#20 Найт– Как раскрутиться самостоятельно и продюсировать себя без лейбла

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Найт
певица и автор песен
Как раскрутиться самостоятельно и продюсировать себя без лейбла
темы подкаста
  • 1
    С чего всё началось
    Я писала, наигрывала немного, потом теряла, забывала. Но мне подарили аранжировку на мою песню! А положительный отклик в соцсетях сыграл свою решающую роль.
  • 2
    Композитор или поющая артистка
    Я рассказываю истории, которые происходят со мной, меня волнуют. Всё, что я переживаю, о том я и пишу.
  • 3
    Без ожиданий - нет разочарований
    Умение жить без ожиданий и фантазий я переложила на всё: на написание песен, на съемку клипов. То есть, видеть и ощущать здесь и сейчас, тогда и разочарований не будет.
  • 4
    Продвижение без лейбла
    Не хочу ни от кого зависеть, хочу зависеть от себя прежде всего, когда ты в состоянии самостоятельно донести до слушателя свою музыку, а современные методы продвижения и команда тебе в этом помогают.
Советы Найт:
  1. Не говорите, что у вас нет голоса, главное, чтобы вам нравилось.
  2. Ничего не бойтесь и верьте в себя.
  3. Не знаете, как продвинуть своё творчество, зайдите в интернет - разбирайтесь, включитесь, изучайте!
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Всем привет, меня зовут Анна Лобанова, и с вами проект про деньги для творческих людей ArtCoin. Сегодня со мной певица и автор песен Найт. Мы поговорим о том, как раскрутиться самостоятельно и продюсировать себя без лейбла.
Найт: Всем привет.

Анна: Расскажи, чем ты занималась до того, как начала петь.

Найт: До того как я начала петь, я работала в театре, снималась в кино, у тебя, кстати, тоже снималась, работала актрисой драматического театра и кино.
И в какой-то момент мне подарили аранжировку на мою песню и, собственно, с этого всё понеслось. Я писала, конечно, песни, даже наигрывала на какие-то стихи поэтов серебряного века, но это всё было так... И потом, я не такая усидчивая, мне всегда было сложно собраться и сделать от начала до конца, например, песню. У меня что-то приходит, какие-то мысли, и я их не записывала, потому что не надо было. И, конечно же, я их теряла, забывала, и никакие песни из этого до конца не рождались. А тут, когда тебе уже подарили, и выхода нет, уже нужно ехать на студию, песня готова, и я её услышала. Мне так понравилось. Я выставила в соцсети и получила реакцию хорошую от близких друзей. Были у меня какие-то поклонники, не знаю, может быть тысяч пятнадцать, наверное, в Инстаграм, на тот момент. Ну и как-то я подумала, что раз нравится, надо как-то дальше делать или видео какое-то снять на песню "Навсегда" и совместила приятное с полезным, поехала в Турцию, там красивый вид на море, снять какой-то видеоряд.
И там у меня родились строчки песни "Мы разбиваем сердца". Я попросила: "Камеру включите, сейчас я наболтаю"! Я даже напела, даже мелодия сразу родилась, и приехав в Москву, я говорю: "Дайте мне вот это видео, которое...". Всё! Я тут же написала текст. Записала "Мы разбиваем сердца", и вот с неё, наверное, всё началось, потому что ее взяли на радиостанции, она до сих пор ротируется, хотя прошло три года, наверное, почти. И до сих пор ротируется в Америке. Как-то с неё я поверила, что так прикольно, — я пишу песни. Они нравятся.
Я пою и всё, и я теперь в этой обойме.

Анна: Ты пишешь сама музыку для своих песен?

Найт: Да

Анна: Но при этом не называешь себя композитором. Почему?

Найт: Нет. Я называю себя, наверное, поющей артисткой. Мне вот так больше нравится, я рассказываю истории, которые происходят со мной, меня волнуют. Всё, что я переживаю, о том я и пишу. Расставание, и тут же у меня рождается песня "Нас нет больше".

Анна: А что тебе помогло поверить в себя и двигаться вперед на самых первых порах? Я так поняла, что реакция твоих первых поклонников, да?

