#18 Варвара Лялягина – Что сделать для продвижения своего творчества и что такое творческий бизнес

подкаст Artcoin
Гость выпуска
Варвара Лялягина
автор бизнес-проекта Start Blog Up и основательница сообщества для творческих предпринимателей "Студия"
Что можно сделать для продвижения своего творчества
темы подкаста
1
Предложите важные для вас темы
У каждого есть темы, которые его волнуют, и про которые он может рассказать, как никто. Предложите их изданиям.
2
Соцсети журналам не страшны
Сначала казалось, что это большой удар, что все пишут про себя сами и зачем им журнал. Но это не так.
3
Люкс, премиум и лайфстайл решил уйти обратно в принт.
Так как у блогеров другая целевая аудитория. И результат от сотрудничества с журналами выше.
4
Обратить внимание на онлайн
Все сферы так или иначе переходят в онлайн, стоит воспользоваться этой возможностью
Советы Варвары:
  1. В медиа можно из одной профессии перетекать в другую. И если у тебя есть навыки работы в медиа, особенно работы с людьми, то можно эти навыки переложить на всё остальное и с успехом что-то другое делать.
  2. Медиа – это постоянно развивающаяся и видоизменяющаяся сфера, как мы видим, и сейчас каждый, каждый может открыть свой YouTube-канал или блог или тик-ток.
  3. Если у вас есть крутой месседж, который вы хотите донести, то сейчас нет каких-то причин этого не делать. А если не получится - ну, и ладно.
А для тех, кто любит читать, ниже полный текст выпуска.

Анна: Сегодня со мной Варвара Лялягина, журналист, автор бизнес-проекта Start Blog Up и основательница сообщества для творческих предпринимателей Студия. Мы будем говорить о том, что такое творческий бизнес и существует ли он. Расскажи немного о себе. Всегда ли ты занималась журналистикой?
Варвара: Я с 97-го года занимаюсь журналистикой, страшно уже говорить эту дату. С каждым годом всё страшнее, то есть это уже получается сколько, мама дорогая, 23 года! И я пошла в школу журналистики при Аничковом дворце, городская школа журналистики, когда я была в девятом классе, и с тех пор я активно пишу. Занималась тогда ещё вёрсткой, поиском новостей в те времена, когда ещё не было интернета, так что довольно долго я это делаю.

Анна: Скажи, но насколько знаю, у тебя был период, когда ты работала в офисе. Почему? Стабильности захотелось?
Варвара: Училась на журфаке как-то в какой-то момент решила попробовать себя в Public Relations, тогда эта профессия начинала активно развиваться, и я тогда уже в какой-то степени, скажем так, оказалась в офисе, то есть я ездила училась в Бразилии, была там на стажировке, там занималась тоже продвижением, пиаром, уже что-то на стыке маркетинга и пиара. И мне захотелось скорее не то, что в офис, мне захотелось в какой-то момент после окончания университета, после стажировки, на которой я была, мне захотелось международного духа и международной компании. Поэтому я тогда начала искать возможность как-то устроиться в большую международную корпорацию и в общем мне это через какое-то время удалось, я прошла все этапы отбора, многочисленные интервью, тестирования, и я начала работать в Procter & Gamble. И я пришла в отдел персонала, там я работала почти 10 лет. Но, как я уже позже поняла, это тоже было довольно тесно связано с коммуникациями, с тем, чем я занималась, когда я занималась Public Relations, журналистикой, там я уже общалась с журналистами с точки зрения работодателя, давала какие-то интервью. Потом я уже больше работала внутри компании, но так или иначе всё это тоже было вокруг коммуникаций.

- А почему ты в какой-то момент решила уволиться и создать блог? Тогда это была такая не модная история, фриланс, насколько я понимаю, и блогинг.

