А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.
Анна: Всем, привет. Меня зовут Анна Лобанова и это по-прежнему подкаст про монетизацию творчества и заработок в искусстве ArtCoin. Сегодня со мной искусствоведка и автор проекта - закрытый клуб «Элегантные завтраки» - Тата Тимофеева. Она расскажет о том, как выбрала любимое дело и превратила его в источник дохода, когда мало кто в это верил. Тата, привет.
Тата: Привет. Очень рада быть здесь с тобой.
Анна: Прости, не могу удержаться, чтобы не спросить: почему искусствоведка?
Тата: Честно? Это некоторая дань моде и способ привлечения внимания, честно признаюсь. Феминизм - как движение мне очень симпатично и очень многие постулаты я разделяю и считаю, что за феминизмом будущее. Мы с моей помощницей, когда думали о том, как продвигаться в Инстаграм, хотели найти точку, которая стала бы кликбейтом, то есть тем триггером, который бы цеплял людей. При том, что у меня достаточно изысканная профессия и я не могу себе позволить разный хайп. И единственное, что мы смогли себе позволить - это искусствоведку, и более того, кроме меня нет ни одной в России искусствоведки, которая о себе бы так говорила. И мы подумали, что тут всё сошлось: мои феминистические взгляды, маленький легкий хайп, актуальность и современность, и плюс звучит хорошо: "Искусствоведка Тата"! Мне нравится!
Анна: Согласна. Мне тоже. Поэтому и захотела спросить. Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Я знаю, что ты сначала поступала не на искусствоведение, а на серьезный факультет, о которых обычно мечтают родители. Как в итоге на искусствоведческий попала?
Тата: Тебе кратко? Или чуть-чуть расширенную версию?
Анна: Давай расширенную.
Тата: Хорошо. Мой путь к искусствоведению был достаточно тернист. Всё началось с того, что я хотела угодить своим родным. И выбрать профессию, где я буду занимать интеллектуальный "Эверест" и мной будут гордиться. Первое, что мне пришло в голову, что я могу пойти в Высшую школу экономики и потом наследовать папин бизнес. Папа сказал: "Да!" Я пошла на подготовительные курсы, отзанималась там полгода. И поняла, что с каждым занятием всё тупею и тупею, а не умнею. Я каждое занятие убеждалась в том, что я вообще тут не могу. Если я даже на подготовительных курсах не могу, то что можно говорить, какой из меня в дальнейшем выйдет менеджер или экономист? Тогда я начала интенсивно думать, что же я хочу? Вспомнила, что в 15 лет я ездила в город Таганрог к своим родным, и мне он так понравился! Таганрог - классный. Я думаю, вот бы его взять…. Есть такое модное слово - реновация. И чтобы там была одна большая реновация и кто это может сделать? Да конечно, Татка! И думаю, мне надо стать мэром, губернатором или кто-то там в Таганроге, главой города - и значит нужно заниматься политикой, значит мне нужно идти в МГУ, нужно идти на какие-нибудь глобальные процессы, на мировую политику. На глобальные процессы я не поступила, на мировую политику - тоже нет, зато я поступила на философский в МГУ, на отделение политологии, на политического коммуникативиста - это человек, который занимается продумыванием образа политика. То есть, я для себя и буду этот образ продумывать. Полтора года я отучилась и мне было там очень плохо. Мне не нравились люди, мне там было не комфортно, мне не нравилось то, чем мы занимаемся. И между первым и вторым курсом я пошла поступать в Суриковское училище на искусствоведа, потому что на самом деле в искусстве я более менее разбиралась всегда. На предмете мировой художественной культуры в школе я, наверное, была одной из самых лучших, мне это очень нравилось. Плюс у меня с детства есть проводник, который меня с искусством связывал - это моя бабушка. Я тогда встречалась с молодым человеком, который сказал: "Ты что!? Менять МГУ на что-то непонятное!" Но в общем, так всё и осталось. В итоге я еще полгода там отмучилась, кстати молодой человек меня бросил….