Найт: Да, в том числе. Но есть еще такой момент, когда тебе пятнадцать - двадцать, тебе очень нужно со стороны одобрение. А в какой-то момент просто становишься увереннее и учишься, и можешь опираться на себя. И вот, наверное, вера своя в то, что я делаю, самая сильная, но конечно, когда со стороны говорят приятные слова, твои песни нравятся. Это вдохновляет и придает уверенности еще больше и хочется что-то делать, снимать и сразу окрыляешься, и это приятно. Но я прежде всего смотрю на себя, и своя уверенность внутренняя, что я всё смогу - самая сильная.

Анна: А обычно, когда начинаешь что-то делать, у тебя есть какие-то ожидания, и как правило, они совершенно не совпадают с реальностью. Расскажи про это.

Найт: Да. И я тебе скажу, что я училась эти ожидания не фантазировать и не придумывать в своей жизни. То есть, идешь ты на свидание с человеком и начинаешь представлять, фантазировать и придумывать, а потом приходишь, видишь человека, у тебя сто процентов не совпадёт. Я почему про свидания говорю, потому что я по себе заметила, когда шла на определенное свидание, я поняла, что не надо фантазировать и придумывать, как будет. И тогда будет на самом деле круто, и я переложила это умение на все: на написание песен, на съемку клипов. То есть, видеть и ощущать здесь и сейчас, то, как оно есть, потому что если нафантазируешь и придумаешь, просто сто процентов, ну девяносто девять точно будет разочарование от несовпадения.

Анна: Да. А так у тебя разочарований не случилось?

Найт: Это ты про что?

Анна: Про начало карьеры именно певицы?

Найт: Нет. Разочарования нет, а почему?

Анна: Ну видимо, да. Это прежде всего связано с ожиданиями какими-то.

Найт: Я сама завишу от себя, делаю то, что мне нравится, а мне это безумно нравится. Я получаю огромное удовольствие, надо мной никто не стоит с палкой и ничего от меня не требует. Если я чувствую, что у меня какое-то внутреннее выгорание или же понимаю, что нет у меня каких-то эмоций, сил и так далее. Я даю себе возможность остановиться, их накопить и с новой силой что-то фантазировать и делать. Наверное, поэтому.

Анна: Окей. Как раз я хотела, чтобы ты рассказала про то, что ты решила развиваться как певица без лейбла. Потому что, если я себе начинаю представлять такую ситуацию, я бы точно пошла по каким-то крупным компаниям, у которых, как кажется, есть опыт продвижения на музыкальном рынке, чтобы они меня взяли, условно говоря. Почему ты не стала так делать?

Найт: Потому что не хочу ни от кого зависеть, хочу зависеть от себя прежде всего, а потом, может быть, пять-десять лет назад только такая модель бы и сработала, а сейчас очень много примеров и куча ребят, которые могут себя показать, быть услышанными, то есть для этого, мне кажется, не нужны какие-то крупные лейблы, когда ты в состоянии самостоятельно донести до слушателя свою музыку. Наверное, конечно с лейблом круто, может быть потому что есть там сильное плечо, которое за тобой стоит, но и без лейбла тоже можно существовать.

Анна: То есть, ты, получается, сама себя продюсируешь?

Найт: Ну, получается, что так.

Анна: Что пришлось для этого изучить, чтобы это делать?

Найт: Наверное, какие-то рекламные вещи больше, я советовалась с SMM-щиками, с маркетологами, мне просто рассказывали, как лучше подать материал, где его увидят, услышат и так далее. Собственно, всё.

Анна: Есть такая история у людей творческих. Что, например, я хочу заниматься только творчеством, очень не хочу лезть во всё остальное и кого бы найти, чтобы это передать. У тебя не возникает периодически таких желаний?

Найт: Я всё-таки не одна и не сама. У меня есть команда, у меня есть директор, у меня есть администратор, которые на себя эту обязанность взяли, так - это и переложила на них. Больше занимаюсь творчеством. Я всё делаю самостоятельно, продюсирую, но всё-таки конечно, единомышленники и команда это очень важно.

Анна: Тогда расскажи еще такой момент, опять же извини, мы не знаем всей кухни, часто кажется, для того, чтобы заниматься музыкой, записывать песни, как-то себя продвигать необходимы какие-то невероятные финансовые вложения и если у меня их нет, то ничего не получится и лучше не начинать. Расскажи немножечко про это.