- Я вообще первый блог создала в 2002-м году, ещё задолго до того, как начала работать в международной корпорации. Это был ЖЖ, но тогда, конечно, это была совсем другая история, и тогда ЖЖ был больше похож на то, что сейчас уже представляют из себя социальные сети, и то, всё-равно какой-то свой был мир и своя какая-то культура даже можно сказать. У меня был потом блог, который был посвящён моему хобби - скрапбукинг, это я уже работала в компании, но хотела креатив, своё творчество куда-то направлять. Но в какой-то момент, довольно долго проработав в компании, я начала всё больше и больше задумываться о том, а есть ли что-то вне корпорации. И если да - есть ли что-то для меня, что мне может быть интересно? Много очень, не один год размышляя над этими вопросами, в какой-то момент я поняла, что мне хочется как-то себя выражать, и выражать в интернете. И как-то, знаешь, я смотрела на других творческих людей, которыми я восхищалась и где-то завидовала, и думала: "Я хочу точно так же". И я видела, что у всех этих творческих людей, за которыми я слежу, есть своя площадка в интернете, есть такая своя штаб-квартира, и они регулярно рассказывают о том, что у них происходит на этой площадке, в блоге. И тогда я создала блог и придумала эту идею, она довольно естественно ко мне пришла. И для меня это была возможность, - уже позже анализируя, я это начала больше осознавать, - для меня это была возможность объединять, находить людей, говорить о чём-то, что вне моей работы, вне моей профессиональной деятельности, потому что когда уже 8 лет работаешь в компании, вокруг тебя коллегия, всё, о чём ты говоришь, это твоя работа. И вдруг я начала говорить там, в этом месте в интернете, в блоге о том, что мне интересно, и вокруг меня начали очень потихоньку, очень медленно, но собираться люди, которые уже перестали меня идентифицировать с моей профессиональной деятельностью, с моей профессией, с моей карьерой. И это был первый шаг для того, чтобы набраться смелости и в итоге решиться на то, чтобы уволиться из компании.

- Я знаю, что ты выбрала своей специализацией творческий бизнес и помощь творческим бизнесменам. Существует ли он вообще? Потому что многие считают, что нет. Расскажи, что ты думаешь по этому поводу.

- Мне кажется как раз, что гораздо больше творческих бизнесов, чем нам может изначально казаться. Я говорю, что я работаю с творческими предпринимателями, и для меня творческий предприниматель это человек, который хочет сделать дело, хочет делать что-то своё, готов много работать для того, чтобы зарабатывать на этом деньги, но при этом готов подходить к этому творчески. Это противоположность такому желания "Так, я сейчас быстро пойду и заработаю деньги. Так, как тут срубить бабла?". Для меня творческий бизнес это когда тобой движет не просто желание заработать деньги, хотя оно тоже важно, но и желание быть полезным, создавать что-то. И, например, у меня был клиент, я работала индивидуально с клиентом, он руководитель строительной компании в Украине, и он занимается реставрацией исторических зданий, и, казалось бы, это стройка, какие-то подрядчики..

- Правильно ли я понимаю, что для тебя творческий бизнес это не область занятий, а то, как человек относится к этому, да?

- Скорее да.

- Согласна, что отношение это самое ценное наверно.

Скажи, как ты помогаешь творцам в создании творческого бизнеса?

- Я помогаю с той частью, которая касается в первую очередь коммуникаций. Я помогаю творческим предпринимателям рассказывать о себе, рассказывать о своём деле, о том, что они делают, и я помогаю очень во многом использовать современные способы для этого, а именно онлайн-площадки. Я очень верю в важность, необходимость своей площадки, своей платформы, своего сайта, своего блога в интернете, ну и, безусловно, мало куда сегодня можно продвинуться, не используя социальные сети, поэтому социальные сети это конечно тоже важная составляющая современных коммуникаций: E-mail-рассылки, E-mail-маркетинг и всё, что связано с тем, чтобы рассказывать о себе, привлекать людей, привлекать аудиторию, потом из этой аудитории превращать людей в клиентов, привлекать не только ту аудиторию, которая тебя читает, смотрит, слушает, но и делать так, чтобы эти люди приносили тебе деньги, готовы были отдать тебе деньги, монетизировать то, что ты делаешь. Работать с клиентами, общаться с клиентами, строить коммуникацию, строить не просто точечное общение, а выстраивать систему. Поэтому я про коммуникации и про системность.