Анна: К слову…
Тата: Да, к слову. И я не закончив второй курс, я всё-таки забрала документы. Надо ещё сказать, что я тогда начала заниматься музыкой, у меня были дреды по пояс, я читала рэп, причем достаточно успешно и к тому моменту хотела стать исполнительницей известной, и моей главной мечтой было получить к тридцати годам Грэмми. Я занималась параллельно вокалом и поступила в МГУ на факультет искусств. В МГУ есть два факультета: факультет исторический, где есть отделение искусствоведения, классическое отделение, где готовят всех самых-самых раскрутых искусствоведов в нашей стране. А есть факультет искусств - это сравнительно молодой факультет, основанный моим деканом Лободановым. И идея его блестящая, он придумал, что в рамках одного факультета будут готовиться не только искусствоведы, но и при этом все студенты, которые на разных кафедрах изящных искусств - будут получать одновременно базовое искусствоведческое образование - проходить пропедевтический курс. Пропедевтика - это общий базовый курс, который даёт некоторые принципы основания, на которых человек может в дальнейшем формировать свою систему мировоззрения, принципы и эстетику и т.д и т.д. Я поступила туда на эстрадное отделение, параллельно ходила на наш пропедевтический курс, и у меня была история театра, история моды, история архитектуры, история музыки, — это обалдеть, как здорово! И после этих лекций я вечером шла в наш подвальчик, где мы занимались вокалом, джаз-модерном. Играли альтернативную музыку, я писала, была вторым исполнителем и правда мечтала о Грэмми. Я писала хорошие стихи. Хорошие были песни, всё было классно, но одна проблема случилась с моей жизнью - я встретила своего мужа и стала счастливой. Песни мои всегда были очень печальные, я была рыцарем очень печального образа, про боль, что меня никто не понял, а тут раз, — и мне сказать-то нечего! Как о счастье писать? Я не знаю. Представляешь?! И я получив высшее вокальное образование, умея прекрасно петь - у меня хороший поставленный вокал, я умею сочинять музыку, сочинять песни! У меня даже клип один есть снятый! И что делать-то? И вот я окончила МГУ факультет искусств - бакалавриат, с красным дипломом, надо отметить! И поняла, что Грэмми-то мне уже не очень хочется, может быть и хочется, но как бы я не понимаю как? Моей ролевой моделью на тот момент - была Эвелина Хромченко.
Анна: Однако!
Тата: Да! Неожиданно. Мне нравилось, как она озвучила "Дьявол носит Prado", нравилось, как она говорит. Какая она всегда деликатная, как она точно подбирает слова, как она всегда обосновывает любой свой взгляд, мнение и под этим всегда есть какие-то аргументы. Как она выглядит - вся такая острая точная изящная. Я думаю - хочу быть такой же! Что нужно делать? Нужно идти заниматься историей моды! Зачем мне это нужно было, вообще непонятно?! Мне всегда нравилась история, а тут связалась, и что делать? Конечно, историей моды заниматься! Я пошла в текстильный институт Косыгина, который считается одним из самых лучших мест, где готовят дизайнеров, дизайнеров, которые работают с тканью и также историков моды. Я доучилась, защитила магистерскую диссертацию, как историк искусства, но в историю моды я уже не пошла.
Анна: Какой у тебя был план, когда ты получила диплом и поняла, что модой заниматься не будешь?
Тата: Никакой! Абсолютно. Я не понимала, что будет! Грэмми уже не получу, но может и получу, но вообще не понятно как? Сейчас вдохновения нет. Историей моды заниматься тоже как-то не хочется, потому что там было такое разочарование в нашем образовании, что весь запал пропал. И меня тогда спасло то, что у меня был на тот момент уже муж, который хорошо зарабатывал, и реальной потребности идти и работать у меня не было. И было желание отделаться легко и родить!
Анна: На всякий случай выбрать другой путь?