Найт: Смотри, с невероятными финансовыми вложениями, наверное, все было бы гораздо быстрее. Но у меня всё-таки не коммерческий проект и нет каких-то грандиозных финансовых вложений, то приходится делать всё самостоятельно, медленнее, но когда ты видишь и слышишь отдачу, то понимаешь, что ты на правильном пути. Если бы мне никто не писал песни, не слушал, не комментировал их, то я подумала бы, что это никому не интересно. Но когда вот этот ком несётся и становится всё больше. Как-то так происходит, что кто-то кому-то музыку передает, кто-то куда-то выкладывает себе на страницу, другие люди слушают. Как-то так это всё понеслось и с каждым днем в плане и вложений, и всего остального, как-то легче. Наверное, с финансами было бы быстрее, я думаю.

Анна: Но в целом, всё возможно?

Найт: Думаю, что конечно, всё возможно. А по поводу финансов, можно же их найти, заработать. Конечно, что-то нужно вложить. Занять, не знаю. Взять кредит. Продать квартиру возможно? У каждого свой сценарий, своя история, с меньшими финансами этот процесс, наверное, длиннее, с большими - быстрее, при грамотном вложении. Потому что тоже можно вложить неграмотно и прогореть.

Анна: Давай отмотаем назад время, и ты говоришь, что записала вторую песню, и что потом с ней делала?

Найт: С "Мы разбиваем сердца"? Во-первых, на нее сняли клип, уже, по-моему, на BlackMagic мы снимали. На профессиональную камеру ребята-операторы уже старались сделать материал официальным клипом. Потом что с ней сделали? Её разослали по радиостанциям, просто сидели и рассылали. На тот момент, кстати, меня, по моему, не было даже Вконтакте. Попозже официальная группа появилась. Был только Инстаграм, и, конечно же, она появилась на всех платформах. Я помню, ее взяли в магазины, и кстати после "Мы разбиваем сердца" у меня появились дистрибьюторы. Кстати, лейбл, — у меня есть лейбл. Единственное, я не принадлежу лейблу. Есть такой момент, когда ты принадлежишь лейблу - у тебя контракт, а есть когда ты как бы с лейблом, они отвечают за твои авторские права, юридические вопросы решают, но при этом ты им не принадлежишь. У меня есть лейбл, это MusicDistribution, и после "Мы разбиваем сердца" меня пригласили присоединиться к ним. И я не отказалась, было очень приятно.
Как-то помнишь я рассказывала, что я сама самостоятельно на TuneCore разместила трек, не помню даже сколько это стоит, но недорого. Любой себе может позволить, чтоб его песня появилась на всех платформах, международных, AppleMusic, Spotify и так далее. Самостоятельно заливаешь, и оттуда я забрала треки и перенесла их в лейбл, который занимается дистрибуцией.

Анна: И получается, что если ты хочешь, то можешь попасть на любую площадку?

Найт: Конечно. На любую, на все. Любой музыкант может через платформы, типа TuneCore залить, оплатить размещение, всё! И ты попадаешь на все площадки.

Анна: И получаешь с этого всего уже какие-то отчисления? Как это работает, если немного про закулисье?

Найт: Работает так: слушают стримы, слушают твою музыку, соответственно, ты получаешь какие-то деньги. Раз в квартал - каждые три месяца идет отчетность. Я обычно раз в полгода получаю, либо раз в год. Получается, что два раза в год ты получаешь свои роялти, а вообще, считается поквартально, потом переводят на твой расчетный счет.

Анна: Я где-то слышала, что сейчас появляются новые артисты, которые уже не устраивают живые концерты, а только стриминговые, в том числе записывают песни, снимают клипы, такие виртуальные по большому счету артисты, это действительно возможно сейчас?

Найт: Да, на YouTube я тоже наблюдаю, действительно это так и есть.

Анна: И, то есть, это возможно с точки зрения финансовой, этих денег, естественно при успешном подходе, достаточно, чтобы не ездить как раньше с концертами?

Найт: Думаю, да. Если это так популярно, думаю, да.

