#19 Ева Кац – Как продвигать новые проекты через личный бренд

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Ева Кац
журналист CEO проекта Digital Bandito и сооснователь рекламного агентства Digital Bands
Как можно продвигать новые проекты через личный бренд
темы подкаста
  • 1
    Страшно идти в неизвестность
    У нас есть все двери этого мира, нужна смелость, решительность, авантюризм и внутренняя сила. Очень важно понимать, что этот выбор наш собственный. Никто за нас не решит.


  • 2
    Прикладная мечталогия
    Специально разработанная система управления своей жизнью через управление проектом и бизнесом, основанная на действиях.


  • 3
    Управляемое счастье
    Это система жизни человека, умение в любых ситуациях, в любых обстоятельствах настраиваться так, чтобы по всем сферам жизни сохранялся баланс. Быть счастливым в любом состоянии.


  • 4
    Хобби не всегда стоит монетизировать
    Хобби относится к сфере ценностей, наполняет нас, дает кислород, для того, чтобы действовать дальше. Можно монетизировать часть процесса, а что-то оставить кислородным занятием, чтобы хобби не превратилось в выполнение рутинных рабочих задач.
  • 5
    Почему нельзя давать бесплатные консультации
    Большинство людей не ценят бесплатные услуги, тем самым не ценя и самого специалиста, что порождает в нем понижение самоценности и убеждение в бесполезности своего творчества.
Советы Евы:
  1. Личный бренд может быть очень небольшой и комфортный. Здесь не обязательна большая поляна на всю планету, это может быть маленький огородик, который ты возделываешь, и тебе в нём хорошо.
  2. Основная идея - это себя не замучить, и при этом чтобы фоном шло и продвижение, и присутствовало творчество.
  3. История с управлением своей жизнью начинается с того: что мы хотим? куда можем прийти? и что у нас сейчас есть? Мы смотрим на жизнь, как на проект: проверили гипотезу, она не сработала, едем дальше, следующая гипотеза.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Всем привет, меня зовут Анна Лобанова, и с вами проект про деньги для творческих людей ArtCoin. Сегодня со мной журналист SEO-проекта Digital Bandit и сооснователь рекламного агентства Digital Bands, Ева Кац. Она расскажет о том, что такое мечталогия и как продвигать новые проекты через личный бренд. Расскажи, пожалуйста, о себе. Насколько я знаю, ты сначала мечтала быть журналистом?

Ева: Я мечтала быть журналистом, я мечтала быть хирургом, я мечтала быть психологом. Но я понимала, что, чтобы быть хирургом, нужно быть очень ответственным человеком и очень хорошо учиться. У меня были проблемы с химией, и я решила, что могу подвести человечество, если пойду по этому пути, поэтому я решила не рисковать. И с психологией у меня срастается всё сложным путём сейчас в жизни, а журналистика ворвалась в мою жизнь, точнее, я ворвалась в журналистику ещё примерно в 16 лет.

Анна: Я тоже начинала свою профессиональную деятельность с журналистики, но потом ушла, потому что мне показалось, что очень много рамок и некуда развиваться дальше. А ты по какой причине?

Ева: Это хороший вопрос. Слушай, у меня единственный, наверное, раз, когда я почувствовала себя настоящим журналистом, вот тем самым, которым мне хотелось быть. Это была моя дипломная работа в институте. И всё остальное время это было время, когда перекрывался вентиль свободы слова, и всё это рушилось прямо у нас на глазах. Гламур, я работала редактором в Cosmopolitan-видеоверсии, мы снимали звёзд, очень много тусовались, это была классная жизнь.
Потом я ушла в продакшн документальных фильмов, и на этом моменте всё пошло не так. Представь себе: продакшн документальных фильмов, ты туда идёшь, и ты хочешь нести что-то светлое и рассказывать какую-то правду или какую-то пользу. И сталкиваешься с продюсированием.
Мы тогда делали фильмы для РЕН-ТВ, и это были документалки формата "Почему нельзя есть ГМО" или какие-то такие вещи, и это был последний поинт. У меня уже копилось желание уйти, потому что я никогда не занималась тем, чем я хотела бы заниматься, не говорила то, что хочу говорить.
И на фильме про ГМО я сломалась, потому что продюсеры предполагали, что мы будем снимать нормальных людей, выдёргивать из контекста их слова, и там была ситуация, например, с ребёнком-инвалидом и его мамой. Нужно было её снять, смотреть ей в глаза, и всё было как бы хорошо, а потом это нужно было преподнести так, что мама ребёнка употребляла ГМО, и поэтому ребёнок таким родился. То есть абсолютный жесточайший хардкор на грани, когда вообще отсутствует человеческое зерно, когда вообще нет совести. И я понимала, что телек играет по этим правилам, мы в принципе и в Cosmo тоже придумывали сюжеты, которые могли бы вовлечь людей. Еще меня очень смущало то, что ребята, с которыми работали, все - милые люди, как понимаешь, абсолютно нормально это воспринимали, то есть им было "ок", смотреть в глаза - снимать одно, а показывать другое. И это было, наверное, самое отвратительное, мне было тошно находиться в этой среде. И я поняла, что на телеке я работать больше не буду, что я ухожу. Я ушла из телевидения, но я не ушла из журналистики. И я в принципе из неё не собираюсь уходить, потому что так или иначе это всё равно остаётся в моей жизни. Сейчас я колумнист РБК, завтра буду ещё что-то делать, и это тоже так или иначе связано со СМИ, только в разных интерпретациях теперь.

