#25 Мария Чернова - Как соединить современное искусство и бизнес?

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Мария Чернова
Композитор, создательница мультимедийной арт-площадки Artnovi Space
Как соединить современное искусство и бизнес?
темы подкаста
  • 1
    Что такое современные мультимедийный проект?
    Неординарные проекты всегда с живой музыкой в исполнении оркестра, либо разных составов, либо солистов, которых мы приглашаем и визуализация.
  • 2
    Как можно использовать роботов и искусственный интеллект в искусстве?
    Роботы так ярко раскрылись и смотрелось так свежо, необычно и мы полюбили их, и всякий раз стараемся их интегрировать в проекты, — они как люди, такие же пластичные могут быть.
  • 3
    Современный театр - какой он?
    Разные жанры представлены разными технологиями, это роботы, которые управляют, как марионеткой балериной, стерео 3Д графика и хореограф, который поставил специально из Венской оперы солистов, и над ними был стерео 3Д-контент, который тоже был символичный. Также мы там использовали технологии дополненной реальности.
  • 4
    Стоит ли слушать свою интуицию?
    Творческий человек он очень интуитивный, и он точно выберет то направление или на основе своего ощущения, что ему нужно.
  • 5
    Можно ли построить творческий бизнес?
    Да, можно. Коммерческо-творческий проект, если он для нас станет коммерческим - это будет прекрасно, потому что для нас коммерция - это возможность вложить средства в какую-то новую идею, поэтому для нас это очень важно.
Советы Марии:
  1. Не всем нужен масштаб, можно быть абсолютно счастливым просто находясь в небольшой комнате своей и пребывая в этом творческом моменте.
  2. Оставаться честным по отношению к себе, либо не делать то, к чему страшно подступится или перестать заниматься творчеством, потому что это не приносит средства.
  3. Доверять своей интуиции.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Всем привет, меня зовут Анна Лобанова и с вами проект про деньги в творческих профессиях "Арткоин". Сегодня мы находимся в новом пространстве
Artnovi Space и говорим с его создательницей Марией Черновой. Для тех, кто не знает, расскажи, пожалуйста, немного о себе и чем ты вообще занимаешься?

Мария: Вот уже на протяжении лет семи мы делаем мультимедийные проекты и у нас уже своя студия, в которой постоянно работают дизайнеры компьютерной графики, художники, инженеры, и мы создаём различные проекты в области культуры и искусства. Я по профессии композитор, лет в 13 я увлеклась творчеством композитора Скрябина, он был родоначальником светомузыки, мыслил музыку в цвете, в свете, и было любопытно узнать, как эта синестезия работает, почему он так это ощущал. И действительно, когда играешь его произведения, ты видишь некое визуальное оформление, которое может быть, и я подробно погрузилась в наследие, почитала его мысли и поняла, что это настолько круто и прогрессивно, даже в наше время, и его идеи не до конца ещё реализованы, и стала изучать какие есть технологии визуализации музыки. На тот момент не было ещё ни фестивалей в Москве крупных, которые проходят каждый год, вообще этого мало очень было, только в Европе фестиваль. И так интересно было находить специалистов в разных областях, в частности, которые 3D пытались сделать и я к ним приезжала, рассказывала про Скрябина, предлагала попробовать визуализировать его музыку, всё объясняла, показывала его записи и очень многие зажигались и соглашались попробовать. И с этих экспериментов, собственно, и началось. Я пришла работать в музей Скрябина и уже на базе музея развернула творческую деятельность креативную, где мы и начали проводить первые проекты в Москве аудиовизуальные. Департамент Культуры стал нас поддерживать, они проходили и в Парке Горького - сцена, оркестр, визуализация, генеративная графика, специально мы привозили зарубежных художников, которые визуализировали Скрябина и с российскими также сотрудничали. И потихоньку, узнавая о новых технологиях, мы уже пытались в нашу студию всё это интегрировать. И поработав в музее Скрябина, я поняла, что мне интересно двигаться дальше, делать проекты так, как я мыслю, пусть они будут сложные и непонятные экспериментальные, здесь мы вольны делать всё что хотим и масштаб тот, который мы хотим. Начали разворачивать свою собственную деятельность уже пригласив тех специалистов, с которыми классно сотрудничать как раз в этой области.

Анна: Как появилась идея создать именно это пространство, потому что у вас уже существовала студия, оркестр в этот момент и какие-то проекты уже делались?