Тата: Да! А почему и нет? Но я очень благодарна судьбе и Богу, что не забеременела, не родила сразу же после того, как мы поженились. Если бы я это сделала, то очень маловероятно, что я бы сейчас сидела перед тобой. Я абсолютно в этом уверена. Это я не к тому, что: "не рожайте!" - нет. Конечно, рожайте, всему - своё время. Моё время наступило через три с половиной года после нашей свадьбы. И за это время я смогла найти себя, понять, что я хочу делать, как я хочу делать и более того, стать ценным на рынке профессионалом.
Анна: Я о тебе узнала благодаря твоим скетчам совершенно классным, невероятным по искусству. Как тебе пришла идея их делать?
Тата: Я всё ходила и думала, чем же заниматься? Беременеть - не беременею, музыка уже не пишется и вокруг все ходят и говорят: "Ну! Ты будешь работать? Ты будешь работать?" Я им: "Ну надо бы!" А чем заниматься непонятно. И казалось, что и не хочется работать, а на самом деле, я вот что поняла по этому опыту. Работать хочется тогда, когда есть любимое дело. Работать тогда можно хоть круглосуточно! И чаще всего, если человек не хочет работать, он просто не нашёл точку приложения себя, куда себя можно деть, приставить в этом мире? И я начала перебирать варианты. Первое, на что упал мой зоркий взгляд - это Инстаграм. Кстати, надо отметить, что во времена студенчества я работала экскурсоводом. Возила по монастырям, по Золотому Кольцу полтора года. Я объездила Оптину пустынь, Дивеево, в Серпухове была, в Арзамас свозила, в Суздаль, на Селигер, в Питер, в Кронштадт. То есть я объездила очень много и имела навык, но понимала, что я больше не могу и не хочу заниматься этим очень сложным делом — быть экскурсоводом. Это невероятная нагрузка, особенно если поездки двух-трёх дневные! Я выполняла функции и организатора, и администратора, и экскурсовода, и чай наливала, и потом после экскурсий три дня лежала от усталости! Потому что на мне 50 человек и я должна не только их удовлетворить всячески, но еще им знания дать. И муж говорил: "Давай будем организовывать экскурсии!" И я даже парочку организовывала на большие компании и зарабатывала с одной экскурсии 30000 рублей. Но для меня тогда - это было очень много, потому что мне как экскурсоводу платили три тысячи за 14 часов работы! Да, такие ставки были, тем более, что я была лишь студенткой. И я понимала, что не могу этим снова заниматься! Я так устала от этого за своё студенчество, оно у меня было тяжелое такое, что нет. И придумала тогда, когда это ещё не было трендом, что нужно устроить какой-нибудь, как это сейчас называется - челлендж. Эксперимент по саморазвитию в рамках которого, я на протяжение года, каждую неделю рисовала одну картину и читала одну книгу. Я начала проводить этот эксперимент, все по-разному к нему отнеслись, тем не менее, у меня начал Инстаграм потихонечку увеличиваться, аудитория росла. Было 200 человек, а потом - 300, 400, 500. Органический рост в Инстаграм тогда ещё был, и это было реальностью.
Анна: О чудесные времена!