- То есть по сути это такой очень системный по большому счёту маркетинг, который включает и личного бренда продвижение, и продвижение самой компании?

- Да. Про личный бренд тоже довольно много говорим, и я много говорю про это. И я считаю, что это очень важный элемент, важная составляющая процесса, особенно в творческих проектах, бизнес-проектах. Это, конечно, важная история. Я, когда никто ещё не начал говорить про личный бренд так активно, как говорят последние несколько лет, я говорила про персонализированный бизнес, я так это называла. Но по сути имея в виду то же самое. Мы покупаем очень много у людей. Люди покупают у людей. Люди строят взаимоотношения с людьми, и поэтому очень важно показывать не просто корпорацию, особенно если делаешь небольшой творческий бизнес, особенно если ты работаешь сам на себя и делаешь своё какое-то дело, то, что в английском называется solopreneur, самопредприниматели, не знаю, как это правильно перевести, но человек, который работает сам на себя, сам себе начальник, сам себе исполнитель. Очень важно в таких проектах показывать себя, выстраивать доверительные отношения с аудиторией, а доверие возникает там, когда видно человека. Нам сложно выстроить доверие с бутылкой шампуня и с логотипом. Поэтому очень важно рассказывать о себе, рассказывать свою историю, делиться ей, и это, конечно, всё про личный бренд.

- Как ты считаешь, что мешает творцам рассказывать про себя, и эти самые коммуникации выстраивать изначально? Потому что мы же действительно вроде бы с одной стороны покупаем у людей, это правда, и сами когда являемся потребителями, выбираем этот путь, но когда начинаем что-то делать, почему-то не идём сразу по этой дорожке. Как ты считаешь, что мешает? Незнание, неумение, или в чём проблема?

- Я бы сказала, что это две составляющие большие. С одной стороны, это какие-то установки, которые у нас всех есть, у каждого. Например, установка про то, что это стыдно, стыдно себя продавать или "Ну что я буду навязываться" или "Да кому я интересна". Очень много ложных убеждений, установок, которые приходят из детства, из семьи, из школы, обучения, окружения, из культуры. Одни 90-е вспомнить: ещё бы у нас не было у каждого из нас установки "Да что я буду продавать? Это плохо!". Продажи - это стыдно. Вторая составляющая, почему творческие люди встречаются с такими сложностями, это, мне кажется, отсутствие хорошей тренировки системного подхода, системного мышления. И это то, что я получила в компании, это то, что я получила в корпорации, там нас учили, у нас была такая фраза "learning by doing", то есть ты делаешь и учишься. Тренингов у нас тоже было очень много, но не столько мы с утра до вечера сидели в учебной комнате на тренинге, сколько те проекты, которые нам давали, тот рост, который у меня был, позволял мне учиться чему-то новому. От банальных вещей, как правильно писать письма до того, как управлять проектами, как справляться с дедлайнами, как взаимодействовать с другими людьми, объяснять им, что ты хочешь от них получить, как-то сохранять то, что ты сделала, не в формате скучного отчёта, а в формате одной страницы, когда ты записываешь основные выводы для того, чтобы когда ты в следующий раз будешь это делать, можно было к этому вернуться. Создание чек-листов для того, чтобы процесс проходил проще. Этому всему я научилась очень во многом именно в компании. Не у всех есть такой опыт, не всем повезло работать в лучшей, как я считаю до сих пор, компании. Компания Procter & Gamble одна из лучших компаний с прекрасно выстроенными системами, с прекрасным менеджментом. И наша система обучения.. Наши с тобой зарубежные коллеги получают часть этих навыков, пока они учатся. Там есть, например, клубы дебатов, где люди учатся отстаивать свою точку зрения и формулировать свою мысль, там есть проекты групповые. В школах, мы смотрим американские сериалы, там они работают всё время, одноклассники ходят друг к другу, делают совместные проекты. В нашей системе образования меньше таких вещей, поэтому с точки зрения системы образования мы этого не получаем часто, а с точки зрения работы - не все работают в международных корпорациях, не у всех есть возможность научиться системному мышлению, системной работе, системному подходу проектному.