Мария: Мы еще года два назад для себя поняли, что делать проекты на разных площадках это круто и мы на всех главных площадках Москвы делали проекты, но нам хотелось создать то пространство, в котором тоже в соответствии с нашим видением можно делать проекты на постоянной основе и собственно работать на ту аудиторию, которой тоже интересно будет приходить и смотреть неординарные проекты всегда с живой музыкой в исполнении оркестра, либо разных составов, либо солистов, которых мы приглашаем и визуализация, поэтому мы искали такое пространство. И город нам помог в поиске, потому что мы показали, что проект интересен и вот мы здесь.

Анна: А в чём особенность и отличие этого места от других? Как создатель чтобы ты сказала?

Мария: Мы не консерватория с концертами классической музыки академической и не центр "Марс", где повсеместно проходят интерактивные выставки, мы стараемся соединять и музыку, и визуальные составляющие, и нам как раз интересно в этом направлении развивать пространство и мы всегда делаем, получается, эксклюзивные проекты. Это всегда продолжительная работа наших художников, подробные концепции, которые мы продумываем и работа оркестра, поэтому я не знаю, чтобы подобные пространства, где можно прийти послушать классическую музыку, увидеть ее визуальное отображение, пусть в нашем видении, в нашем формате, но тем не менее. И это привлекательно для родителей, потому что деткам сложно бывает посидеть на концертах классической музыки и выдержать их, а тут у них есть возможность переключать внимание с экрана анимации на музыкантов и тем самым они тоже уже слушают музыку и наверное, наполняются.

Анна: Как возникла идея добавить светомузыку и графику, и ещё и робота начать использовать?

Мария: Интересно, что всегда технологии приходят под какую-то идею, под какую-то концепцию и самый большой проект, где роботы занимали лидирующие позиции - это был Манеж, история Манежа, нашего центрального выставочного зала, ему исполнялось 200 лет, это был 2017 год. И мне хотелось, чтобы историю Манежа рассказывали не люди, не артисты, а некое неодушевленное существо, которое просто будет погружать в разные эпохи зрителя. Это такая эмерсивная история, то есть люди находятся в пространстве, где их погружают в то или иное время, и мы соответственно визуальными средствами проекции показывали творчество различных художников разных эпох, роботы писали даты, реагировали на события, которые происходили в Москве, в Манеже, война - они сжимались, боялись, если пожар, — они пытались найти возможность, как его потушить и всё прочее. То есть они так рефлексировали на события, и был также живой хор, который исполнял музыку разных жанров и небольшой состав инструментальный. И роботы так ярко раскрылись и смотрелось так свежо, необычно и мы полюбили их, и всякий раз стараемся их интегрировать в проекты, — они как люди, такие же пластичные могут быть.

Анна: Скажи, как тебе приходят идеи каких-либо проектов? Есть какой-то твой любимый путь рождения идей?

Мария: Нам повезло, что часто приходят проекты коммерческие, где нам предлагают придумать концепцию под какую-то идею или что мы должны донести до аудитории, какая мысль должна быть главной. И дальше уже погружаешься в материал и начинаешь это всё продумывать. Часто бывает запрос на что-то новое, инновационное, свежее, взгляд на будущее, потому что многие компании себя ассоциируют именно прогрессивно. И поэтому мы сразу начинаем продумывать что-то такое концептуальное необычное, но при этом всегда должен быть какой-то смысл. Поэтому идеи, они рождаются в процессе, когда приходит первая информация. Могу рассказать про проект в Мариинском театре, который мы делали. Фонд Министерства Культуры предложил нам продумать проект, посвященный театру будущего и что такое театр будущего. Нужно было естественно покреативить, подумать что это такое может быть, когда уже все технологии применяются в театрах по всему миру, уже сложно чем-либо удивить, но тем не менее мы продумали идею, где разные жанры представлены разными технологиями, это роботы, которые управляют, как марионеткой балериной, стерео 3Д графика и хореограф, который поставил специально из Венской оперы солистов, поставил такой хореографический перформанс, и над ними было стерео 3Д-контент, который тоже был символичный. Также мы там использовали технологии дополненной реальности и артисты известные наши российские тоже каждый представлял свой жанр: драма - это был Сергей Гармаш, Цискаридзе Николай - балет, и люди айпад наводили на изображение, которое как раз визуализировало направление и дальше могли увидеть как Цискаридзе крутит фуэте, или Гармаш читает драму. Было как раз интересно покреативить на эту тему и самое смешное, что мы буквально в ноябре 2019 года сделали этот проект, где у нас были в основном роботы, либо не больше двух человек на сцене и случается пандемия и говорят то что на сцене не должно быть больше трёх человек, сокращается количество зрителей. И сразу же написали нам, режиссер: "Видите, вы говорили про театр будущего и не думали, что через буквально четыре месяца - пять случится такая ситуация, — что технологии - это один человек, технологии - два человека, и вот может быть это и есть решение в наше время".