Тата: Да! Чудесные времена. И вот, дело пошло, мне это нравилось. Конечно, это не работа, но всё равно это какое-то занятие. А потом думаю, надо ещё чем-то заняться. И познакомилась с Настей Постригай, сейчас он обладательница самого большого Инстаграм, человек, который себя называет искусствовед Всея Руси, она очень пробивная, сильная. Если не ошибаюсь, она начала снимать какие-то лекции, проводить мероприятия, я на что-то пришла, послушала и думаю, а я же могу так же! У меня искусствоведческое образование, я, в прошлом, экскурсовод, опытный достаточно, за полтора года я поднаторела очень хорошо. Бабушки от меня были в восторге! Я была экскурсоводом в светско-паломнической организации, то есть между простыми экскурсиями и между паломническими. И целевая аудитория компании, были именно бабушки, я им очень нравилась! И думаю, раз я бабушкам понравилась, то всем остальным точно понравлюсь! Что я начала делать? Честно скажу со всей откровенностью, искусствоведом я тогда была никаким. Да, у меня были какие-то знания, у меня был красный диплом МГУ и диплом текстильного института Косыгина, но если сравнивать мой багаж знаний нынешний с тем, который был пять лет назад, то это небо и земля! Меня это не останавливало. Думаю, я же умею готовиться к чему угодно, главное, найти информацию и грамотно её, качественно структурно подать и добавить эмоций - люди будут в восторге. Так было всегда на моих экскурсиях. Что я сделала? Я в Инстаграм поискала разные студии живописи и обратила внимание на студию "АртЦапко" Насти Цапко, кстати мы сейчас с ней очень близкие подруги, и пришла к ней на мастер-класс по живописи. Мне же нужно для моего эксперимента картину написать? Пришла, написала картину и в конце: "А я вообще-то искусствовед! Давай я у тебя лекции читать буду?" И она: "А, давай!" Я придумала, что лекция будет называться "С искусством - на ты". И в рамках этой лекции я дам срез знаний по искусству, как оно развивалось, как его изучать, и т.д. Я села за две недели подготовилась, набралось на мою лекцию больше 10 человек через мой Инстаграм. Всё это проходило в маленькой артшколе Насти на Сухаревской, в очень симпатичной мансарде, народ был доволен. Хотя моя эта первая, на самом деле позорнейшей, лекция, то есть сейчас думаю, если бы я себя услышала, у меня кровавые слёзы бы текли. Но народу понравилось, и одна женщина сейчас занимается историей и искусством, у неё успешный блог и её знакомство, её любовь к искусству началась с той моей позорной первой лекции! Можешь себе представить?!
Анна: Так и меняется жизнь у людей!
Тата: Кстати, достаточно много людей, именно благодаря моим лекциям потом поступили на искусствоведов и на второе высшее. И я сама это произношу и не очень в это верю. Неужели моё слово так зажигает сердца людей?! Это приятно.
Анна: Конечно! Это классно.
Тата: И я начала читать лекции у Насти Цапко. Со школы я делала записи очень аккуратно, старалась делать структурно, использовала какие-нибудь рамочки, иконки и т.д., мне это нравилось. И к моменту, когда я начала читать лекции - я поняла, что мне нужны какие-то материалы для моих слушателей. Манн, Иванов, Фербере (МИФ) издательство выпустили книгу Майка Роуди "Визуальные заметки" - это на мой взгляд - легендарная книга, классный мужчина, который точно так же оформлял записи аккуратно и всю свою систему выложил в рамках одной книги, где расписал как это делать, что нужно использовать, каким образом нужно рисовать эти скетчи. Я открыла эту книгу и поняла, что всё это знаю, что так же делаю с самой школы, и почему бы мне не попробовать рисовать для моих слушателей? И конечно, мои первые скетчи, они такие же позорные, как и моя первая лекция.
Анна: Ну подожди, ты так говоришь, потому что есть рост очевидный и это классно! Всё же в этой жизни про развитие. Но я тебе могу сказать, как обладатель одних, не уверена, что самых первых, но одних из первых скетчей, они мне нравятся до сих пор. Прошу заметить!
Тата: А надо тут тоже заметить, что, то, чем обладаешь ты, оно уже всё равно некоторого качества. А самые первые - их мир не увидел.
Анна: Понятно.
Тата: Они были подготовлены для моих учеников с моего курса по истории искусства. Я была настолько тогда дерзкая, что себе, учитывая отсутствие глубины в своих познаниях, позволила организовать целый курс по истории искусства. Но надо отметить, что вот те три месяца, когда он шёл, я свою попу от стула вообще не отрывала и прочитала столько книг, сколько я не читала за всё своё студенчество! Потому что у меня была М-Мотивация! Я за каждую лекцию зарабатывала от 1000 до 3000 рублей, понимала, что сейчас это небольшие деньги, но в будущем мои знания, которые я сейчас получаю, они со мной останутся и у меня блестящая возможность сейчас потренироваться, поучиться, достаточно безболезненно. А те скетчи, которые ты уже получила, я их уже начала рассылать. Первые несколько лет всё делала бесплатно. Я - мастер альтруизма. Под лекции тоже рисовала скетчи, потому что это очень удобно. Я прочитала лекцию, человек получил классную шпаргалку, выжимку, которая ещё достаточно аккуратно нарисована, там всё-всё-всё мной продумано, ну конечно - это здорово! И это тоже была моя визитная карточка. Я честно говорю, и сейчас хочу постоянно вернуться к этому, но рисование скетчей - это огромная работа. Это кажется, что малюсенькая картиночка, а на самом деле - это иногда 15-20 часов работы. А нужно ещё собрать материал, распределить это всё по листу, сначала карандашом, потом обвести линером.