- Какие советы ты бы дала человеку, который только собирается что-то открывать. Ему, конечно, как мы выяснили, и я могу по собственному опыту сказать, очень страшно начинать об этом писать, говорить и вообще что-либо делать по этому поводу. Каких бы три совета ты дала в качестве первых шагов? Может это твой личный опыт или то, что ты советуешь своим клиентам.

- Мне кажется, что если есть такой страх, и это правда страшно. Я вспоминаю, как мне было страшно, мне периодически страшно до сих пор, если я затеваю что-то новое, и над некоторыми вещами я долго прокрастинирую, потому что просто страшно. Мне кажется, что здесь есть несколько важных вещей. С одной стороны, это найти группу поддержки, и в какой бы ситуации вы ни находились, мне кажется, что даже если пока ничего нет, есть только какая-то идея, и я вспоминаю, как я рассказывала, что я работала в компании, ездила с утра, вечером возвращалась, каждый день ездила на завод работать, и вокруг меня были одни коллеги, причём я была в другом городе, не в своём, у меня там даже не было особо близких друзей, тем не менее, сейчас есть прекрасная возможность - интернет. Я по интернету, по электронной почте взяла своих старых знакомых, старых друзей, коллег с предыдущих работ, должностей, с которыми я общалась. Мне кажется, там было порядка 15-и, может чуть меньше человек. И первое, что я сделала, это я написала им, что слушайте, друзья, я хочу с вами поделиться, пока ещё никто об этом не знает, я хочу вам рассказать первым, я думаю над тем, чтобы создать блог. И вот, о какой я теме думаю, вот, о чём я думаю там писать. Мне будет очень важно услышать вашу обратную связь. Если у вас есть какие-то идеи, что я могла бы там рассказать, я была бы очень этому рада. и я получила от всех ответы и огромную поддержку, я уже почувствовала, что есть люди, которые ждут то, что я собираюсь сделать. Я ещё ничего не сделала к тому моменту, я только придумала это, я уже это сформулировала в виде письма, что это будет, какие-то темы написала, то есть уже был примерный план, но очень простой. Найти людей, пусть несколько, которые будут поддерживать, которые будут черлидерами, которые будут стоять и говорить "Да, да, я в тебя верю!". Не всегда те люди, которые, нам кажется, будут нас поддерживать, например самые близкие люди или близкие друзья, не всегда они станут этими чирлидерами, потому что мы может от ближайших людей иногда услышать что-то вроде "Ой, да зачем ты это делаешь", "опять придумала какую-то ерунду.", " Ой, создашь ещё один блог, в котором будет три поста, и потом забросишь", "Мне кажется, зачем это нужно" или "По-моему, нужно заводить не блог, а заводить детей". Это всё реальные ответы, которые я тоже получала, но при этом у меня была вера в то, что я делаю, понимание того, что я хочу это сделать, я понимаю, зачем я это делаю. И тогда это "зачем" было без каких-то суперсложных формулировок, но это было "Я хочу это попробовать. Мне хочется посмотреть, что из этого получится". Я вижу перед собой примеры, я рассказывала, что я смотрела на других, у них были блоги, я смотрела на примеры и говорила: "Я хочу вот так, вот так, вот так". И мне не кажется, что я чем-то хуже, чем-то глупее, и я найду тех людей, которые это поддержат. И были те люди, которые меня поддерживают, были те, кто делали вид, что поддерживают, скажем так. Никто, конечно, не сказал "Я тебя не поддерживаю", но были странные фразочки "Ой, надо всё делать не так" или "Зачем?" и "Делать нужно другое", поэтому как-то попробовать заземлиться за то, зачем вы это делаете, понимать, для чего я это делаю, найти людей, которые будут поддерживать, и ещё одна очень важная вещь - не усложнять. Я очень часто вижу, как люди начинают настолько себе усложнять задачу и прятаться за этими усложнениями. "Так, ну мне нужно профессиональную фотосессию. Пока её не будет, как я могу это сделать!? Пока я здесь не сделаю логотип, который мне сделает обязательно дизайнер.. Зачем логотип делать? Надо же брендбук сразу! Я не могу без этого запуститься, не могу ничего сделать, мне нужно, чтобы обязательно всё было эксклюзивно, профессионально, за кучу денег". Нет! Самое главное в самом начале - это начать! И поэтому максимально делать это проще и на каждом маленьком шажочке задавать себе вопрос: "Я могу сделать это проще? Как я могу сделать это проще?"