Анна: Есть мнение, что соцсети современные - это журналистика и есть. Ты как к этому относишься?

Ева: Соцсети это лайфстайл людей. Ты можешь говорить всё что угодно, и никакого фактчека от тебя там не требуется. Наверное, если ты относишься к соцсетям как к некой достоверной информации, то это, скорее всего, проблема человека, который это делает. Это всё равно, что верить всему, что написано на заборе. И здесь должно быть правильное восприятие, что всё-таки здесь люди просто выражают своё мнение. Мне недавно в комментариях написали: "Я не ем жёлтые аскорбинки, потому что прочитала, что они сделаны из чёрной плесени"! Вот тебе пример, когда люди одни написали какую-то чушь, вторые в это поверили, ещё это и распространяют. Я этот коммент удалила, чтобы эта ересь не разносилась, как та самая плесень дальше по соцсетям.

Анна: Ты ушла с телевидения, и как ты решилась на новые шаги, и вообще что ты решила делать?

Ева: Должна быть сейчас красивая история в стиле "У меня всё было очень плохо, а потом всё стало очень хорошо".

Анна: Нет, я такое не люблю как раз. Мне нравятся истории про честность. Я имею в виду про внутренний мир, потому что страшно же идти в неизвестность. И особенно, когда мы говорим про творчество, людям это самое страшное - сделать первый шаг.

Ева: Конечно. А любым людям сложно.В принципе страх всегда, когда ты рискуешь потерять стабильность ту самую, которая есть, даже если она нас не устраивает, мы всё равно этого очень боимся. Это абсолютно нормально, это даже, наверное, отчасти хорошо, потому что это нам помогает не делать глупых поступков. Нас это ограждает от сжигания мостов и срывов с обрыва в реку без страховки. Но у меня была эта ситуация, она сейчас звучит очень вдохновляюще, потому что я действительно сорвала куш от вселенной, и я действительно получила все бонусы за свою смелость в итоге. Ещё не все, я их продолжаю получать. Но в тот момент мне было очень страшно. В тот момент я сидела на кухне, пила по пять бутылок пива за вечер и ревела одна, и курила сигареты одну за другой. И я не понимала, что дальше, что мне делать? И самое ужасное в этой ситуации - это даже не страх человека. Потому что, когда человек думает, например, о том, что нужно принять решение куда-то уйти, в новый этап, он понимает, что, например, ему не подходят текущие отношения, которые сейчас.
Второй момент - это работа, ещё хуже. А как уйти, а что будет, а деньги?
Третий момент - это отношения с окружающими, потому что если ты, типа, начал какую-то карьеру, существует такое поверье в народе, что ты должен завершать дело начатое. Я с этим не согласна, если что. Но, опять же, это давление. И самое опасное в этом - это давление людей вокруг. Потому что тебе начинают говорить: что ты бесишься с жиру; да у тебя и так всё хорошо; да куда ты лезешь вообще; да сиди не выпендривайся, радуйся тому, что есть!
И у меня тоже было такое давление, естественно. Оно было не со всех сторон, но было с некоторых важных для меня сторон.Ты находишься на грани, но у тебя всегда есть понимание, а что вообще на кону? У тебя может быть мнение друзей или семьи, или у тебя на кону твоя собственная жизнь, в которой ты сейчас, в этой точке выбора, принимаешь решение очень важное для себя. То есть ты можешь сказать: "Ой, ладно, сейчас со всеми соглашусь, пойду потерплю ещё немножко лет до 70-и, а потом всё само закончится!" Или - понимаешь, что у тебя есть все двери этого мира, но тебе нужна смелость, решительность, какой-то, возможно, авантюризм, и внутренняя сила. Но при этом эта сила берётся из мотивации сделать свою жизнь классной.
Очень важно понимать, что этот выбор наш собственный. Мы его делаем. Никто за нас не решит, — мамы больше нет, которая будет за нас заправлять постель и варить нам кашу, всё сами.

Анна: Это реально классно и правильно, но это очень высокая степень осознанности.

Ева: Конечно.