Анна: Класс, все меняется. Скажи, пожалуйста, вот ты придумываешь песни. Ты сказала, когда проживаешь какие-то ситуации, когда у тебя возникают какие-то эмоции, как ты решаешь потом, когда выпускать песню, когда на нее снимать клип, у тебя есть какое-то планирование серьезное?

Найт: Я очень долго хотела, чтобы - выпускаешь песню и сразу снимаешь на нее клип, но так как все неожиданно очень в начале получалось: я записывала песни, а потом было уже несколько песен, сидишь и думаешь, на что же снять клип, на эту, а может на эту? А потом пишешь следующую и думаешь, нет, вот на эту! И начиная с "Океана", в этом году пришло, что записали песню - сняли клип, выпустили. Потом "Нас нет больше" - записали, сняли клип, выпустили. И с "Танго" - записали, сняли клип, выпустили. И теперь происходит так, что записываем песню, снимаем клип. Кстати, "Танго" песню я очень долго думала записывать, потому что у меня три песни лежало "LA", "Лужи " и "Танго". "Танго" я вообще не собиралась записывать, ее выпросили поклонники. Я думала, что один раз ее спою и всё, но получилось, что она безумно понравилась. В Инстаграм спросила, какую хотите, чтоб я записала, и больше голосов было за "Танго". Так у меня работает, следующую наверное, запишу "Лужи".

Анна: Расскажи, пожалуйста, помогают ли соцсети в продвижении лично тебе?

Найт: Конечно! У меня в декабре была история: атака произошла каких-то жалоб на мой аккаунт. Основную группу Вконтакте, мне заблокировали! Мы долго вели переговоры с Вконтакте, и в тот момент, когда у меня соцсеть отсутствовала, во-первых, от меня отписалось какое-то количество человек, потому что непонятно, меня вернут или не вернут в эту соцсеть, и очень сильно упали прослушивания во Вконтакте. То есть, ты понимаешь, насколько это влияет, конечно?

Анна: Достаточно ли тебе продвижения за счет твоих соцсетей?

Найт: На данный момент всё, что я имею, это всё благодаря моим соцсетям. Я конечно же, стараюсь, уделяю внимание, не пропадаю, не забываю выкладывать посты, рассказывать, что у меня происходит, потому что, наверное, это и есть основные платформы общения со слушателем.
Я не тот артист, который каждый день ротируется на радио, хоть у меня там и "Мы разбиваем сердца" есть в ротации, и "Нас нет больше", но по большей части я не тот артист, который каждый день на радиостанциях, ходит на телевидение. Мои соцсети - это и есть прямой коридор для общения с моими слушателями.

Анна: И насколько я понимаю, они за эти несколько лет, что ты занимаешься музыкой, очень сильно выросли?

Найт: Конечно, с каждой песней. С каждой песней появляется кто-то, пишут, что они со мной после песни "Океан". Кому-то "Океан" нравится, а кому-то, особенно девчонкам, мальчишки как-то больше к "Океану", а девчонкам - "Нас нет больше".

Анна: Допустим, я хочу начать (хотя вряд ли, у меня всё плохо с голосом), но какой бы совет ты дала человеку, который хочет начать петь, но не знает, куда идти, что делать, каких-то несколько советов?

Найт: Самое первое - не говори, что у тебя нет голоса. Это первое. Надо в себя поверить и просто делать то, что нравится. Про меня миллионы раз говорили, что у меня нет голоса, слуха и так далее, а зачем на это обращать внимание? Нужно никого не слушать. Тебе всегда будут говорить какие-то нелицеприятные вещи!

Анна: Как ты с этим справляешься?

Найт: Никак. Я просто не реагирую на это. Потому что есть те, кому нравится, а если на энергию отрицания, энергию хейтеров обращать внимание, то можно с ума сойти. Энергия положительная, тех людей, кому нравится, кто пишет отзывы, что песня "Нас нет больше" помогла кому-то в период расставания (я тоже испытывала период расставания, когда писала) очень подкрепляет, вдохновляет, окрыляет и после этого, на каких хейтеров ты будешь обращать внимание? Ведь, если на это обращать внимание, можно стать параноиком, шизофреником и так далее. Ну как может мнение какого-то постороннего человека повлиять на твою жизнь?