- Как твоя помощь предпринимателям выражается? Что ты делаешь? Я поняла, что есть индивидуальные консультации. Есть какая-то может быть группа или курс, или что-то ещё?

- Да, я работаю индивидуально с людьми, но сейчас уже в меньшей степени. У меня есть индивидуальные клиенты: кто-то приходит с набором вопросов, мы точечно встречаемся, и я помогаю с этими накопившимися вопросами или с вопросами, когда не понятно, где буксуешь. Есть у меня формат, где я работаю на цикле встреч, когда мы начинаем определять, для чего всё это, для кого всё это, работаем над личным брендом и, собственно, дальше работаем над созданием платформы/площадки, наполнением, написанием текстов, визуальным наполнением и дальше продвижением, как сделать так, чтобы людей туда привлекать, есть такой формат. Но сейчас я довольно мало работаю индивидуально, потому что мой главный проект - это сообщество для творческих предпринимателей, для творческих людей, сообщество "Студия", где в формате того, что в России сейчас модно называть закрытым клубом, я это называю сообщество по подписке, по-английски это называется Membership Site. Я работаю уже с большим количеством предпринимателей, около двухсот человек у нас сейчас активных в студии, в сообществе. Там мы работаем на регулярной основе изо дня в день и с обучающими материалами, тренингами, и с регулярными встречами в Zoom'е, и с вебинарами, с воркшопами, с онлайн-коворкингами, где все приходят, и каждый работает над своей задачей, но при этом видит других и знает, что "Ага, за этот час мне нужно сделать вот это", и есть ответственность внешняя. в общем там очень много разных интересных активностей, которые как дают какие-то необходимые знания, так и помогают, создают ту самую поддержку, о которой я говорила, которая очень-очень важна. Я хотела сказать сейчас на начальном этапе, но мне кажется, на всех этапах важна поддержка.

- А скажи, как ты его строила? Потому что на сколько я знаю, ты начала это чуть раньше, чем это стало модным, и тебе пришлось по новому пути идти, придумывая и создавая это всё.

- Да, ты знаешь, сейчас я смотрю - так много появилось разных сообществ, и конечно в связи с ситуацией, когда мы всё больше стали в этом году приходить в онлайн, особенно начало активно развиваться это направление. Сообщество я начала создавать уже больше трёх лет назад. У нас довольно длительный был период подготовки сайта, технических подготовок. И мне кажется, что до сих пор в российской среде, в русскоязычном пространстве не очень просто всё это технически организовать, гораздо сложнее, чем в зарубежных системах, они уже очень хорошо работают на то, что называется рекуррентные платежи, это повторяющиеся абонентские платежи на создание сайта с закрытым доступом, к которому человек получает доступ, когда оплачивает, когда проходит оплата. Там много таких технических связок.