Анна: И мне кажется, что она не всегда есть.

Ева: Конечно. Это воспитывается маленькими шагами. Начиная с вопроса "А делаю ли я то, что хочу сейчас?" Я уже совершила кучу осознанных шагов, но, тем не менее, у меня на столе лежит маленький квадратный белый листочек, и на нём написано: "Я чувствую себя собой?" Он лежит у меня на рабочем столе. И когда приходит ко мне какое-нибудь предложение, или какое-то мне нужно принять решение по работе или ещё что-то, я смотрю на этот листочек и задаю себе вопрос: "Я сейчас чувствую себя собой?" Например, позвали меня выступать на какой-нибудь марафон очередной про какую-нибудь ересь и чушь вместе с эзотериками и всеми остальными.
Я могу ворваться как блогер туда и заработать себе немножко трафика, потому что трафик это важно и так далее. То есть - наступить себе в этот момент на горло. Или я могу, ориентируясь на эту бумажку, сказать, что я чувствую себя собой, когда я с тобой в подкасте нахожусь; когда я на РБК колонку пишу; в переговорах с вышкой или ещё где-то, — вот тогда я чувствую себя собой.
И этот вопрос к себе применим к любой сфере в жизни: в отношениях с людьми, с друзьями, и как ты соглашаешься проводить своё время или своё свободное время и так далее. Чувствуешь ли ты себя собой - это хороший ориентир, с него можно начинать, и он как лакмус начинает вести по правильной дороге.

Анна: Как родилась идея мечталогии у тебя? Я думаю, что в связи с названием иногда к тебе прилетают какие-то штуки внешние. Я имею в виду марафоны или ещё что-то.

Ева: Слушай, с названием вышло очень интересно, потому что первая книга моя посвящена мечтам, но это была книга-диверсия, там есть некоторый неотработанный момент.
Я никогда не была про белую феечку в пальто, вообще никогда. И у меня было много маркетинга, он и сейчас остаётся в моей жизни. Рекламное агентство никуда не делось. Но при этом я никогда не верила в то, что наклеенные на стену бумажки с видом дома приведут меня к дому. Я и сейчас в это не верю, и вообще борюсь с этой ересью как могу и показываю другие варианты людям.
И книга по мечталогии была задумана, как инструмент, который можно вложить в руки девочки, когда она пойдёт в магазин и будет выбирать между моей книгой и книгами, где будет написано про доски желаний, визуализации, аффирмации и всё остальное. И мне нужно было очень замаскироваться. Почему я говорю писатель-диверсант и книга-диверсия? Потому что в "Мечталогии" запаковано очень много из управления проектом и управления бизнесом, там достаточно сложные вещи, но они так переработаны, чтобы никто не догадался, и чтобы девчонка, которая купит эту книжку, подумала, что всё нормально, сейчас всё будет хорошо, и она бы постепенно пришла реально к результату, а не осталась, сидя в своей комнате смотреть на вырезки из журналов, как у неё там новый дом появляется в новой жизни, мечтала бы! Нет, — вопрос действия. И поэтому, мечталогия, - такое слово.
Вторая книга сейчас в работе, сейчас буквально отправила новую структуру редактору и поехала к тебе. Она как раз про более мои вещи, она больше моя, я её чувствую как свою, это про life-work balance. Это про систему управления жизнью, про то, что такое управляемое счастье и зачем это вообще надо.

Анна: То есть для тебя то, что ты вкладываешь в мечталогию, это история про управляемое счастье, про достижение целей больше?