Анна: Хорошо, если ты это понимаешь, но так часто, к сожалению, бывает.

Найт: Надо начать, наверное, с внутренней уверенности.

Анна: Так. А есть какие-то практические советы, что делать?

Найт: Заняться сольфеджио, например. Не лениться, взять гитару, клавиши, кто на чём играет, и стараться ежедневно, или не ежедневно играть, сочинять. Я, когда записали "Мы разбиваем сердца", первое, что сделала, это купила MIDI-клавиатуру и стала заниматься сольфеджио, просто вспоминать. Я хоть и училась в музыкальной школе, и у нас в институте - вокал, и актеры занимаются этим всем. Но первое, что сделала - это сама занялась сольфеджио. Если не поставленный голос, то наверное, нужно пойти на вокал.

Анна: Если вспомнить, какая на твой взгляд была самая дурацкая идея на пути твоей музыкальной карьеры, даже если тебе так не казалось в тот момент?

Найт: Я сразу вспоминаю, у меня есть песня "Притворись моей тенью". И, наверное, самой дурацкой идеей было соединить рок, поп, которую я наверное, хочу переписать, но хотя уже всё, она такой родилась, она такой и будет! А какая еще самая дурацкая идея, даже не знаю, что вспомнить?

Анна: А твоя лучшая идея какая была?

Найт: Лучшая идея - это начать писать песни.

Анна: А ты сказала, что до этого у тебя не хватало усидчивости написать песню целиком. То есть, сам факт написания, это было твоё хобби всегда?

Найт: У меня в детстве, помню, был такой магнитофончик "Электроника", у многих, наверное, был. Они все были одинаковые, и там была кнопка "Rec". И я вставляла кассету, нажимала "Rec" и пела какие-то песни вообще от балды - вот такое сочинительство у меня было с самого детства.
Я кстати, поступала в Гнесинское училище на эстрадный вокал, но выбрала театральный институт. Меня постоянно в это сферу тянуло, а я всё сопротивлялась.

Анна: Скажи, а что у тебя появляется сначала, слова или музыка?

Найт: Слова. И очень интересная штука происходит: вижу слова, и либо одновременно всё происходит. Беру гитару, и у меня это всё выливается. Либо у меня текст есть, и я сочиняю, смотрю, играю и рождается мелодия, и она рождается и всё. И закрепляется за этим текстом. И даже если отложить текст, дать мне его завтра или через неделю, — у меня родится та же самая мелодия, я ее уже не перепишу. Она как-то приходит, прикрепляется к тексту и дальше я ничего не могу делать.
Если допустим, мне не нравится мелодия, которую я сочинила, я просто откладываю текст, и беру новый. А бывает потоково, рождается вместе с текстом. И я сижу, наигрываю, записываю.

Анна: Вообще, мне лично сложно представить, что сидит один человек, играет, что-то записывает, а потом такой: "Песня готова"!

Найт: Ну да.

Анна: У меня видимо, есть некоторая испорченность из-за кино, потому что когда мы даже музыку для кино пишем, это всегда такой глобальный процесс. Поэтому мне сразу представляется, что это должно быть безумное количество людей, очень много сложных процессов.

Найт: И в этот момент я это всё снимаю, потому что потом мне надо будет еще придумать, как это будет звучать, отправить аранжировщику, обязательно снимаю в этот момент, чтобы не забыть.

Анна: Хорошо. Значит, у тебя в команде сейчас сколько человек?

Найт: У меня есть директор - Маргарита Гуляева, которая так же по совместительству режиссёр всех моих клипов. Есть администратор, оператор и фотограф, которые всегда со мной, такая команда!

Анна: Аранжировщик?

Найт: Конечно. Это Марчел Яцко. Аранжировщик песен "Океан", "Нас нет больше", "Танго" и "Лужи". Замечательный, талантливый Марчел.

Анна: Я знаю, что на съемках последнего клипа была какая-то история интересная, необычная по задумке?