Я начала это делать три года назад. Я увидела, я сама просто пришла в сообщество, я в какой-то момент развития своего проекта уже поняла, что такие основные знания теоретические я уже вроде как примерно понимаю, что делать, и мне хотелось больше коучинга, больше взаимодействия с экспертом, меньше "делай раз-два-три-четыре-пять", а больше возможности задать вопросы, получать постоянную поддержку, и во всех этих поисках я наткнулась сама на сообщество, куда я пришла "Ну, посмотрим, что это такое". И буквально в первые дни, когда я там только оказалась, я поняла, что это просто великолепная бизнес-модель, которая даёт свободу участнику, то есть в отличии от онлайн-курсов, где есть тема определённая "Сейчас вот эта тема! Мы занимаемся созданием лендинга". И курс по этой теме. а может мне сейчас это не нужно? Может быть мне это нужно будет через два месяца? Но через два месяца у эксперта не будет этого курса, он продаёт сейчас. Неудобненько получается. И потом начинается "Сдайте домашнее задание", вот такой прессинг. Мне этого хватило в школе, честно говоря. И в целом мой подход в том, что если есть изначально желание, если есть понимание, ради чего ты это делаешь, то я справлюсь сама, меня не надо заставлять домашними заданиями, дедлайнами и так далее. И в сообществе по модели подписки гораздо больше гибкости и самостоятельности, чем в линейном онлайн-курсе. Там гораздо больше тем, я могу посмотреть в эту тему, я могу сюда заглянуть, если мне сейчас создание лендингов не актуально, а будет актуально через два месяца, то я приду в библиотеку материалов и через два месяца посмотрю эти материалы. И через два же месяца смогу задать вопрос на сессии вопросов и ответов эксперту, к которому я пришла. И эксперт доступен мне, причем я поняла тогда сама, что дорогостоящий эксперт, у которого дорого стоит консультация точечная, этот эксперт за гораздо меньшую сумму доступен мне регулярно, и у меня не всегда есть вопросы для того, чтобы прийти на целый час или на полтора на консультацию. У меня иногда вопрос: "Слушай, а какую веб-камеру ты используешь? Я тоже думаю веб-камеру использовать. Стоит? Видишь ли ты разницу, какая веб-камера?". И эксперт мне отвечает, высылает фотографию, даёт ссылку на эту камеру, я думаю: "О, отлично. Пойду куплю!". Но это не тот вопрос, для которого нужна консультация дорогостоящая. И таких вопросов очень много возникает. Я поняла, что эта идея membership site, сообщества по подписке, я как участница плачу небольшую сумму, при этом имею свободу, имею доступ к большому количеству материалов, имею возможность подключаться к каким-то живым активностям, вебинарам для того, чтобы поддерживать ответственность в себе, если мне это необходимо. Если нет, я могу их спокойно пропустить и посмотреть в записи тогда, когда мне будет актуально, и я имею доступ к эксперту, и я имею доступ к сообществу таких же людей, которые тоже на той волне, и которые тоже, если что, мне могут подсказать и какую камеру использовать, и как они что-то делали. И всё это по довольно скромной цене гораздо меньше, чем онлайн-курсы. Это бизнес-модель, которую я сначала вкусила как участница и поняла, что с точки зрения создателя она тоже очень-очень классная. И я так загорелась, что тут же побежала и сказала: "Я хочу себе то же самое". Но правда у меня заняло много времени сделать это уже самой, в том числе потому что технические вопросы были непростые.

- Почему ты решила создавать для этого платформу, почему не сделать было бы, например, закрытую группу в социальных сетях? Это сейчас первое, что приходит в голову.

- Потому что я про системы и я про стратегический подход. Я изначально понимала, что это модель, в которой я себя вижу, я хочу к ней стратегически подойти, я не просто хочу сделать что-то на месяцок, собрать денег, срубить бабла, попробовать что-то, поковыряться, а потом не знаю, понравится мне, не понравится. Я поняла, что это тот формат, который мне подходит. Я понимала, что для того, чтобы зарабатывать те деньги, которые я хочу, выполнять свои финансовые цели, мне нужно 150-200 человек в сообщество. Когда я запускалась, я говорила: "Моя цель - 150 человек". 150 человек сидеть руками перебирать, писать, добавлять их потом руками в группу, потом их удалять из группы, это глупо. поэтому важно автоматизировать этот процесс. Как автоматизировать этот процесс? Нужно наладить системы, наладить какие-то процессы. Как это делается? Я потихоньку, задавая себе эти вопросы, погружалась в это всё больше и больше. Дальше я понимаю, что если у меня есть условно 100 человек или 150 человек, и если я буду каждый месяц писать этим людям про то, что нужно продлить абонентскую плату, то если это 15-20 человек, это можно делать руками, но если их 100 или 150, или 200, как сейчас, на данный момент уже около 700 человек прошло через моё сообщество, то даже если люди хотят, например, продлить, у них есть свои дела, им некогда, у них какие-то свои заморочки, значит, я буду переписываться, тратить своё время, тратить их время, они должны будут каждый раз переписываться, вспоминать, находить карточку, вводить её куда-то или какие-то реквизиты, ещё что-то. Плюс какое-то количество людей, им будет это неудобно, и они будут отваливаться. Мне это тоже невыгодно с точки зрения бизнеса. Поэтому, посмотрев на это с бизнес-точки зрения, с точки зрения систем, процессов, конечно, я решила сразу делать это по уму.