Ева: Это больше. Потому что, если мы говорим про достижение целей, мы скатываемся в целеполагание, а это очень тонкая грань, которая рядом стоит с успешным успехом, достигаторством, соревнованиями и прочими вещами. И я убеждена в том, что это очень болезненная история для любого нормального человека. И что люди выгорают, потому что их не учат балансу в жизни. Для меня баланс в жизни и счастье, и управление системами жизни, — это намного больше. Это понимание, как выстроить свой собственный график так, чтобы у тебя было, например, 4 рабочих дня и оставались всегда кислородные дни выходные. Как выстроить график так, чтобы у тебя было время на семью, и ты при этом не страдал в этот момент, что ты не делаешь дела. Как сделать так, чтобы у тебя было всё нормально со спортом, питанием, здоровьем, то есть ты управляешь полностью этими системами. Туда же включается целеполагание, оно тоже конечно же есть, но это маленький пазлик во всей этой конструкции. Туда же включается расстановка приоритетов и понимание, как управлять, как внедрять новые привычки, как их зафиксировать? А если ты начнёшь срываться, что делать в этот момент, если всё идёт не так, как себя вести в кризисных ситуациях? Это управление.
Если мы говорим о теле, то это сон, это питание, это спорт, это физика - отношения с телом, ещё немножко психологии здесь. Если мы говорим о разуме, это тоже часть системы жизни. Это умение расставить границы, умение сказать нет, или умение понимать и принимать решение в ситуации, опираясь на некоторые инструменты, которые тебе помогают правильно действовать. Это свои собственные правила и так далее. И конечно, очень много времени я уделяю капиталам. Это личный бренд, продвижение, репутация, связи с людьми, разные источники дохода, возможность монетизировать своё хобби, что скорее всего тебя интересует тоже.
Это всё, помимо отношений с семьёй, отношений с партнёром и помимо отношений с людьми, путешествий, вещей, которые нас радуют, и приносят нам какой-то кайф в жизни.
Это о том, что мы получаем, и то, что даёт нам радость. На что, люди обычно забивают и говорят: "Ой, нет, я потом отдохну!" или "Ой, нет, мне не до этого, я буду сейчас работать!"
И ценности - это ещё и хобби, который, кстати, не всегда надо монетизировать.
Вот - система жизни, то есть человек, который управляет этой жизнью и будет счастлив в любом состоянии. Сейчас быстро пример приведу. Если, например, человек ест суп в своей квартире, которая ему, может быть, тесновата где-то на окраине города с кислым лицом, то лобстера он будет есть с таким же лицом. То есть когда у него появится лобстер, он его будет радовать какое-то короткое время.
Если человек не умеет радоваться и не умеет этот баланс сохранять, его опять через какое-то время вынесет туда же. Не важно, есть у вас лобстер или есть у вас суп, — система управления жизнью - умение в любых ситуациях, в любых обстоятельствах настраиваться так, чтобы тебе было классно, чтобы ты везде сохранял баланс, и твоё умение добывать лобстеров в этой системе (про источники дохода, то есть), будет тебя делать только радостнее, только лучше, и это важно.
Анна: Получается, мечталогия это такой маленький кусочек этой всей огромной системы?
Ева: Мечталогия - это начало, то, с чего всё началось. Это опорные упражнения, которые можно и нужно применять в жизни, и они действительно создают правильный фон и правильные настройки. Но в целом вся система это как раз то, что сейчас у меня в работе во второй книге. И осенью в 2021 году она выйдет. Я, кстати, сегодня придумала такую штуку, что я буду некоторые инструменты выдавать у себя в Инстаграм, в Телеграм. Люди будут, если им понравится, применять и делиться опытом, и часть историй я заберу в книгу о том, как это всё происходит у людей, какой опыт получается. Так что всех приглашаю к себе.

Анна: Если мы говорим про личный бренд, умение рассказывать про себя, о том, что ты делаешь, про своё творчество или про книгу. Какой совет бы ты дала людям, которые хотят это делать и немножечко побаиваются?

Ева: Которые хотят рассказывать о творчестве?

Анна: Да, о себе
.
Ева: А зачем им рассказывать?

Анна: Это, мне кажется, путь, который сейчас насаждают всем. Что личный бренд необходим, если ты хочешь чего-нибудь добиться, ты должен об этом рассказать.

Ева: Давай немного про личный бренд. Все понимают его по-разному, и для некоторых людей личный бренд - это популярность уровня Ольги Бузовой. И люди такие: "Личный бренд? Это я же должен стать таким человеком, на всю страну греметь!" А для меня, например, личный бренд это немножко другое. Это то, какой фон создаёт человек? С чем он ассоциируется? О чём думают люди, когда на него смотрят, и когда о нём вспоминают, какая вообще есть миссия, какие ценности этот человек несёт, какие смыслы? И личный бренд может быть очень небольшой и комфортный.
Например, если это, допустим, человек, который делает вручную обувь. Вот у него ручная работа, он не может делать много ботинок, он в каждую пару обуви вкладывает душу, творчество. И у него есть некий пул клиентов, и это может быть его личный бренд. Здесь не обязательна большая поляна на всю планету, это может быть маленький огородик, который ты возделываешь, и тебе в нём хорошо. Я за экологичность, потому что когда на людей наседают и говорят: "Давай! Греми! Иди в эфиры! Выступай, фигачь!" - человек, в особенности, если это человек творческий, может просто этого давления не выдержать, и это очень сложная ситуация. Ко мне приходят люди иногда на консультации, и мы разгребаем эту историю, как их разгрузить. Мы садимся и смотрим: какие им нужны люди? Например, что они будут делать, сколько это будет стоить, когда это может окупиться, при каких условиях? Чтобы человек мог действительно творить, потому что не все могут выходить и вот этим всем заниматься. Это правда трудно.