Анна: Я была у тебя на лекции "С искусством на ты". И получила эти скетчи по развитию, по началу искусства. И они очень крутые на мой взгляд. Я до сих пор иногда в них заглядываю, если честно.
Тата: Класс! Там, где ты была - у меня уровень уже был выше. И что удивительно, люди, которые ко мне приходили на те первые лекции, они многие до сих пор со мной.
Анна: Это круто!
Тата: И как мне пришла в голову эта идея, — на скетчах я очень сильно развивалась. Блог мой развивался, потому что людям это нравилось, это было ново, я была первая в России в русском Инстаграм, кто начал рисовать скетчи, а тем более скетчи по искусству.
Анна: Из твоего рассказа это звучит так, как будто ты ничего не боялась и просто придумывала и делала. А на самом деле, что ты испытывала в тот момент?
Тата: Ты знаешь, я правда не боялась. Безусловно я переживала, перед каждой лекцией нервничала, как бы не облажаться. Ведь иногда люди задавали какие-то вопросы, на которые я не могла ответить, просто белая пелена перед глазами, я даже не знаю о чём меня человек спрашивает! Было страшно, но я знала, как с этим работать, на экскурсиях я тоже с этим сталкивалась и в том, что касается именно лекций страшно не было вообще. Я была в себе абсолютно уверена. Всё хочу этим секретом начать со всеми делиться, но мне очень страшно, потому что большая ответственность. Я подписала контракт с Эксмо на написание книги. Книга должна выйти 20 декабря 2021 года, в моё тридцатилетие.
Анна: Однако, ты себе подарочек такой прекрасный делаешь!
Тата: Да! Да! У меня уже написано содержание, есть все главы. Книга будет по искусству. Но я всё не могу за неё сесть, потому что сейчас, спустя пять лет, будучи уже лектором с большим опытом, считаю: "А достойна ли я?" Представляешь?! То есть сейчас мне страшнее, чем тогда пять лет назад.
Анна: Специалисты говорят, что синдром самозванца, некоторые в него верят, некоторые - нет. Он, как правило, настигает именно тех, у кого как раз есть какой-то опыт, а новички, как ни странно, им вообще не страдают. И это очень забавная история в какой-то степени. Расскажи, пожалуйста, как ты придумала делать клуб завтраков и эта идея как тебе далась? Я так понимаю, что это сложно очень по организации процесса?