- Как много экспертов вы приглашаете? И они постоянные или меняются, или как это происходит?

- У нас есть в сообществе эксперты, которых я приглашаю, их не так много, я очень аккуратно, очень избирательно отношусь к тем, кого я приглашаю, для меня очень важно, чтобы мы с экспертом были на одной волне, чтобы эксперт поддерживал те ценности, те подходы, которые есть у меня в сообществе, поэтому я очень долго, очень аккуратно присматриваюсь, и очень осторожно кого-то приглашаю, то есть приглашаю только самых-самых. Конечно, не во всех вопросах у меня есть экспертиза. Например, у нас есть тренинг по ютубу Ульяны Улила(?31:37), у нас есть тренинг по поисковой оптимизации от моего друга, эксперта по поисковой оптимизации Николая Тихонского, у нас есть по съёмке видео большой фокус, по созданию подкастов, по продвижению на ETSY, и в этих темах я приглашала во многом своих друзей, хороших знакомых, и они делились с участниками сообщества своими знаниями. Но очень много материалов - это материалы, которые я готовлю, где я делюсь опытом.

Бывают разные форматы сообществ, бывают сообщества, которые в первую очередь привлекают тем, что "мы тут собрали много разных экспертов, и большое количество разной экспертизы, приходите на этих разных-разных экспертов". В Студию, в сообщество творческих предпринимателей, участники скорее приходят на меня, они знакомятся где-то со мной: в интернете, на моём сайте, в моём блоге, на моих социальных сетях, и в каких-то момент говорят: "Да, нам нравится то, что она говорит, то, что даётся в бесплатных материалах, работает, и я хочу получать больше этого, я хочу иметь возможность задавать Варваре вопросы, видеть, как она делает свои проекты, получать больше информации". Поэтому большинство материалов студии - это моя экспертиза, мой опыт.

- Когда сообщество такое большое, 200 человек, есть ощущение сообщества своих, не возникает ли ощущение, что это чужие люди, условно говоря?

- Тут скорее стоит студийцев спросить, но я получаю очень много отзывов по поводу того, что Студия - это уютнейшее сообщество, и я, создавая Студию и работая с пространством, работая с групповой динамикой участников, я ориентируюсь очень много на то, что я вижу, смотрю на ту экспертизу, которая есть во вне. Я сама в большом количестве сообществ побывала, смотрела, я сама была и в сообществах, в которых 5 тысяч человек, и сейчас я в сообществе, в котором 10 тысяч человек, и очень многое зависит не от количества людей, а от того, как построена система работы, взаимодействия. Конечно, атмосфера будет немножко разная, будет в сообществе 10 человек или будет 200. Конечно, меняется, есть разница. но тем не менее хитрость сообщества в том, что это не онлайн-курс, в котором вот 20 человек, и все 20 человек на 2 недели делают домашнее задание, а здесь больше свободы, поэтому нет такой толпы, есть ощущение, что мне это нужно, кто-то из наших участников любит, например, у нас есть сессии по планированию месяца, и они приходят на неё, а кто-то говорит: "Да ну это планирование месяца, я сама прекрасно справляюсь, и мне не нужно для этого участвовать в сессии, но вот воркшоп по теме "Как работать с отзывами клиентов" мне полезен сейчас, поэтому я на него онлайн приду". И в итоге на каждую активность приходят свои люди и не создаётся ощущения толпы, но я знаю, я вижу это по другим примерам, что даже если в сообществе будет больше людей, да, немножко по-другому нужно будет выстраивать, или множко, не знаю. Но процессы будут другими, но есть прекрасные, очень уютные, очень классные сообщества на тысячи человек, и это возможно.