Анна: Все ли идеи удаётся воплотить или иногда заказчики, клиенты не готовы к каким-то совсем инновациям?

Мария: В целом, удается реализовать всё. Заказчик, который приходит и он ничего не понимает ни про технологии, ни про то, что мы мыслим и предлагаем. Всё равно удаётся как-то преподнести, объяснить, показать, потому что в основном, всем нужно увидеть. Поэтому много внимания уделяем именно концептам, мы должны фактически отразить, что будет в реальности, это помогает сразу человеку считать подходит или нет, поэтому мы всегда уделяем этому большое внимание и время. И в основном, как-то удаётся реализовать задуманное, я не припомню такого, чтобы кто-то отказался от какой-то фишки. Мы стараемся всегда что-то новое для себя сделать и потому что нам интересно тоже развиваться и находить, какие-то сложные задачи перед собой ставить, и это интересно и заказчикам тоже, потому что они получат уникальный продукт, проект. Поэтому в частотности, когда мы с Яндексом придумали коллаборацию и казалось бы там такие специалисты, такого уровня, но я привнесла какую-то творческую идею, а как раз в то время, они уделяли много внимания искусственному интеллекту, чтобы он более тонко, так скажем, обрабатывал запрос пользователя, нужно было как раз перфоманс посвятить искусственному интеллекту, и в тот год как раз был очередной юбилей Скрябина, я сказала, давайте пусть искусственный интеллект напишет музыку в стиле Скрябина, это живой оркестр исполнит и мы сделаем еще генеративную визуализацию тоже по цветам, по видению музыки в цвете Скрябина и это всё красиво будет, потому что всё это рождается в реальном времени. И как-то все зажглись, да-да, здорово, и искусственный интеллект, их нейросеть писала на протяжении полугода композицию и представили на их конференции главной, было открытие, были люди, директора по маркетингу разных областей, они смотрели то, как искусственный интеллект написал музыку, всё это исполнилось и ещё и визуализация, которая в реальном времени жила.

Анна: Вы достаточно часто делаете какие-то проекты один раз, показываете и потом делаете следующие проекты? Почему так получается?

Мария: Да, звучит вроде нелогично, что они не повторяются, но я так ощущаю, наверное, что, сделав какой-то проект, достигнув какой-то цели, уже не хочется к этому возвращаться, хочется идти дальше, потому что, то, что мы сделали месяц назад, мы бы уже сделали иначе сегодня. И тяжело возвращаться и повторять реализованное, даже если это горячо любимое и трудно было с точки зрения процесса, организации, всё прочее, но часто так бывает, проекты в которых мы участвуем для заказчиков, они создаются продолжительное время, а в итоге проходят в один день, день Х. Сейчас, здесь на площадке мы сделали несколько проектов, которые мы повторяем, как раз для детей, для семьи, художники продолжительное время рисовали графику и мы тоже её смотрели, меняли, и собрался такой красивый проект, который хочется, чтобы увидело большее количество людей, зал небольшой, но засчет повтора как раз люди смогут его посмотреть, услышать. Большие проекты они в финансовом плане затруднительны в плане повторов, потому что это и площадка, это и все технологии, и весь бюджет большой, который требуется и не всегда есть возможность его снова найти и заказчику нет резона его повторять, потому что актуальность уходит.

Анна: То есть в этом пространстве проекты будут повторяющееся или тоже не всегда?

Мария: Не всегда, да. Потому что есть направления экспериментальные, где мы пробуем разные технологии, смотрим как оно живет, демонстрируем их широкой публике, и потом идём дальше, потому что нет смысла. Более того, когда графика генеративная, она в реальном времени живет с музыкой, там можно бесконечно создавать новые миры, и зачем же повторять одно то же. Поэтому, здесь мы как раз говорим о том, что хотите увидеть именно этот проект, то у вас есть шанс увидеть его только один раз.