Анна: У нас была героиня одна в проекте и в подкасте, у которой такое мнение: что каждый человек способен на один энергозатратный процесс. То есть если для тебя сейчас первостепенно выступать, общаться и так далее, (в пример книги она говорила), то скорее всего книга в этот момент писаться не будет. Потому что сама она не напишется, а энергии у тебя на неё не хватит. Поэтому, если сейчас тебе важно написать книгу, значит всё остальное надо поставить на паузу, перестать себя насиловать и просто спокойно сесть писать книгу.

Ева: Я здесь не совсем согласна с этим. Потому что ты можешь уйти, сфокусироваться, на год. И пока ты будешь писать книгу, о тебе все забудут, и тебе будет просто некому её презентовать. Потому что в наше время, книга это не только процесс. Когда ты пишешь, — это ещё процесс взаимодействия с людьми, интерес вокруг неё, некое сообщество, которое формируется вокруг книги ещё до её выхода. Очень много вещей из продюсирования, из продвижения, из будущей монетизации, потому что книга это как некое ядро продуктов, которые могут быть вокруг неё. И это интересно. Здесь нельзя эту рутину, назовём её продвижением, взять и схлопнуть: "Ой, всё, я пошла писать, всем пока, встретимся через три года", — нет! И задача как раз, если мы смотрим с точки зрения life-work balance. Задача эти процессы так систематизировать и выстроить у себя в режиме, чтобы это оставалось и при этом не напрягало. И чтобы не стало давлением, когда тебе кажется, что всё надо успеть, а ты ничего не успеваешь, и у тебя начинается паника.
Это в принципе делается с помощью достаточно простых вещей: когда ты регулируешь своё расписание, когда у тебя под каждое занятие есть свой слот, свой день.
Например, у тебя есть вариант, допустим, мы говорим о творческом человеке, который продвигается. У него есть задача пилить свой творческий продукт, быть в этом потоке, потому что это важно. Он не должен быть очень уставшим, чтобы фокус внимания на продукт уходил, и чтобы человек мог творить. Но при этом у него должно фоном идти продвижение, например.
И я здесь за делегирование частичное, потому что не может человек делать всё сам, серьёзно.
И второй момент, как раз расстановка приоритетов. Можно отказаться от эфиров, но направить, например, часть денег на тот же таргетинг. У тебя будет не меньше подписчиков, но ты не тратишь уже энергию на эфиры. Следующий момент. Ты можешь, например, выстроить систему, когда ты, раз или два раза в неделю, или три, выходишь с некой контентной единицей. У тебя есть контент-план, ты знаешь, о чём тебе рассказывать, или какие-то темы. И что самое классное, ты занимаешься тем, в контексте чего находишься. Например, я пилю книжку и понимаю, что мне нужно сейчас взаимодействие с людьми. Я запускаю неделю эфиров по этим темам, с людьми общаюсь, и получаю обратную связь. Мне как писателю круто, потому что я понимаю, как люди чувствуют продукт ещё до выхода книги, при этом люди получают заранее ту информацию, которая ещё не вышла, а будет, например, только осенью и так далее. И таким образом, я тоже распространяю контент и занимаюсь собственным продвижением, и вокруг себя со своей аудиторией у меня идёт взаимодействие. Очень гармонично, согласись? И это вообще не про какой-то надрыв, это всё в кайф. И основная идея это как раз себя не замучить, и при этом чтобы у тебя фоном шло продвижение, и при этом было творчество.

Анна: Класс. И эта система как раз позволяет это делать?

Ева: Конечно.

Анна: Вопрос. Я понимаю, что это твоя структура, твоя идея, твоя система. Но ты применяешь в ней приёмы из бизнеса всё же?

Ева: Много. А много из управления. Потому что мы же начинали с моим мужем-партнёром, как наёмные ребята, а потом ушли уже в отдельное свободное плаванье.
И мы как раз по всем граблям прошлись. От человека, который делает руками, где всё просто и понятно, то есть я умею тексты писать и таргетинг настраивать, мне всё понятно, это свободная территория для меня, она простая. А потом начинается: у тебя подключаются клиенты, и тебе надо понимать: как с клиентами общаться, как выстраивать клиентский сервис? Потом у тебя начинается сложная история с командой: а как людей собрать, а кого собрать, а как их смэтчить между собой, чтобы у них всё получалось? Как их мотивировать? Потом у тебя начинается битва за качество, битва за делегирование. Очень много процессов, которые, начиная от первого делегирования - первое самое сложное, я хорошо помню. И заканчивая уже финансовыми схемами, когда ты понимаешь, как у тебя всё строится, у тебя прибыльная вообще история или не прибыльная?
Путь огромный, вариантов очень много. И естественно, все эти инструменты какие-то набиты шишками, какие-то взяты из книг, и я их применяла. Что-то я взяла от знакомых, которые тоже ходят по граблям и учатся строить бизнес или уже построили. И это всё ложится в основу раздела управления той системы, про которую я пишу.