Тата: Мой прекрасный закрытый клуб "Элегантные завтраки" - моё любимое детище, которое родилось в связи со следующими факторами. Первое, я потихоньку начала выходить из декрета и надо отметить, что перед тем, как я забеременела, я уже была неплохим лектором, работала в мастерской Петра Кончаловского, в музее, который находится в одном доме с квартирой Булгакова, — прекрасное пространство. Я его очень-очень сильно любила И у меня на лекциях было по 30-40-50 человек, то есть был некоторый успех. Я зарабатывала где-то 60-70 тысяч рублей, не очень сильно напрягаясь, и я никогда не ставила перед собой задачу - зарабатывать, потому что у меня зарабатывал муж и зарабатывал хорошо. Я беременею, где-то на полтора года выпадаю из чтения лекций. Когда уже ребенку было 9-10 месяцев, что надо бы как-то возвращаться и что-то делать. И у меня начало в голове зреть. Я тогда начала читать много про Репина, про передвижников, я обожаю русское искусство второй половины 19 века, Серебрянный век, начало 20 века. Особенность того времени в том, что художники, деятели искусства, культуры, - они объединялись в разные организации, у них были какие-то клубы, они были объединены какой-то идеей. И такое единение, такое сплетение интеллектов, каких-то творческих порывов - это мне всё так нравилось! Идею организовать какое-то объединение я лелеяла достаточно давно, но не считала себя достойной стать этим центром, а тут я почувствовала какую-то силу. И дальше на это желание наложился следующий момент, связанный с тем, что у моего мужа (кстати с того момента, как я забеременела) начались очень большие проблемы с бизнесом. И у нас были такие американские горки, или русские, не знаю! Получается к лету 2019 года случился очередной крах, он разошёлся со своим партнёром по бизнесу, и мы поняли, что вообще не знаем, как будем жить в следующем месяце!? Мы с моим супругом просто моськой об асфальт за последние годы ударились несколько раз, узнали что такое самая жесткая экономия и как можно с трат в сотни, миллионы рублей свалиться до полного отсутствия денег! И очередное такое падение - и я понимаю что нужно теперь мне что-то делать! Нужно что-то придумывать и я со страху решаю: "Так! Нужно сделать такой клуб и организовать какие-то мероприятия"… А ещё такой момент, что моя прекрасная мастерская Петра Кончаловского закрылась! Я дозрела к тому, чтобы выходить из декрета, — раз. Я всегда мечтала о клубе, — два. Закрылась мастерская, где я была ведущим лектором, — три. И четвертый фактор - у моего мужа крах в бизнесе. Прекрасное время, чтобы начать новый проект!
Анна: О, да!
Тата: О, да! И я организовала. На первом моём завтраке был солд-аут, я поняла: "А не плохо получается!" И оказалось, что соединение тех элементов, которые я разработала для завтраков - это идеальный синтез всего самого прекрасного! Собственно, в чём замысел "Элегантных завтраков", что это соединение приятного времяпрепровождения в красивом изысканном ресторане с вкусной едой и подарками.
Анна: Какие бы ты советы дала человеку, у которого есть идея, но он не знает как из неё реализовать бизнес? Как её организовать? У творческих людей, обычно, это большая проблема. Я поняла, что если очень страшно и всё сломалось, то всё получится! А ещё какой совет ты дашь?
Тата: Есть такая гениальная фраза: любое сделанное дело, плохо или хорошо сделанное, лучше идеального несделанного дела! Этот перфекционизм, его нужно отставлять в сторону, идти и делать! Закрыть глаза и делать! Страшно, неизвестность впереди, непонятно, что скажут люди. Надеюсь ты у меня спросишь про этот момент? Про то, что скажут люди, — у меня есть что сказать по этому поводу!
Анна: Говори сейчас.
Тата: На это обращать внимания вообще не стоит! Можно да?
Анна: Да, конечно.
Тата: Ты у меня спросила, что я чувствовала, когда начала читать лекции, у меня было абсолютное бесстрашие. Но абсолютно обратная сторона была в том, что касалось Инстаграм, сейчас я поделюсь своей болью. Пять-шесть лет назад ведение Инстаграм не было таким трендом, как сейчас. Сейчас - каждый второй блогер. И это нормально. И уже ни у кого не дёргается глаз от того, что кто-то блогер или что-то рекламирует, все считают нормальным писать большие длинные посты. Я писала большие длинные посты, когда это не было в тренде! И получала очень большую дозу, ежедневную, еженедельную, ежемесячную негатива от окружающих. Я всегда соблюдала тонкую грань - невыворачивала никакие излишние, ненужные никому, подробности своей жизни личной, интимной. Я всегда старалась делать это интеллигентно. Я думаю, ты знаешь, как сейчас, и что в Инстаграм бывает?
Анна: Да, бесспорно. Я бы твой Инстаграм назвала, как и твой клуб, он очень элегантный в этом смысле.