Анна: Скажи, пожалуйста, как человек творческий, сложно ли тебе заниматься бизнес-составляющей и вообще как соединить творчество и бизнес?

Мария: Вот я думала на эту тему и думаю часто. Я для себя поняла, что мы делаем не бизнес точно, если говорить про бизнес, то мы скорее предприниматели, потому что мы создаём что-то новое и стараемся как-то это продвигать. Поэтому каждый проект, даже коммерческий приходит - это благодарность человеку, что он даёт нам возможность развивать какую-то идею. То есть мы не думаем о заработке, а думаем о том, что эти средства идут на реализацию какой-то очень крутой идеи, которая была или появляется сейчас и от этого конечно ты наполняешься. И видимо это также ощущают и заказчики потому что прежде всего мы обсуждаем творческую концепцию, а по финансовым составляющим мы всегда найдем какой-то компромисс. И мы воспринимаем это как возможность всё время развиваться.

Анна: У нас позапрошлый выпуск был как раз с редактором издательства LiveBook, и там у них вышла книга, в переводе, которая называется "Монетизация творчества в 21 веке", и автор, американец, провел очень много интервью в Америке с творцами из разных областей и самый частый ответ, если говорить про деньги, был такой, что заработок даёт возможность продолжать заниматься творчеством и это его основная задача.

Мария: Так и есть. Абсолютно. Потому что, если стоит задача заработать, то точно не в этой сфере, абсолютно точно. Потому что, даже если такое направление появляется многие компании, конкуренты, они позиционируют себя, как творческая студия, но при этом ты видишь под этим коммерческую основу. Для нас коммерция - это возможность оплачивать сотрудникам зарплаты, мы не можем эту тему отпустить, потому что я могу прекрасно генерировать, но если мы не можем нашу команду обеспечивать стабильными зарплатами, то ничего не будет. Соответственно это достаточно понятно доносится и заказчику. Есть обязательства и так далее, и никуда от этого не деться. Если ты делаешь творческий проект, чтобы заработать, мне кажется, долго эта история не продержится, потому что чувствуют.

Анна: Согласна. И всё же, если говорить про эту площадку Artnovi Space, то это коммерческий проект или исключительно творческий?

Мария: Мы изначально мыслили, что этот проект будет поддерживать нашу студию в случае, если, условно, проектов нет, но слава Богу, такое очень редко случается, но жизнь не предсказуема, и что мы здесь разовьем активную деятельность и она будет поддерживать нас, но мы поняли, что сама площадка требует много вложений, это самодостаточный бизнес-проект, который нужно развивать, в который нужно вкладываться и всё как всегда не просто, и поэтому на данный момент получается, что студия обеспечивает жизнь этой площадки, но, конечно, идеально мы мыслим так и по-другому быть не может, что должна она раскрутиться и быть интересна публике, чтобы мы уже не думали о том, что мы дальше будем делать, что мы реально о творчестве, а не о том, как мы, условно, будем закрывать какие-то расходы по площадке. Поэтому это коммерческо-творческий проект, если он для нас станет коммерческим - это будет прекрасно, потому что, опять-таки, для нас коммерция - это возможность вложить средства в какую-то новую идею, поэтому для нас это очень важно.

Анна: Вы как входили в этот проект? Вы делали какой-то бизнес-план, то есть у вас был бизнесовый подход или всё-таки творческий?

Мария: Абсолютно творческий и без бизнес-плана, мы каждый раз, когда садились его писать, нет, лучше мы сейчас чем-нибудь другим займемся, потому что очень сложно сформулировать, и более того, когда мы только в процессе открылись, мы начинаем нащупывать те направления, которые здесь актуальны, которые хотелось бы развивать, заранее очень сложно продумать. Мы понимаем тот масштаб бедствия по финансам, который мы должны закрывать ежемесячно и дальше просто думаем, как мы будем это делать. Расчитываем самый худший вариант, и если он реализуется, как мы будем это решать, и на таком формате мы открывали эту площадку. А в процессе смотрим, быстренько подстраиваемся под обстоятельства, удивляемся, что люди реагируют на то, что нам казалось бы меньше спроса, и меньше реагируют, что нам казалось настолько все наоборот будут ломиться туда, мы буквально будем отбиваться от очередей, и что нам нужно три охранника! Но на деле оказалось, что нет, даже относительно того, что мы делали этот проект года три назад, запросы аудитории поменялись и ты это ощущаешь и тебе становится не по себе, что так люди поменялись и по-другому стали воспринимать приоритеты, после пандемийного года тоже многие переосмыслили и соответственно мы стараемся как-то продумывать, подстраиваться, придумывать, креативить, но не унывать.