Анна: Если мы говорим про эту систему управления, например, человек понимает, что он умеет и классно получается у него писать тексты, заниматься продвижением. А если человек понимает, что ему это ни важно, ни комфортно, он не тащит, не тянет, не хочет, то получается, — вопрос опять же делегирования и всё?

Ева: Что-то можно делегировать, что-то можно отточить, какие-то навыки. Это надо смотреть, что именно. Стоит ли направлять ресурс на то, чтобы учиться это делать, может быть проще всегда делегировать. Но я, например, то, что касается контента и то, что касается прямого взаимодействия с аудиторией, делегировать не буду, можно делигировать всё, кроме этой области. Но это моё мнение, потому что можно пойти самым экологичным путём - когда есть копирайтер, который работает в связке с человеком, но опять же, не подойдёт просто копирайтер.
Я человек, который отбирает постоянно людей в команду. Я знаю, как это делается. Я видела много людей, видела много тестовых заданий, мы очень по-разному строили схемы. И я могу тебе рассказать, как мы научились подбирать копирайтеров, которые могут писать максимально приближенно к человеку. Мы решали эти задачи, мы же занимаемся продвижением ещё всяких важных людей, личным продвижением как агентство. У нас была задача найти копирайтера, который будет в точности как наш клиент писать, говорить и чувствовать. И одно дело, самый простой способ: это клиент надиктовывает голосом, а копирайтер по голосу переписывает. Но эта схема не работает. Потому что, если копирайтер вообще не чувствует, что происходит, нет этой химии с человеком у него, то он напишет банальную расшифровку текста. Может быть, чуть-чуть его скорректирует, и это будет не то. Так как всё, что мы говорим и всё, что мы пишем - это разные вещи. И люди эту фальшь считывают и в это не верят. А контент должен быть настоящим.
Мы сделали такую схему, это моя разработка, я очень горжусь ей, она простая.
Мы брали копирайтеров и давали всем одно задание: отправляли один голосовой файл от клиента и просили по этому файлу написать текст для соцсетей, пост небольшой. Это был первый этап тестового задания. Потом из этих текстов мы отбирали тех копирайтеров, которые нам казались максимально приближены. Мы отбирали примерно 5-7 человек. Потом от этих пяти-семи человек мы берём их тексты, и фокус-группе людей, которые знают нашего клиента лично, отправляем эти тексты. И задаём вопрос: "Где текст, который написал наш клиент?" Потом устраиваем конкурс. Смотрим, что отвечают люди, если они считали, что этот текст точно написал наш клиент, то значит, — нам копирайтер скорее всего подходит. И дальше мы уже берём тестовый период, и человек начинает работать. Вот это хорошая схема.

Анна: Офигенная. Если бы меня попросили такое сделать без схемы, а в смысле задачу, я бы сказала, что это невозможно, правда!

Ева: Это возможно. Это надо просто очень много людей на входе сразу отбирать.

Анна: Идея крутая, правда, и выглядит как будто бы рабочая.

Ева: Она рабочая. И для делегирования это классно. Я тебе не ответила на вопрос ранее, что делать, если человек боится о себе говорить. Для делегирования такому человеку, как раз нужен помощник, не только с точки зрения текста, но и в плане снятия напряжения. Ты говоришь человеку, а он уже адаптирует под твои соцсети. И это не ты пишешь как будто бы. То есть психологически это правда легче. Но мой совет всегда такой, если вы хотите выходить и о себе заявить, чтобы о вас услышали, — проще преодолеть этот страх в самом начале. Это как с водой, вот ты в море заходишь, сначала вода холодная. Есть люди, которые будут три часа стоять, ноги мочить, а есть те, кто сразу забегают! Это как с негативом, с негативными комментариями то же самое - иммунитет должен быть с самого начала, потому что, чем больше мы развиваемся, тем больше будет давление из вне. Это нормально, закон такой. И здесь то же самое, надо просто сразу с этим работать.

Анна: Ну, я думаю, что сначала иммунитет всё равно не возможен, он просто приобретается с самого начала, постепенно.

Ева: Конечно-конечно. Надо пройти все эти болючие истории с самого начала. А ещё, если мы говорим о страхе, люди боятся всегда комментариев, боятся, что их будут осуждать.
Есть ловушка мышления. Если тебе напишут 10 комментариев хороших и 1 плохой - всё, человек сразу: "Всё, я не буду писать, всё очень плохо, сейчас будут мне все писать!" И самая простая практика, она супер-применимая, — это посчитать. Факты убедительны. Посчитать, сколько хороших комментариев, и напомнить себе, что вообще-то было 10 хороших и 1 плохой. Один плохой, как цена за 10 хороших это "ок"?

Анна: Мне кажется, это прекрасная цена.