Найт: Ты про "Танго"? Пришла такая идея клипа, меня осенило, и говорю:
"Марго ты знаешь, я хочу, я вижу как это будет! Вот смотри. Клуб. Это разные пары, может быть какой-то худой мальчик, толстая девочка рядом, знаешь, чтобы жизненные абсолютно люди". Ведь о чем я пою в "Танго"? О том, что каждый человек хочет любви. Какой бы он не был. Стеснительный, закомплексованный, раскрепощенный, абсолютно любой. Каждый человек хочет счастья и любви в жизни, правильно? Об этом я и пою. Я говорю: "Слушай, давай соберем всех в одном месте?"
Рита говорит: "Хорошо. Дальше, пожалуйста, в режиссуру не лезть. Я поняла, что надо".
Я тут же записала видео. Причем конкретно ничего специально не говорила, просто думаю, самых сумасшедших найдем, кто действительно хочет поучаствовать. И выставила в сторис: "Ребята, кто хочет, — есть возможность сняться в клипе "Танго". Кто хочет, пишите". И что ты думаешь? Написала куча девчонок, ни одного мальчишки, как всегда! И Марго говорит: "Слушай, а как нам пары собирать или что-то?" Я говорю: "Гениально. Это будет чисто женский гимн!"
Гимн такой феминистический, солидарный. И в общем-то получилась такая крутая история. Так что, если хотите посмотреть на кучу крутых, красивых девчонок, идите на YouTube, ищите клип "Танго" и смотрите.

Анна: Звучит, как будто бы это уже такое сообщество, очень большое и очень сплочённое, это так?

Найт: Да, я это чувствую. Знаешь, с каждым днем всё больше.

Анна: Мне кажется, что раньше так не было?

Найт: Не было. Я и говорю, что сейчас я советуюсь, и какую песню выпустить и по каким-то другим вопросам советуюсь с сообществом моих слушателей. Да, я это чувствую, как-то хочется, чтобы у меня были самые крутые аранжировки, чтобы у меня был крутой звук! Мне хочется, чтобы всё это очень классно звучало!

Анна: Получается, да. Всё как-то сильно меняется, интересно. Просто раньше артист любой, неважно, актер, певец, он пытался наоборот, мне кажется, максимально дистанцироваться от людей, которые его любят или слушают, или ходят на его спектакли. И эта дистанция, она наоборот, всячески подчеркивалась, а здесь получается прямой диалог и некое сообщество единомышленников, действительно.

Найт: Да, я сама отвечаю на комментарии, сама веду свой Инстаграм. Пожалуйста, мне можно написать спокойно. Только пишите, пожалуйста, адекватные вопросы, потому что, когда мне пишут неадекватные, тогда ребят, извините. Я промолчу и не отвечу.

Анна: Получается, другое ощущение некой сопричастности, да? Вообще класс, мне нравится! Это то, чего нельзя добиться например, в кино. Прямой диалог и такая близость с людьми, у них другая сопричастность, наверное. Классно!

Найт: Ты как режиссёр тоже в своем аккаунте достаточно близко общаешься.

Анна: Да, но это все равно другое, потому что у нас очень большая разница во времени. Ты что-то делаешь сегодня, а всё это увидят очень нескоро и в смысле дистанции, и в смысле осознания. Немножко другой подход.
Мне кажется, социальные сети это меняют и стриминги, наверное, тоже. И это классно. Такой у меня ещё вопрос к тебе, учитывая нашу тему. Часто очень в нашей стране, по крайней мере, я знаю, что за границей меньше таких проблем, противопоставляют творчество и деньги. Очень часто говорят, что ты либо деньги зарабатывай, либо занимайся великим искусством. Как ты думаешь, почему так происходит, и как ты вообще к этому относишься?
Найт: Мне кажется, изначально неправильно, что твоё творчество не приносит денег. И если ты себя чувствуешь так, то оно и не будет приносить денег. Надо прорабатывать как-то внутренний этот вопрос, потому что он неправильный. Ты веришь в голодных художников?

Анна: Очень сомнительно.

Найт: Станиславский был разве голодным художником?

Анна: Нет.

Найт: Вот!

Анна: Спасибо тебе большущее. Напоминаю, что сегодня с нами была певица и автор песен Найт. Спасибо, что слушали нас




Напоминаем, что наш проект про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет искусствовед Тата Тимофеева. И мы поговорим о том, как выбрать любимое дело и превратить его в источник дохода.
Made on
Tilda