Анна: Продолжая эту тему, вы недавно открылись: ожидания - реальность. Что прежде всего не совпало с тем, что вам казалось, когда вы открывались?

Мария: Нам казалось, что площадка сразу будет востребованной, что проекты необычные интересные свежие классные, и что очень быстро мы наработаем аудиторию, а оказалось, что не так, что народ сейчас больше присматривается, даже по рекламе (таргету) мы смотрим сколько сохраняется в закладки или пересылают кому-то относительно тех, сколько людей купили билеты. Раньше, когда был такой отклик на рекламу, постоянно заходят на сайт, очень много кликов, но думают, анализируют, смотрят, ждут реакции других людей, потому что сейчас средства тоже экономят, проще пойти уже туда, где они были, возможно до пандемийного года, А тут новое незнакомое и видимо сейчас меньше людей, которые готовы пойти, условно, на риск, прийти, а вдруг им не понравится, а денежка уже потрачена. Соответственно мы сейчас очень много внимания уделяем как раз тому, чтобы показать, что у нас здесь, представить контент, который здесь они увидят и снять небольшое промо, чтобы продемонстрировать, что здесь классно, потому что очень отклик позитивный, когда люди приходят. У нас сколько проектов уже прошло и стопроцентно я такого тоже не видела никогда, чтобы в наших проектах такое было, абсолютно объективно, потому что я привыкла к тому, что всегда есть люди, которые совсем негативно воспримут, потому что творческий проект, он для кого-то близок, кому-то нет. И даже при том, что мы сделали понятный доступный проект, всё равно найдется человек, которому не понравится. У нас за всё время был только один, который пригласил своих родителей им что-то не понравилось и он почему-то за них писал отзывы. Главный посыл был, я ему говорю: "Вы же не видели!" А он писал: о доступности площадки, о том, как у нас здесь всё устроено, что она находится далеко от метро, то есть то, что не является правдой…

Анна: Не соответствует…

Мария: Да, не соответствует, и я пишу: "Вы лично то были? Приходите, посмотрите, потому что вы пишите это на основе мнения других людей, всё равно, даже родители, они могут по своему ощущать". И вот это был единственный. А уже прошло много проектов, и все, кто приходит, — говорят "Мы вернёмся!" Уже есть люди, которые пишут, что ждут следующий, и это так приятно, даже, когда…

Анна: Своя аудитория уже есть…

Мария: Да, эти люди как-то прибавляются, душу греют и ты понимаешь ради чего это делаешь, даже если одному-двум- трём это близко, значит уже всё не зря.

Анна: Что вы делаете для привлечения внимания? Я уже поняла, что рекламу в интернете, а какие ещё варианты вы используете?

Мария: Мы сейчас думаем внизу, в нашем фойе открыть собственное арт-кафе для того, чтобы могли творческие люди презентовать свои проекты, например, презентация книг или выставки небольших художников проводить. Причём для них это будет абсолютно бесплатно, мы предполагаем окупаемость засчёт того, что люди будут приходить на такие вечера и пользоваться услугами нашего кафе, обеспечить такой поток людей, которые пришли на одно, вдруг увидели, что здесь ещё что-то…

Анна: Узнавание такое будет, своего рода…

Мария: Да. Потому что нам главное, чтобы человек сюда зашёл. Мы поняли, что интернет прекрасно, но когда человек сюда попадает, он хочет по отклику вернутся, но как сделать так, чтобы он сюда зашёл. Поэтому мы должны обеспечить какой-то поток людей, которые будут приходить на одно, видеть другое и возвращаться, и таким образом уже наработаем свою аудиторию, которая будет следить всё время за проектами, которые мы делаем и их посещать. Поэтому, да, сейчас, немного время поменялось, раньше достаточно было интернета, то сейчас даже тот отклик, который есть на рекламу, он бы обеспечил полностью заполняемость зала. Сейчас человеку нужно прийти, прочувствовать, убедиться, понять, что это его, и тогда он совершит прекрасный шаг и купит билет.