Ева: Вообще нормально, особенно если его можно удалить. Если ты дальше пишешь, то ты понимаешь: "Да, я боюсь плохих комментариев, но у меня на 1 плохой будет 10 хороших. А плохой я снесу или попрошу помощника это сделать, чтобы вообще не видеть этого даже", — и всё.
Эти факты всегда очень убеждают нас и успокаивают. В работе так же действует. Если на 10 клиентов 1 будет не очень, надо просто вспомнить 10 классных клиентов до, и сразу становится спокойно.

Анна: Ты сказала в начале, что не все хобби надо монетизировать. Расскажи чуть поподробнее, что ты имела в виду.

Ева: Я это называю кислородные занятия. Я же много общаюсь с людьми, которые мне пишут и про мечты, как раз на фоне моей книги первой много диалогов с людьми идёт. И очень частый вопрос о том, что: "Я хочу заниматься, например, рисованием, но это не приносит денег, и что делать, я не знаю?" И получается, что на этом фоне человек вообще не оставляет себе права для радости. Получается, что ты можешь быть только рабочей лошадью, и у тебя вообще нет территории, где ты можешь заниматься чем-то кайфовым, чем-то, что будет наполнять, и что будет давать тебе кислород. Когда ты дышишь - у тебя много энергии. Другие сферы жизни зависят от сферы наших ценностей. Вот хобби относится к сфере ценностей, наполняет нас для того, чтобы действовать потом дальше. Поэтому если мы начинаем думать о том, что его надо монетизировать, мы начинаем уже заниматься работой. Всё, ты больше не творишь в этот момент. Гораздо интереснее, когда у тебя есть, например, творчество, но у тебя есть территория ещё, где ты делаешь то, что тебе хочется. Ты можешь монетизировать часть процесса, а что-то оставить кислородным занятием. Но кислородное занятие должно быть обязательно.

Анна: Но при этом ты говоришь о том, что, например, нельзя давать бесплатные консультации.

Ева: Нет конечно.

Анна: Я хотела у тебя спросить по этому поводу. Все герои, которые были, всегда говорят, что есть обязательно бесплатный шаг, какой-то этап, когда ты начинаешь консультировать в любой области, допустим, или преподавать, или что-то делать в самом начале пути: писать первые тексты, рисовать первые картины. И обязательно есть (по опыту у всех практически) бесплатный этап, на котором они набирались опыта, уверенности в себе, наглости попросить за это деньги, в конце концов. А потом уже и какой-то внутренний самозванец у них уходил, и им казалось, что всё, можно наконец уже про деньги говорить. Это немножечко мне кажется в конфликте с твоим заявлением, или нет?

Ева: Если мы говорим про личное время человека, не про раздачу буклетов бесплатно или чек-листов и ворк-буков, которые не зависят от времени человека. Если продукт бесплатный не завязан на личном времени, — это окей, я даже "за". Действительно, знакомство должно быть с аудиторией.
Всё, что касается личного времени. Наш мир очень интересный стал. Происходит некая подмена понятий. Допустим, сидит специалист некий, он копает-копает, он классный профессионал, и у него задача ещё глубже копнуть, ещё круче прокачать свои навыки. На второй экран мы с тобой размещаем человека, который сидит и понимает, что надо трафик, надо продажи, надо курсы, он не думает о том, куда он копает профессионально. Этим людям некогда. Этим сейчас очень грешат психологи. Я знаю, как минимум сейчас в своём окружении, человек 5 точно, которые на раз-два получили диплом психолога и пошли в Инстаграммы продавать свои курсы! Да им плевать на свой профессионализм! Они сидят и думают, что им надо очень быстро нагребать аудиторию. И отсюда возникает очень серьёзный синдром самозванца, потому что они понимают, что они профессионалы никакие, ничего там нет. И именно поэтому им нужны эти кейсы, наработки, уверенность в себе, чаще всего у людей есть понимание внутри себя, что они играют нечестно, играют нечисто.
В этом есть проблема, потому что хороший профессионал не будет бесплатно работать, он ценит своё время, он вкладывает. Есть классное выражение: "Бедные оценивают своё состояние в часах, которые они отработали, а богатые - в результате, который они сделали". И человек, который заморочен в своём деле, он действительно приносит результат и он не будет работать бесплатно. И это абсолютно нормально с одной стороны. Со второй стороны, у нас есть люди, которые попадают в эту ловушку. С третьей стороны, у нас есть действительно хорошие профессионалы, которые не уверены в себе на фоне успешного успеха. Эта третья категория людей мне очень симпатична. Эти люди просто не понимают пока, как им продвигаться, но они видят, что все остальные продвигаются бесплатными консультациями. И они тоже идут по этому пути, потому что люди склонны повторять за чужим опытом. И это тоже нормально. Но в чём проблема с бесплатным?
Самая страшная вещь в этом всём - это самооценка. Потому что когда человек делает бесплатно, к нему приходят люди, которые не ценят абсолютно его время, скорее всего очень много таких любителей. Интернет породил целую категорию таких людей, они специально ходят, ищут бесплатное, и никогда не заплатят, ещё и потом покроют чем-нибудь в комментариях некоторые. Чем меньше платят, тем больше возмущаются, это я по рекламному агентству знаю, по личному опыту. Самые вредные клиенты это либо те, кто вообще ничего не заплатил, либо заплатил 3 копейки?