Тата: Мой Инстаграм был элегантным с самого начала, но шесть лет назад это казалось очень многим чрезмерным. Но при этом именно Инстаграм из меня сделал ту, кем я сейчас являюсь. Именно благодаря ему у меня есть мои "Элегантные завтраки", есть работа в Синхронизации. Синхронизация - это один из самых крупных лекториев в стране.
Анна: Да и плюс книжка, не забываем.
Тата: Да, плюс контракт с издательством, плюс достаточно высокий гонорар за мою лекцию - это всё Инстаграм. Конечно, и моя собственная работа, но он дал мне возможность себя реализовать. Я очень маловероятно стала бы, я не хочу себя называть известным искусствоведом, нет, ни в коем случае, но…
Анна: Востребованным.
Тата: Востребованным, да. Хорошее слово. Востребованным в некотором пространстве. Не стала бы, если б не Инстаграм.
Анна: Как ты справлялась с этим осуждением близких?
Тата: Очень тяжело. Я страдала. Честно тебе скажу. Мне было больно. И был такой момент, что в Инстаграм раньше было развиваться намного легче.
Анна: Да.
Тата: Во-первых, были органические подписки. Во-вторых, ещё не был рынок настолько пресыщен этими блогерами, рекламами, от которых уже многих просто тошнит и воротит. Ещё до того, как случилось наше большое падение финансовое, у нас были деньги и я помню у мужа просила бюджет на раскрутку Инстаграм. А он мне: "А ты мне обоснуй и так далее!" Для него это не было ценностью. Он не понимал зачем на это тратить деньги, и думал, что это какая-то блажь. В итоге спустя несколько лет, эта блажь нас спасала и кормила. Так, я поняла, что главный мой цензор- это я, тот человек, который говорит - это хорошо или плохо, это мне нравится или не нравится. Я на своём собственном опыте, на своей собственной жизни увидела, каким образом чужое мнение сказывается на всём пути. Я представляю, имея то желание и стремление, которое у меня было к развитию несколько лет назад, деньги, которые у нас были с мужем, которые мы могли тратить, — у меня Инстаграм был бы не мои 30000 подписчиков, а 300000, 500000!
Анна: Да, я понимаю.
Тата: Другой момент, что есть такое понятие - как провидение. Я благодарна, что не стала какой-то очень известной два-три года назад. Очень вероятно, что я морально не была готова к этому. Я бы неправильно эту известность, деньги, успех трансформировала и я бы не удивилась, если бы на меня это повлияло плохо. Мне кажется, что сейчас, сколько бы денег, известности не упало, они на меня не повлияют никак. Сейчас моя точка внимания находится внутри меня. И главный критик - это я, а не люди за пределами меня. И поэтому то, что мне говорят люди снаружи моего домика - мне неважно! Даже, когда мне пишут что-то хорошее, честно говоря, мне приятно безусловно. Я благодарю, я восхищаюсь человеческой щедростью, когда люди каждый день пишут мне что-то хорошее. Я восхищаюсь тем, какие прекрасные люди меня окружают, в том числе, в Инстаграм. Но я это не воспринимаю на свой счёт, мне это всё не важно. Вероятно и хорошо, что тогда не получилось развить Инстаграм, зато я сейчас такая цельная гармоничная личность.
Анна: Всему своё время.
Тата: По крайней мере я имею очень основательную интенцию, чтобы стать цельной и гармоничной взрослой личностью.
Анна: Давай, на этом мы с тобой и закончим. Спасибо тебе огромное!
Тата: Напоследок, чтобы я от себя сказала - не слушать то, что говорят другие люди, не стараться быть модным, а стараться быть собой - это очень важно. Даже если то, что вы делаете не модно, возможно оно через год-два-три-пять станет модным, я брала интервью пять лет назад, когда это не было в тренде и перестала, потому что это было не актуально. Понимаешь, да?
Анна: Да.
Тата: Жить здесь и сейчас! Ни завтра, ни в прошлом, а здесь. И последнее, куда внимание - там и сила.
Анна: Согласна абсолютно. Это правда.