Анна: Сколько человек на этом проекте, на этой площадке сейчас заняты, задействованы работой на постоянной основе?

Мария: Здесь много составляющих. Техническая группа, наши дизайнеры, художники. Команда сейчас 20 человек. Это не просто, потому что 20 человек - это серьёзный финансовый момент, которым мы должны ежемесячно. Но как-то получается, справляемся, и думаю, ещё привлекать специалистов разных, мы хотим тут дополнить свет, чтобы художник по свету у нас был. И уже делать такие интересные проекты. У нас есть интерактивный художник, который продумывает интерактивные инсталляции, и тоже стараемся привлекать его под те концерты, которые даже не предполагали. Поэтому у нас сейчас да, до 20 человек команда.

Анна: Большая уже.

Мария: Большая.

Анна: Скажи, как ты думаешь почему очень часто творчество и деньги противопоставляют, хотя одно без другого существовать не может, на мой взгляд?

Мария: Наверное, если бы мы понимали, что у нас просто идёт поток средств, то возможно, мы бы так не развивались и всё время бы не придумывали. И поняли бы, что да, финансирование есть, оно постоянно присутствует, а тут, когда ты попадаешь в разные ситуации не простые, ты должен как-то выкручиваться, что-то ментально решать и находишься постоянно в развитии, что касается финансов и творчества, то есть они пересекаются. И странно разделять бизнес - бизнес, творчество - творчество, оно всё вместе. Творчество - это всегда, если ты хочешь, если ты не самодостаточный художник, один единственный в своём лице, или как я - композитор, я пишу, мне не заплатили, я не переживаю, потому что я, условно, хотела написать это и я понимаю зачем я это делаю и почему я иду бесплатно на этот проект. А от студии мы не можем себе такого позволить, потому что за нами стоят люди, нельзя разделять средства и творчество.

Анна: Подводя итог, давай сформулируем каких-то три основных мысли или совета, которыми тебе хотелось бы поделится.

Мария: Я на основе нашего пути и своего опыта личного, убеждена, что если ты честен по отношению к себе и предан творчеству своему и убеждён, что это нужно тебе прежде всего, то всё будет хорошо. То есть даже, когда кажется, что это невозможно. У нас такие были случаи, когда нам казалось, что всё, что студия может уже не продолжать своё существование и приходили знаки, причём они финансовые, когда просто звонил человек и говорил: сейчас проект, мне нужно в три вам перевести средства, потому что так нужно! Мы сидели, не понимали - это с нами или нет? И вот знаки, они приходят, если ты действительно честный по отношению к своему творчеству и, если у тебя не стоит задача исключительно зарабатывать. И люди это ощущают, и приходят те люди, которые такие же как ты, такие безумные и которые готовы идти с тобой в этот путь. Конечно сложно, я понимаю, что если была здесь аудитория молодых людей, которые не понимают, что им выбрать, то очень сложно что-то советовать, очень сложно. Наверное, доверять интуиции, потому что творческий человек он очень интуитивный, и он точно выберет то направление или на основе своего ощущения, что ему нужно.

Анна: В общем, быть верным себе и тогда обязательно всё сложится.

Мария: Да, абсолютно. Именно так. Но я других примеров не знаю.

Анна: Согласна, из всего что я знаю, если люди занимались тем, что действительно их, оно в итоге всё равно складывается, настойчивость она к чему-то приводит.

Мария: Да-да. Причём не искусственное внушение, что моё творчество вам нужно, купите мою картину, даже если он выставит картину в нужном месте, в нужное время и, где люди также разделяют его ценности, то придёт и увидит тот человек, который может его привлечь дальше. Это такое прям цепное, если оно есть искреннее настоящее, то тут вне всякого сомнения. Поэтому, смотря какие человек ставит цели перед собой и задачи. Очень всё субъективно тонко, но люди честные, они обязательно своё получают, что они хотят.

Анна: Спасибо тебе большое за этот разговор и напоминаю, что сегодня мы говорили про новое пространство Artnovi Space, в описании будут все ссылки, заходите, смотрите и обязательно приходите к ребятам на их мероприятия.

Мария: Да. Спасибо.



Напоминаем, что наш проект про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет создательница проекта о фрилансе Digital Broccoli и одна из ведущих подкаста "Олег, где макет" Миля Котлярова. И мы поговорим о том, как творить на фрилансе.
Made on
Tilda