Анна: Почему? Это вопрос ценности, или такие люди?

Ева: Мне кажется, что когда люди приходят и готовы за твои услуги профессиональные заплатить достойную адекватную стоимость, которую ты поставил. Такой вариант - это нормальные рабочие отношения, эти люди точно так же ценят своё время и поэтому вы с ними находитесь в одном поле. Лично мне важно видеть перед собой человека, который готов заплатить за моё время, и он будет ценить то, что я даю. Для специалиста, который делает бесплатные консультации, провал - это отсутствие масштабирования, невозможно на этом разбогатеть, это просто провальная модель изначально. Второй момент - это самооценка, ты постоянно видишь, что работаешь клоуном, и по факту у тебя не получается, потому что так не работает! И третий момент, это вообще история не про деньги. В этом нет энергии. Лично для меня любой процесс рабочий, всё, что мы делаем, — он про деньги должен быть. Деньги вместе со смыслом, естественно, это как раз очень крутая энергия, которая нас мотивирует действовать дальше. И потом ценность. Если ты видишь, что сидит человек и целыми днями даёт бесплатные консультации, ты пойдёшь к нему как к специалисту?

Анна: Я нет.

Ева: Меня тоже напряжёт это. Мне не понятно, чем он занимается тогда, что это такое?!

Анна: Подводя итог, у меня есть ощущение, что всё это про ценность и энергию, и измерять именно ими, я для себя сделала вывод, — это самый классный путь.

Ева: Это хорошо для меня - это не хорошо для меня.

Анна: Да!

Ева: Ещё пример, лакмус такой. Есть вопрос "Это хорошо для меня?", а есть вопрос "Это правильно или неправильно?" Чаще всего люди задают второй вопрос, это правильно или не правильно, так делать? Если мыслить из категории "Это хорошо для меня?", то много ответов появляется неожиданных, ты начинаешь задавать себе этот вопрос, и видишь, как это работает, относительно проекта в продвижении, денег, вообще всего.

Анна: Да, а второй вариант это больше про рамки, навязанные извне.

Ева: Угодить, соответствовать, чтобы тебя одобрили, типа правильно - неправильно.

Анна: Класс! Значит, мы ждём книгу, я поняла, и исходя из неё строим все эти проекты и структуры.

Ева: Очень много будет в соцсетях у меня, не так, как в первый раз, сейчас будет по полной.

Анна: Есть ощущение из того, что ты рассказываешь, что это всё-таки этап не для новичков?

Ева: Почему?

Анна: Он требует, мне кажется, такого подхода более осознанного, видимо работа либо с психологом, либо с собой разобраться может быть без специалистов каких-то, или прям пошагово с нуля можно будет?

Ева: Будет, конечно, с нуля. У меня в разделе Психология, конечно, есть психолог. И я здесь на эту территорию не наступаю, психолог как раз проверенный, а не тот, который диплом купил. Нормальный клинический психолог, который уже много лет практикует.
Что касается системы - история с управлением начинается с того: что мы хотим, куда можем прийти, и что у нас сейчас есть, где узкие места? Я люблю такой подход, когда мы смотрим на жизнь, как на проект, ты наверное слышала, я часто об этом говорю. Когда мы смотрим на жизнь, как на жизнь, мы начинаем переживать: ты начала с понедельника новое занятие какое-нибудь, и что-то пошло не так, и ты: "Ну всё!" Если человек, то он неудачник, у него ничего не получается.
А если это проект - мы проверили гипотезу, она не сработала, едем дальше, следующая гипотеза.
У тебя нет этого эмоционального отношения к вещам. И в проектных штуках очень много классного применимого к жизни, что помогает действовать осознанно. Контролировать все области: и здоровье, и финансы, и ценности, и отношения, и своё личное пространство, и свои личные границы, — это всё как один большой проект, который задумывается изначально как что-то прекрасное. Что-то, что будет нас радовать!

Анна: Напоминаю, что сегодня с нами была журналист SEO-проекта Digital Bandit и сооснователь рекламного агентства Digital Bands, Ева Кац.



Напоминаем, что наш проект про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет певица Найт. И мы поговорим о том, как раскрутиться самостоятельно и продюсировать себя без лейбла.


Made on
Tilda