например, сценарий, это, что называется ноль копеек. То, что уже имеет какой-то носитель, бумажный или электронный, вы можете защищать. Есть авторское право. Конечно у каждого творца может быть своя паранойя, он может быть не защищать там свои творения, может чрезмерно их защищать, но это правила игры. Если ваша идея на самом деле хороша, и она в полуготовности, то просто не спешите ее рассказывать. Особенно друзьям, которые занимаются тем же самым. Например, вы задумали сделать какой-то семинар. Очень подробно рассказываете своему коллеге коучу, как и что будет, а потом вы еще тут готовитесь, и видите, что коллега уже объявил это и собирает группу на вашу тему, на вашу программу. Я такое встречаю очень часто и вопрос здесь только ваше умение научиться различать кому доверять можно, а кому доверять нельзя. С кем можно ваши идеи, еще сырые, обсуждать, а с кем нельзя. Это ваша ответственность, кому вы доверяете свою интеллектуальную собственность.

Анна. Мне кажется, что совсем сырые идеи лучше вообще никому не рассказывать. Потому что пока ты ее рассказываешь, ты как-то по другому ее начинаешь воспринимать. Если она у тебя до конца не продумана, то возникает ощущение, как будто ты ее уже сделал что ли. Если ты еще для себя все про нее не придумал и не решил, то часто на этом ты и останавливаешься.

Ирина. Здесь можно заметить, что большие идеи, большие мечты они нам часто нужны как компенсация. Мы можем быть недовольны тем, что у нас происходит в жизни, и тогда к нам приходит какая-то гениальная идея. Мы начинаем ее в воображении развивать, она нам очень нравится, она нас вдохновляет. Но эта идея приходит к нам для такого вдохновения, для утешения. А в реальной жизни мы ничего делать и не собираемся. Эта идея как компенсация того, что у нас в жизни происходит, и нам не нравиться. И важно эти идеи уметь отличать.

Анна. Как?

Ирина. Это на самом деле мы про себя знаем. То есть эта идея мне нужна просто чтобы утешиться или я на самом деле хочу что-то сделать? Задать себе этот вопрос. И не стеснятся, говорить, что: «Да. У меня есть достаточно идей, достаточно проектов, которые мне нужны просто чтобы помечтать». Многие девушки просто мечтают о мужчинах каких-то, которые могут быть в их жизни. И не собираются ничего делать, чтобы завоевывать этих мужчин. Точно также идеи в творчестве. Они могут никогда не исполнится, но всю жизнь вас греть.

Анна. Это тоже неплохой вариант.

Ирина. Конечно.

Анна. Еще один вопрос: часто бывает, что идея сначала кажется классной, а через время уже и не очень.

Ирина. Здесь, есть два момента. Она может быть в каком-то состоянии пришла, в более трезвом состоянии кажется, что это ничего не стоит. Это может быть, так и есть. И тогда мы спокойно оставляем эту идею, говорим: «Не все золото, что блестит». И может быть по-другому: у вас выработанная такая привычка обесценивать то, что вы делаете, то что вы придумываете. Когда-то нас, это наведенное опять же вещи, этому научили и у нас настолько быстро включается внутренний критик, что мы его даже не успеваем за штаны схватить. И вот уже там все размазано, камня на камне не оставлено. Если вы замечаете, что раз за разом делаете это. То есть придумываете – обесцениваете, придумываете – обесцениваете, если вы ничего не производите дальше, а только занимаетесь критикой того, что вы придумали, то конечно вам стоит обратить на это внимание и с этой привычкой расстаться. Существуют методы, как можно одну привычку заменить на другую. Можете в литературе почитать. Но это тоже маленькие шажочки. То есть, если бы вы стали себя переучивать. Например, вы надеваете пиджак, сначала на правую руку, а потом на левую. Начните делать это наоборот. И каждый раз вы будете замечать, что это приходится осознавать, надевать пиджак с другой стороны, но потом вы привыкнете. С этой темой тоже самое. Если я обесцениваю, ловить это включать обратное, классно, моя идея достойна внимания. По крайней мене она достойна того, чтобы я ее записала и может быть дополнительно планчик составила.

Анна. Про записала, да. Иногда кажется, что это невозможно забыть, это же так очевидно и круто, а потом ты сидишь и не можешь вспомнить ничего. И думаешь, ну как же так. Так не бывает.

Ирина. Самые бледные чернила лучше самой хорошей памяти. Умный человек один сказал, я запомнила. Теперь стараюсь все-таки записывать.

Анна. Давай подведем итоги. Несколько самых ценных советов, дай пожалуйста.

Ирина. Запишите себе. Все страхи, все сомнения влияют на нас ровно настолько, насколько мы считаем, что они на нас влияют. Насколько мы верим, что они на нас влияют настолько это влияние и сохраняется.

Второе: Дороже всего стоит то, что дается вам легче всего. Вы можете сразу составить список того, что вам очень просто делать. Например, вы определяете характер человека по его жестам, вам это на раз. Масса может быть вот таких вещей, которые вы делаете очень легко. Это тот дар, который вам дал Бог, он стоит дорого.

Мое вам такое пожелание, очень люблю эту фразу, которая однажды мне пришла: «Всегда вовремя разбогатеть, влюбиться и прославиться!». Начинайте там, где стоите, и стартовать можно прямо сейчас и лучшего момента не надо ждать.

Анна. Спасибо тебе большое за эфир. За то, что ты нас так поддержала.

Ирина. Спасибо что пригласила.

Я напоминаю, что наш проект будет про творчество и деньги, и мы будем с каждым новым эфиром двигаться еще на один маленький шажочек вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет фотограф Марго Забродская. Мы с ней поговорим о том, как правильно ставить точки и уходить вовремя с предыдущей работы. Уходить из тех областей, на которых ты теряешь уже энергию, и это мешает тебе двигаться вперед.
Made on
Tilda