- Я хочу тебе задать вопрос, который я задаю всем героям. Какая книга/фильм, или может какое-то искусство, картина, в общем какое-то творчество, которое тебя очень изменило, помогло тебе и которое ты можешь рекомендовать?

- Я расскажу про книгу, которая казалась довольно классной, и могла бы стать проходящей в моей жизни, но она такой не оказалась. Книга, которая очень сильно повлияла на меня, это книга "Проект счастья" Гретхен Рубин. Я прочитала её 10 лет назад, и она кажется довольно простенькой, Гретхен, которая решила попробовать стать счастливее, делать разные интересные resolutions, новогодние обещания каждый месяц посвящать чему-то и каждую неделю делать эти обещания. Но сама Гретхен очень глубокая на самом деле, и в ней сочетаются эта глубокость и при этом простая и очень приземлённая, понятная подача. Я, конечно, когда прочитала эту книгу, подумала: "Эту книгу должна была написать я! Как так получилось?". Мне очень многое откликнулось. И проект, блог "Дом, в который хочется приходить", это блог о счастье. Мне тогда сестра, по-моему, сказала: "Слушай, ну как-то узковата тема, только про дом", - а для меня это было гораздо больше, чем про дом, про какие-то поделки для дома или интерьер, для меня это было как раз про то, как самому быть счастливым, и как создать вокруг себя пространство, чтобы к тебе хотели приходить в гости, чтобы к тебе тянулись. дом, в который хочется приходить. Чтобы тебе туда хотелось приходить, и другим людям туда хотелось приходить. Для меня это было очень во многом гораздо шире, чем просто про то, как дом выглядит. И потом я взяла интервью у Гретхен Рубин, и оно опубликовано в блоге "Дом, в который хочется приходить", так что это была интересная история.

А с точки зрения искусства, не знаю, на сколько это искусство, но мне кажется, что интерьерный дизайн тоже очень сильно на меня повлиял, и кажется, что это не имеет никакого отношения к тому, что я делаю сейчас, но я помню, как я оглядывалась на свою квартиру, когда уходила на работу и думала: "Как я не хочу в офис. Я просто хочу здесь оставаться и просто никуда не уходить из своего дома". Я вообще домосед, если это ещё вдруг не понятно из всего того,ч то я рассказала!

- Творческие люди часто боятся думать о деньгах, и из-за этого они не могут двигаться вперёд и создавать какие-то свои проекты. Какой бы ты личный совет дала по этому поводу? Может быть что помогло тебе, или какой-то твой опыт уже в сообществе?

- Мне кажется, что с одной стороны это довольно глубокая работа с установками, которые, если глубоко где-то сидит и прям совсем никак, то я думаю, что стоит обращаться к специалистам, кто-то работает с коучем, кто-то работает с психотерапевтом, то есть каждый выбирает своё направление, которое кажется ближе. Но мне кажется, что это скорее туда, где есть экспертиза. А с другой стороны, я могу звучать как заезженная пластинка, но мне кажется, очень важно правда окружить себя теми людьми, которые тоже делают примерно то же самое. И это не обязательно конкуренты, но это люди, которые тоже делают что-то творческое и при этом они хотят зарабатывать, они ставят себе цели, они их достигают или не достигают. Если не достигают, то анализируют, почему так произошло. Если достигают, то тоже анализируют. Не быть одному в этом. Потому что когда рядом есть другие люди, к которым можно прийти и сказать: "Ой, я не знаю что-то тут", - и тебе скажут: "Да ты чего, классно всё сделано! Отлично! Тебе сейчас нужно вот это, вот это", - и получить такую поддержку, видеть других людей, которые тоже развиваются, и всё будет здорово!

Напоминаем, что наш проект посвящен про творчество и деньги и с каждым новым выпуском мы двигаемся еще на один маленький шаг вперед в этих темах. В следующий раз нашим гостем будет издатель Анна Корякина. И мы поговорим о том, как пробиться в медиа и сложно ли издавать свой журнал.
Made on
Tilda